О явлении злых духов и образе их явлений
К
ниги Ветхого и Нового Заветов и Церковная история пере-
дают также много опытов явления злых духов. Первое из-
вестнейшее и самое зловредное для человека явление диа-
вола, — это то, когда он под видом змия явился к Еве и искусил ее 1 .
С тех пор образ змия самый употребительный, чувственный образ
диавола. В Свящ. Писании диавол часто называется древним змием 2 ,
— говорится, что адский дракон будет сражаться с женою, под ви-
дом которой представляется церковь, и что он будет поражен Ар-
хангелом Михаилом и свержется им с высоты небесной 3 . Из книг
Ветхого завета известно, что в этом образе он был почитаем языч-
никами. В Вавилоне напр. воздавали божеское поклонение живо-
му дракону, которого Даниил умертвил, дав ему проглотить состав
из разных ядовитых веществ 4 . У язычников быль род гаданий пос-
редством змей, который назывался у них офиомантией.
Египтяне, Греки и Римляне почитали змей и смотрели на них, как
на что-то божественное. Воздавали гадам божеское почитание 5 . Бла-
женный Августин 6 передает, что Манихеи признавали змия за Хрис-
та и говорили, что это животное, подав известный совет Адаму и
Еве, чрез это самое открыло им глаза. По общепринятому мнению,
выражения Абраксас или Абрахадабра 7 , которые считались священ-
ными у древних еретиков Василидиан, которые, подобно Манихеям,
признавали два начала всех вещей, доброе и злое, — по своему на-
чертанию представляли образ змея. Абраксас с еврейского значит
злое начало, или отец зла, — Аб-ра-хад-аб-ра — означает также еди-
ный отец зла, или единое злое начало.
Блаженный Августин 8 замечает, что ни одно животное не употреб-
лялось так часто при волхованиях, как змея, как бы в наказание за то,
Быт. III, 1-23.
Апок. XII, 9.
Апок. XII, 7-9.
Дан. XIV, 23-26.
Aelian, Hist. animal.
Aug., Tom VIII, p. 28, 264.
Ab-racha – отец зла, или злой отец.
Aug. de Penes. ad lit. I, 2, c. 18.
Весь языческий мир в своих мифах о борьбе божественных героев со змием, или сата-
ною, единогласно указывает на неоспоримую истинность Моисеева повествования о яв-
лении демона Еве в образе змия. В сочинении доктора Зеппа: Das Heidenthum und dessen
Bedeutung für das Christenthum, III Thl. 8 J. —говорится относительно этого предмета так:
что змий-обольститель вначале внес в мир зло, от чего извращено в нем (мире) пер-
то, что она соблазнила первого человека. Впрочем, более обыкно-
венный вид, в каком демон являлся людям и искушал их, — это об-
вобытное совершенное состояние и возникла борьба между добром и злом с перевесом
этого последнего, и что этого древнего змия, по обетованию, имел победить и сокрушить
ему главу небесный герой, рожденный от девы, — эта религиозная идея были присуща
всем народам древности и у всех их выразилась в мифе о борьбе с драконом. Так, Зевс
побеждает змеевидных Титанов; Аполлон — Пифона; Геркулес побеждает Гесперндова
дракона, — хранившего прекраснейший сад с золотыми яблоками, принадлежавший трем, а
по другим, четырем сестрам, называвшимся Гесперидами, — побеждает также девяти-
головую Лернейскую гидру, у которой всякий раз, как только отсекалась у ней голова,
тотчас на место ее вырастала новая. между тем как враждебный герою рак щипал его за
пятки. Геркулес же убивает буйного Цербера, у которого было 3, а по Гесиоду (Theog.. V,
312) даже 50 голов. Озирис борется с Тифоном и Горус умерщвляет этого бога-дракона,
или Баал-Зефона, самое имя которого означает змия. Ормузд побеждает Аримана, кото-
рый под видом змея соблазнил праотцов, — и Феридун низвергает с неба князя драконов
Ацдегака, или Цогака. В Индии Вишну отрубает голову дракону Рагу, а Кришна воюет
против черного дракона Цеши с пятью головами и умерщвляет его, раздавив ему наконец
головы. У Иова (в III, 8; XXVI, 12, 13) и у Псалмопевца (I.XXIII, 14, LI, 9) образно пред-
ставляется Иегова поражающим змия Левиафана. Тибетяне представляют свою Дургу бо-
рющейся с Магаасурой, великим злым духом. Дурга — это восточная Минерва, потому
что и Минерва изображается также победительницей змея с копьем и чудовищем подле
нее (Pavsanias I, 24). В образе молодой девушки Дурга наступает ногой на голову змия и
отсекает ее от туловища; но когда на обезглавленном туловище вырастает верхняя часть
человеческого тела, она вонзает меч в сердце туловища. У Камчадалов этот миф имеет то
отличие, что богиня раздавливает голову змия. В честь этой богини — победительницы
змей у язычников было два годовых праздника, с которыми по времени совпадают хри-
стианские празднества св. Георгия и Михаила: один из них праздновался весной, другой
осенью. Победу над змием приписывали Финикияне Кадму. который будто бы победил
Пифона при Исмейском источнике у Киферона, — Греки и другие восточные народы Пер-
сею, Арамейцы — Араму. В северной Германии Тор побеждает народного змея Иормун-
гарда, Фрейр исполина Бели; Зигфрид, Отнит и Вольфдитрих по примеру богов сра-
жаются с крылатым змием. У Богемских и Польских Славян есть рассказ о чудовище
Турисе, которое было побеждено Кроком; Русские называют св. Владимира победителем
