Мюнхен, 8 января 1909 года
С этой трибуны было прочитано много докладов о самых разнообразных интересах и предметах духовной жизни. И сегодня, вероятно, будет позволено обратиться к более прозаической с точки зрения духоведения теме. Более прозаической темой, чем кое-какие из тех, о которых мы слышали здесь, без сомнения, являются вопросы питания. Однако мы увидим, что именно в наше время духовная наука может сказать кое-что и по поводу таких непосредственных, внедряющихся в повседневность вопросов. Ведь, с одной стороны, этому духоведению делают упрек те, кто знакомится с ним, так сказать, извне, что оно де слишком уходит в духовное, что оно, так сказать, теряет твердую почву под ногами. Возможно, однако, услышать, с другой стороны, противоположное, тоже, конечно, от тех, кто знакомится с духовной наукой или антропософией по брошюре или прослушав отдельный доклад. Этот другой упрек можно было бы выразить так: антропософы слишком много говорят, они слишком заботятся о том, что им нужно есть, что им нужно пить. Возможно, это в определенном смысле идеалисты; этот упрек могут выдвинуть именно такие люди, которые, как они полагают, смотрят на прозу жизни с определенной возвышенной точки зрения. Которые исходят именно из той точки зрения, что они говорят: ах, что человек ест и пьет, это же совсем не главное, не имеющее значения. Важно не то, что человек ест и пьет, а то, что он силой своего духа поднимается над материей. Даже очень доброжелательные идеалисты могли бы выдвинуть этот упрек антропософии.
Итак, в то время, когда об этих вопросах действительно говорится с других точек зрения, будет, вероятно, небезынтересно узнать и точку зрения духоведения. Одному немецкому философу приписывается высказывание: человек есть то, что он ест. И видные мыслители согласились с этим высказыванием Фейербаха[1], что поступки человека в принципе являются лишь результатом переработанных им продуктов питания, того, что он как материю вводит в себя, что он перерабатывает в себе посредством питания и пищеварения. И кому-нибудь могло бы даже придти в голову сказать, что он считает, что человек есть то, что он ест, если так много говорится о еде. А теперь мы сможем кое-что сказать с этой точки зрения.
Мы должны совершенно точно договориться, в каком смысле рассматривается сегодняшний доклад, из каких убеждений он произносится. И мы не поняли бы друг друга, если бы не договорились об этом с самого начала. Сегодняшний доклад не должен оказывать агитационного воздействия в каком - либо направлении, он не должен иметь в себе ничего реформаторского. Ученый в области духоведения должен говорить о том, что истинно, как соотносятся вещи, как они предстают перед нами. И та точка зрения, с которой говорит ученый в области духоведения, не должна быть агитационной. Он доверяет тому, что человек, который узнал истину, поступит правильно, исходя из этого знания. Поэтому этот доклад не агитационный ни в том, ни в другом направлении, и больше всего не понял бы его тот, кто заключил бы, что здесь выступали за или против какого-либо метода питания. Здесь лишь говорится, как обстоят дела. Чем менее вы получаете впечатление, что речь идет о «за» или «против», тем больше мы поймем друг друга. После этой предпосылки мы можем поставить вопрос с точки зрения духоведения: не оправдано ли в определенном смысле высказывание: «Человек есть то, что он ест»? Мы должны все время иметь в виду, что тело человека есть инструмент духа, и во всем, что мы обсуждаем с точки зрения различных действий, которые должно совершать тело, мы можем привлечь аллегорию, что человеку необходимо тело, как физический инструмент; и как инструмент ничего не стоит, если он неправильно настроен, так и это тело не годится для нашего организма, если оно неправильно настроено. Инструмент никуда не годится, если он не функционирует, как следует. Человек становится несвободным в своих намерениях; и таким образом мы, как ученые в области духоведения, относимся к организму. Мы должны спросить себя: не можем ли мы сделать его непригодным для выполнения интенций, намерений и импульсов нашей жизни, и не становимся ли мы несвободными и зависимыми от нашего тела из-за ненадлежащего питания? Может ли существовать возможность сформировать это тело так, чтобы оно всегда было надлежащим инструментом для импульсов нашей духовной жизни, и не станем ли мы именно на обходном пути, благодаря тому, что мы питаем его правильно, именно благодаря этому свободными и независимыми от своего тела? Что мы должны есть, чтобы не быть тем, что мы едим? Так мы видим это с другой точки зрения. Вы ведь все знаете, и мне нужно только упомянуть общеизвестный факт, что, с чисто материалистической точки зрения, человек постоянно расходует то, что синтезирует его организм, и должен снова возмещать это при помощи питания, и что человек должен следить за тем, чтобы снова возмещать это. Что легче сказать, нежели: следовательно, нужно исследовать те вещества, которые необходимы человеческому организму, из каких веществ состоит животный организм, и затем нужно следить, чтобы организм создавался из этих веществ. Однако этот взгляд всегда остается чрезвычайно материалистичным. Мы должны спросить себя, что, собственно, является задачей продуктов питания людей, и в каком смысле они, собственно говоря, используются внутри человеческого организма? Можно сказать, что человеческий организм состоит - и я настоятельно подчеркиваю, то, что я скажу о человеке, для духоведения относится только к человеку, оно не может так приблизить человека к животному[2] - итак, можно сказать, что этот организм построен из белков, жира, углеводов и минеральных веществ. Следовательно, можно спросить, как лучше всего питаться человеку, чтобы он получал требуемое количество из продуктов питания?
