Нарушения обмена кальция

Кальций содержится в основном в костях (98 %), но поддержание его нормальной внеклеточной концентрации чрезвычайно важно. Ионы кальция вовлечены практически во все физиологические процессы, включая мышечное сокращение, высво­бождение нейромедиаторов и гормонов, свертыва­ние крови и метаболизм костной ткани. Следова­тельно, нарушения обмена кальция способны привести к тяжелым расстройствам многих физио­логических процессов.

Обмен кальция в норме

В норме суточное потребление кальция составляет 600-800 мг. Всасывание происходит главным об­разом в проксимальном отделе тонкой кишки. В кишечнике также осуществляется секреция кальция, скорость которой постоянна и не зависит от абсорбции. Обычно до 80 % потребляемого кальция выделяется с калом.

Экскреция кальция осуществляется через поч­ки, составляя в среднем 100 мг/сут, и может варьи­роваться от 50 до > 300 мг/сут. В норме 98 % филь­труемого в почечных клубочках кальция реабсорбируется. Реабсорбция кальция (как и нат­рия) происходит в проксимальных канальцах и в восходящей части петли Генле. В дистальных канальцах реабсорбция кальция зависит от секре­ции паратиреоидного гормона (ПТГ), тогда как ре­абсорбция натрия — от секреции альдостерона. Повышение концентрации ПТГ в крови увеличи­вает реабсорбцию кальция в дистальных каналь­цах и снижает его экскрецию почками.

Концентрация кальция в плазме

В норме концентрация кальция в плазме составляет 8,5-10,5 мг/100 мл (2,1-2,6 ммоль/л). Приблизи­тельно 50 % кальция плазмы находится в свободной ионизированной форме, 40 % связано с белками (восновном с альбумином) и 10 % — с анионами (с цитратом и аминокислотами). Физиологически ак­тивным является свободный ионизированный каль­ций, величина концентрации которого ([Ca2+]) наи-

более ваясна в клинической практике. В норме [Ca2+] равна 4,5-5 мг/100 мл (2,2-2,5 мэкв/л, или 1,1-1,25 ммоль/л). Изменение концентрации альбумина в плазме влияет на общую концентрацию кальция, но не на концентрацию ионизированного кальция: при изменении концентрации альбумина в плазме на 1 г/100 мл общая концентрация кальция изменя­ется в том же направлении на 0,8-1 мг/100 мл.

Изменение рН непосредственно влияет на сте­пень связывания кальция с белками и, таким обра­зом, на концентрацию ионизированного кальция. Уменьшение рН плазмы на каждые 0,1 сопровож­дается увеличением концентрации ионизирован­ного кальция на 0,16 мг/100 мл; соответственно, при повышении рН плазмы на каждые 0,1 концен­трация ионизированного кальция уменьшается на 0,16 мг/1 OO мл.

Регуляция внеклеточной концентрации ионизированного кальция

Поступление кальция во внеклеточную жидкость происходит либо при всасывании из кишечника, либо в результате резорбции из костной ткани; не более 0,5-1 % кальция костей участвует в обме­не с внеклеточной жидкостью. Кальций может по­кидать внеклеточное пространство за счет: 1) депо­нирования в костях; 2) экскреции с мочой; 3) секреции в ЖКТ и 4) экскреции с потом. Внекле­точная концентрация ионизированного кальция ре­гулируется ПТГ, витамином D и кальцитонином. Эти гормоны оказывают действие на кости, дис­тальные почечные канальцы и тонкую кишку.

Главнъш регулятором концентрации Ca2+ в плазме является ПТГ. Снижение концентрации Ca2+ в плаз­ме стимулирует секрецию ПТГ, а повышение — ин-гибирует. ПТГ оказывает следующие эффекты: 1) мобилизует кальций из костей; 2) стимулирует реабсорбцию кальция в дистальных почечных ка­нальцах; 3) опосредованно увеличивает всасывание кальция в тонкой кишке путем ускорения синтеза 1,25-дигидроксихолекальциферола в почках.

В организме существует несколько форм вита-мина D, но максимальной биологической активнос­тью обладает 1,25-дигидроксихолекальциферол. В ходе метаболизма холекальциферол (большей частью эндогенный) превращается в печени в 25-холекальциферол, который затем в почках преобразуется в 1,25-дигидроксихолекальцифе-рол. Секреция ПТГ и гипофосфатемия усиливают второй этап (почечный) метаболического превра­щения. Витамин D стимулирует всасывание каль­ция в кишечнике, способствует действию ПТГ на кости и увеличивает реабсорбцию кальция в дис­тальных канальцах почек.

Кальцитонин — это полипептидный гормон, ко­торый вырабатывается парафолликулярными клетками щитовидной железы. Гиперкальциемия стимулирует секрецию кальцитонина, а гипокаль-циемия, наоборот, угнетает. Кальцитонин подав­ляет резорбцию костей и стимулирует почечную экскрецию кальция.

Гиперкальциемия

Гиперкальциемия возникает при многих заболева­ниях (табл. 28-11). При первичном гипер-паратиреозе секреция ПТГ повышена и не зависит от концентрации Ca2+. Напротив, при вторичном гиперпаратиреозе (хроническая почечная недоста­точность или нарушение всасывания кальция) концентрация ПТГ повышена вследствие хро­нической гипокальциемии (гл. 32). Иногда устой­чивый вторичный гиперпаратиреоз приводит к автономной секреции ПТГ с последующей нор­мализацией или повышением [Ca2+] (третичный гиперпаратиреоз).

При злокачественных новообразованиях ги-перкальциемия способна возникать независимо от наличия метастазов в костях. Основную роль в этом процессе играет прямая деструкция кост­ной ткани или секреция гуморальных медиаторов гиперкальциемии (ПТГ-подобные вещества, цито-кины или простагландины). Гиперкальциемия вследствие повышенного вымывания кальция pis костей наблюдается и при доброкачественных со­стояниях (например, болезни Педжета, длитель­ной иммобилизации). Повышенное всасывание кальция в кишечнике может сопровождаться ги-

ТАБЛИЦА 28-11. Причины гиперкальциемии

Гиперпаратиреоз Первичный Третичный Злокачественные новообразования Передозировка витамина D Передозировка витамина А Болезнь Педжета Гранулематозные заболевания Саркоидоз Туберкулез Длительная иммобилизация Молочно-щелочной синдром Тиреотоксикоз Надпочечниковая недостаточность Побочное действие лекарственных препаратов Тиазидные диуретики Литий  

перкальциемией при молочно-щелочном синдро­ме (значительное увеличение поступления каль­ция), гипервитаминозе D или гранулематозных заболеваниях (высокая чувствительность к вита­мину D). Механизм развития гиперкальциемии при других заболеваниях не изучен.

Наши рекомендации