змей. Еще национальнее в этом отношении их победитель змей Журило. Никто не мог
победить ужасного Линта, но Журило, обладая необыкновенной силой, сламывает дерево
и убивает им страшилище. Это борьба вола со змеем. Подобно Тезею, Журило получает
от Яги-Бабы клубок ниток, который, постепенно разматываясь, указывает ему путь к вол-
шебному замку князя Зимы Кощея, похитившего удивительно прекрасную Милолику, ко-
торую Журило теперь и освобождает увозит на своем чудном коне. У Ацтеков змей в
свите бога войны представляет многознаменательный символ; изображение борьбы со
змием высшего божества и умерщвление его этим последним как воплощенной разруши-
тельной силы, встречается также на Мексиканских картинах; Тетцкатлипока представ-
ляется убивающим большого змия (Cortes, I. с. 211). По понятию Китайцев, солнечные и
лунные затмения происходят от того, что змий тьмы заслоняет собой сияние солнца и лу-
ны, но при этом Илиос (бог света) всегда остается победителем .
Все эти мифы получают, конечно, полный свой смысл и истинное значение только при
свете христианства, — при свете той истины, что Сын Благословенной в женах Девы Ма-
рии, Христос, побеждает древнего змия — диавола в охраняет свою непорочную невесту
— церковь от его козней. В средневековой храмовой символике Спаситель изображается
в виде победителя львов и змей с победной хоругвью, — смысл такой: в виде победителя
львов Он изображается, как победитель грубой силы древнего язычества, а в виде победи-
теля змей как победитель тонкой хитрой силы современного язычества и современных
врагов церкви Христовой. Примеч. Немецкого переводчика.
25
раз человеческий: вероятно, в таком виде явился он Иисусу в пус-
тыне (Матф. IV) и искушал его. Почти во всех тех явлениях диаво-
ла, которые в таком бесчисленном множестве передаются нам жития-
ми Святых, он имел человеческий образ. Для того, чтобы предста-
вить фактические доказательства действительности явлений диаво-
ла и несколько примеров на то, в каком именно виде и зачем яв-
лялся он, представляем несколько фактов его явления, заимство-
ванных из жизнеописаний Святых.
Незадолго до нашествия Персов на Греческую империю, во второй
Киликийской епархии в городе Адане, с экономом соборной церк-
ви этого города Теофилом случилось такое происшествие.
Теофил отличался и всем известен был безукоризненно-честным
и в высшей степени деятельным выполнением своих обязанностей
по должности и своими христианскими добродетелями. Он был гла-
зом и десницею своего епископа. Он был отцом для сирот, питате-
лем для вдов, щедрым подателем для нищих, заступником для оби-
жаемых, помощником для беспомощных, и потому пользовался все-
общею любовью и уважением. И когда епископ Аданы умер, то все
единодушно желали, чтобы епископом был сделан Теофил, и обра-
тились об этом с просьбою к киликийскому первопрестольному ар-
хиерею. Архиерей разделил общее желание. Но Теофил, по чувству
христианского смирения и по слишком высокому уважению к епи-
скопскому сану, решительно отказался от принятия на себя этого
сана. Напрасны были все просьбы к нему об этом со стороны всего
народа, клира и первопрестольного архиерея. Теофил остался при
своем решении. Принуждены были сделать епископом другого, а
Теофил остался при прежней экономской должности. Несмотря на
безукоризненно-честную жизнь Теофила, нашлись люди, которые
по внушению духа злобы и зависти начали клеветать на Теофила
пред епископом и обвинять его в самых непотребных вещах. Епис-
коп, сам хорошо зная Теофила, как человека в высшей степени бла-
гочестивого и добродетельного, сначала долго не давал никакой ве-
ры этим клеветам и обвинениям. Но так как они не прекращались, а
все более и боле усиливались, то епископ мало-помалу стал верить
им и решился наконец удалить Теофила от экономской должности
под тем предлогом, чтобы дать ему покой от продолжительных тя-
желых трудов. Теофил беспрекословно повиновался. Теперь зависть
и злоба демона приняли другое направление. Прежде он действовал
чрез других людей, теперь он начал всеми силами действовать на
душу самого Теофила. Демон стал возбуждать и развивать в нем та-
кую мысль, что он подвержен от епископа совершенно несправед-
ливому унижению, что за его труды и добродетели ему заплатили
оскорблением и пренебрежением. Мало-помалу эта мысль разви-
лась в Теофиле до такой степени, что он наконец вообразил, что он
всеми в высшей степени унижен, оскорблен, поруган, и в связи с
этим скоро его душою овладело непреодолимое желание как можно
более возвыситься между людьми. Он сильно возжелал теперь на
первых порах, по крайней мере, получить свою прежнюю долж-
ность. Властолюбие до того овладело Теофилом, что он решился на-
конец, для выполнения своих честолюбивых желаний, искать помо-
щи у волшебства и бесовской силы. И вот он отправляется к извест-
нейшему в то время волхву и чародею, открывает ему свои желания
и со слезами просит у него помощи, обещая должное вознаграж-
дение. Волхв с радостью соглашается помочь несчастному и, обна-
дежив его, велит ему прийти к себе в следующую ночь. Теофил ушел
обрадованный, и в следующую полночь опять является к чародею.