Теперь следует обратить внимание на то, что духовная наука должна твердо стоять на почве, которая показывает нам, как любой материальный процесс, все то, что происходит в чувственно-физическом мире, является лишь внешним процессом, и процессы питания тоже - они не могут быть только физическими, но как физические могут быть лишь выражением духовных. И что человек есть целое, и состав физического тела таков, как если бы оно состояло лишь из химических веществ. Всегда обращали внимание на то, как можно от чисто физического мира подняться к духовному. И мы здесь часто слышали, что физическое тело есть нечто, что построено из эфира или жизненного тела. Оно есть скульптор, и мы не должны рассматривать физическое тело, как если бы в нем происходили только химические процессы. Мы пойдем по ложному пути, если спросим себя только на материалистический манер: что происходит с химическими веществами, если смотреть только на химические процессы? Мы должны вспомнить, что за эфирным телом есть еще астральное тело; астральное тело есть выражение инстинктивных ощущений, в определенном отношении есть выражение душевного, и если мы рассматриваем человека с точки зрения духовной науки, то, как его эфирное тело, так и его физическое тело полностью пронизаны этим астральным телом. Мы не должны говорить об этом односторонне, мы должны смотреть за физическим телом на астральное тело. Сюда же прибавляется Я человека, четвертый член человеческой сущности. Только тогда перед нами весь человек, когда мы рассматриваем его как четырехчленную сущность[3]. И только тогда мы можем говорить об объеме вопроса питания, если мы можем дать себе ответ на то, как они действуют под влиянием того или другого питания.
Вы все знаете, что человек сначала употребляет питательные вещества из растительного и животного мира и с их помощью строит свое собственное тело. Следует особо подчеркнуть для тех, кто в узком смысле повернулся в направлении ухода за внутренней жизнью: я не говорю здесь ни для эзотериков, ни для антропософов, которые хотят сами себя воспитывать, чтобы подняться на ступень духовного видения; то, что здесь следует сказать, относится к любому человеку. Человек берет свои питательные вещества из животного царства, растительного царства, минерального царства. Теперь мы должны ясно понять, что растение представляет собой противоположность человеку; животное находится посередине. Внешнее физическое выражение эта противоположность находит в процессе дыхания. Мы ведь все знаем, что дыхание как физическое выражение происходит благодаря тому, что человек вдыхает кислород, перерабатывает его в себе, соединяет с углеродом и выделяет углекислоту. Растение всасывает углерод, чтобы обеспечить построение организма. Растение тоже определенным образом дышит, но у растения процесс дыхания имеет совершенно другое значение[4]. Следовательно, мы можем сказать: в духовном отношении растение и человек делают противоположное... а именно, мы можем сделать это наглядным для себя, если мы поймем влияние света на растение. Вы все знаете, какое влияние оказывает на жизненные процессы растения отсутствие света. То, что для нас, людей, проявляется как мир, то, что делает возможным, чтобы мы нашими глазами видели мир как большое табло, состоящее из блеска, света и цвета, это свет. Свет одновременно является тем, что в определенном смысле возжигает жизненный процесс растения. Это свет вызывает, что мы в нашем окружении имеем табло, полное света. Это физический свет, но тот, кто полагает, что это лишь нечто физическое, заблуждается. Как за всем физическим скрывается духовное, так за светом, который течет к нам, скрывается духовный свет. Каждый раз, когда человек радуется блеску физического света, он может сказать себе: точно также, когда я вижу идущего мне навстречу человека, мне открывается: в этом человеке живет духовное, так я могу представить себе: в этом свете живет духовный свет. И духовный свет, который живет в солнечном свете, того же рода и сущности, что и невидимым свет, который живет в человеческом астральном теле. Кусок чего-то, что пронизывает все космическое пространство, живет в астральном теле. Только физически оно невидимо, и уже это показывает нам, что в определенном отношении оно представляет собой противоположность физическому свету. Это дополнение физического света.