Волхв ведет его на ипподром, т. е. на место конских ристалищ, и
говорит ему: если ты увидишь какое-нибудь видение, или услы-
шишь какой-нибудь голос, не пугайся и не совершай крестного зна-
мения. Теофил соглашался на все и тотчас пред их глазами воз-
никло такое привидение: они увидели множество странных лиц,
разодетых в разные светлые платья и со свечами в руках. Это был
сонм демонов; они славословили своего князя-сатану, который с
гордостью и надменностью восседал среди них. Волхв взял Теофила
за руку, ввел его в сборище и предстал с ним пред князем демонов.
Сатана спросил волхва: «Зачем ты привел к нам этого человека?»
Волхв отвечал: «Я привел к тебе его, господин мой, потому, что он
очень много обижен своим епископом и просит твоей помощи». Са-
тана сказал на это: «Как я помогу человеку, который есть раб Своего
Бога? Если же согласен сделаться моим рабом и поступить в число
моих слуг, в таком случае я ему так помогу, что он получит власть
большую той, какую он имел прежде и даже той, какую имеет епис-
коп». «Слышишь, что говорит князь», сказал волхв Теофилу. «Слы-
шу», отвечал Теофил, «и сделаю все, что только прикажет он мне»,
— и с этими словами он повергся к ногам бесовского князя и начал
лобызать его ноги. Тогда диавол сказал, обращаясь к Теофилу: «Пусть
этот человек отречется от Сына Марии и от нее самой, потому что я
их глубоко ненавижу. И пусть это отречение он напишет своею соб-
ственною рукою и отдаст эту рукопись мне; и тогда пусть требует от
меня всего, чего ему угодно; я все исполню». «Я согласен сделать
все, что бы ты ни повелел», сказать Теофил, «лишь бы я получил то,
чего желаю». Услышавши это, сатана простер свои бесовские руки и
начал обнимать и лобызать Теофила, говоря при этом: «Радуйся, мой
искренний, верный друг!» — Потом Теофил произнес отречение от
Христа и его Пречистой Матери, написал это отречение на заранее
приготовленной для этого волхвом бумаге, запечатал ее и отдал кня-
зю тьмы. И дружески обнявшись и облобызавшись, новые друзья
расстались. Сатана с своею свитой сделался невидим. А Теофил и
волхв с радостью отправились домой.
На другой день после этого происшествия, епископ, нужно по-
лагать, по внушению от Бога, а не от диавола, раскаялся в том, что
он отставил от экономской должности Теофила, призвал его к себе
и снова возвел его на эту должность и при этом вручил ему власть
во всех церковных делах вдвое большую той, какою он владел преж-
де. Епископ потом даже публично пред целым клиром и народом
просил у Теофила прощения за сделанное ему им оскорбление. И
весь почет и уважение от всех, какими пользовался Теофил прежде,
не только опять возвратились к нему, но сделались еще несравнен-
но больше прежнего. Честолюбие Теофила было удовлетворено: он
был успокоен. Но недолго продолжалось это гибельное спокойст-
вие. Милосердный Господь не дал погибнуть грешнику до конца.
Скоро он возбудил в его сердце раскаяние. Скоро Теофил ясно соз-
нал и глубоко почувствовал все несчастие своего положения. Рас-
каяние его было слишком глубоко и искренне; день и ночь прово-
дил он в слезах о своем беспредельном оскорблении Господа и Пре-
чистой Его Матери, о своем глубочайшем падении. И как ни велика
была его виновность пред Богом, мысль о беспредельном милосер-
дии Божием, не хотящем, да кто погибнет, но да вси в покаяние
приидут, — внушала ему надежду на помилование и дерзновение
обратиться к Премилосердому с молитвою о прощении и спасении.
И вот Теофил оставляет все свои занятия по службе и решается все
свои силы и все время употребить на исходатайствование себе про-
щения у Господа; — для этой цели он заключается в одной Церкви
Божией Матери и здесь, пред иконою Пресвятой Девы, целых сорок
дней и сорок ночей проводит в постоянном, глубоком сокрушении о
своей греховности, в строжайшем посте и постоянной слезной мо-
литве о своем помиловании. Наконец, по прошествии сорока дней, в
полночь, когда Теофил по обыкновению молился, является к нему
Божия Матерь и говорит ему: «Зачем же ты так бесстыдно обра-
щаешься, взываешь и молишься ко Мне, чтобы я помогла тебе? ведь
ты же отрекся от Сына Моего и от Меня! Как же я стану молиться за
тебя к Сыну и Богу Моему, когда ты отдался диаволу и дал ему в
этом рукописание, — когда ты раб диавола? И я Сама не могу тер-
петь оскорблений Сыну Моему и Богу. Я могу простить тебя в том, в
чем ты согрешил против Меня, — но озлоблений и оскорблений,
которые вы делаете Сыну Моему, вторично распиная Его таким об-
разом, я не могу видеть и слышать. От совершивших такие озлоб-
ления и оскорбления потребны многие подвиги и глубокое сердеч-
ное сокрушение для того, чтобы они были помилованы Господом,
поелику Он хотя премилосерд, но вместе есть и Судия праведный,
воздающий каждому по делам его». Теофил, ободренный явлением
Богоматери, выразил пред ней все свое глубочайшее сокрушение,
все свое искреннейшее раскаяние, и принес к ней пламенную, слез-
ную молитву о заступлении за него пред Господом и исходатай-
ствовании ему помилования. — Увидев искреннее и глубокое рас-
каяние Теофила, Матерь Божия повелела ему произнесть право-
славное исповедание веры. Теофил с искренним чувством исполнил
это повеление. После этого Богородица обещала ему помолиться за
него пред Господом и скрылась. Теофил по-прежнему продолжал
непрестанно сокрушаться и молиться. Чрез три дня опять является
к нему Матерь Божия с радостным лицом и светлыми очами — и
возвещает ему, что его раскаяние благоугодно Господу, что молитва
его услышана, и что ему даруется Богом помилование под тем толь-
ко условием, чтобы он впредь до конца своей жизни оставался вер-
ным Богу. Теофил высказал искреннейшее благодарение к Преми-
лосердному Господу и к Его Пречистой Матери и искреннейшее же-
лание и готовность во все дни живота своего быть преданным Гос-
поду, и молил Матерь Божию о том, чтобы ему было возвращено
данное им демону рукописание. — Богородица сделалась невидима.
Чрез три дня, в продолжение которых Теофил по-прежнему пре-
бывал в посте и непрестанной молитве, когда он наконец, уже
слишком удрученный подвигом покаяния, уснул, он в сонном виде-
нии увидел, что Матерь Божия несет к нему это рукописание. От
радости он проснулся и действительно увидел, что рукописание это
лежало на его груди. После этого Теофил частью от перенесенных
им духовных трудов, частью от необыкновенной радости впал в ка-
кое-то полумертвое состояние. Пришедши в сознание, он принес до-
стодолжное благодарение Богу и премилосердой Заступнице рода
христианского, и потом для большего очищения себя пожелал со-
вершить публичную исповедь. Для этой цели он во время Бого-
служения явился к Архиерею, рассказал ему всю историю своего па-
дения и спасения и просил его огласить эту историю во всеуслыша-
ние, для общего назидания. Просьба его была исполнена. Вся исто-
рия была оглашена пред всем народом и епископ потом произнес
приличную случаю речь. В продолжение всего этого Теофил лежал
у ног епископа и плакал. Потом Теофил был приобщен Святых Тайн
и весь народ принес хвалу и благодарение Господу Богу. — Осталь-
ное краткое время своей жизни Теофил провел в подвигах молитвы
и воздержания1 .
Святой Священномученик Киприан2 , который до своего обраще-
ния в христианство был волшебником и имел непосредственные
сношения с демонами, сам рассказывает о себе следующее: «По-
верьте мне, говорит он, я видел самого диавола, свидание с ним я вы-
молил у него многими жертвоприношениями; встретившись с ним,
я обнимал и лобызал его и наслаждался беседами его и почетней-
ших его служителей».
Чет. Мин. месяца июня 23 день.
Там же, октябрь месяц, 2-й день.
ГЛАВА VI