В нас живет невидимый свет, и этот невидимый свет имеет внутри нас задачу. Невидимый свет, можем сказать мы, относится к физическому свету, как отрицательный магнетизм к положительному, он ведет себя противоположным образом. И мы поймем это, когда уясним, каковы отношения между физическим телом, эфирным телом и астральным телом, которое, с другой стороны, проникнуто Я. Здесь часто говорилось: эфирное тело на протяжении всей жизни является борцом против распада физического тела. В человеке, как и в животном, добавляется астральное тело, внутренний свет. Внутренний свет имеет задачу, противоположную задаче внешнего света. Если внешний свет светит на растение, тогда оно строит свой живой организм. Тогда оно строит белки, соки, углеводы и т.д. Задача внутреннего света состоит в том, чтобы снова подвергать расщеплению: это - часть задачи астрального тела. Потому что происходит постоянный процесс растворения и разрушения белковых продуктов и других, которые мы употребляем, это, так сказать, применение продуктов, которые мы употребляем, которое противодействует тому, что построил внешний свет. Без этой деятельности внутреннего растворения человек не смог бы быть существом Я, потому что благодаря этому он является существом, которое может иметь внутренние переживания. В то время, как эфирное тело заботится о том, чтобы сохранялось физическое тело, астральное тело заботится о том, чтобы эти продукты снова распадались, снова разлагались.
Без этого процесса разложения в физическом теле, внутри физического мира, человеческое астральное тело, которое внедрило в себя Я, не могло бы изжить себя. Следовательно, мы имеем обратный процесс между человеком и растением: выдыхание углекислоты, всасывание угольной кислоты, выдыхание кислорода, вдыхание кислорода и т.д. Итак, эта противоположность, которая существует между растением и человеком, является полной противоположностью только между человеком и растением. Животное определенным образом одушевлено не таким Я, как человек, а групповым Я, так что животные одного вида имеют общее групповое Я и управляются извне; это существенная разница между человеком и животным, что весь распад животных управляется внешним миром, а у человека этим дирижирует его внутреннее Я. У человека, однако, его Я может приобретать все большее господство над тем, что происходит в нем. Рассмотрим, как это Я будет все больше превращаться в центр его телесных процессов? Теперь спросим себя, что же делает организм, что делает астральное тело при его распаде с веществами, которые человек принял в себя? И не является ли при питании важным нечто совсем другое? В то время, как происходит распад тела, пронизанного Я, оно совершает деятельность, и благодаря этой деятельности внутри что-то производится; а именно через разложение, совершаемое астральным телом, возникает внутренняя деятельность сознания. Деятельности вызываются тем, что происходит распад. Во-первых, вызывается внутренняя теплота, во-вторых, то, что проявляется менее заметно, чем внутреннее тепло, физическое выражение внутреннего света. Как внутреннее тепло, которое пронизывает кровь, представляет собой результат распада белковых продуктов, нервная система в своей внутренней деятельности есть результат распада. Следовательно, не сам нерв как таковой, а нервная деятельность, то, что происходит в нерве, вызывает в человеке возможность представления, мышления, что мы можем назвать физическим выражением невидимого света, это вызывается процессом распада, тем, что продукты разлагаются. Внутреннее тепло существенным образом также обусловлено распадом белковых продуктов. Внутренний свет вызывается тем, что происходит во внутреннем организме, жиром, углеводами, крахмалом, глюкозой и т.д. в процессе производства теплоты, в процессе движения, который разжигается во внутреннем организме, так что в этом лежит выражение деятельности, исходящей из астрального тела. Человек питается правильно не тогда, когда он употребляет надлежащее количество пищевых продуктов, а когда эти процессы происходят по возможности правильно. Ведь на этом основана внутренняя жизнь. Человек есть существо, охваченное движением и живостью, и в этом лежит внутренняя жизнь. Если это производится не правильно, то оно не может оказывать правильного обратного действия, и человек заболевает.
Правильный вид внутренней подвижности -это то, что должно дать нам основу для правильного ответа на вопрос питания. Теперь мы обращаем внимание на то, что все те внутренние процессы, которые должен совершать человек, должны продолжать процессы растения в противоположном направлении. Там, где растение прекращает, должен начинать человек. Когда я начну говорить об особом случае, вы сразу же увидите, о чем речь. Когда человек употребляет растительную пищу, эта растительная пища требует слишком многого от человека. Природа растительной пищи такова, что она не может быть жирной. От человеческого организма, который обладает способностью образовывать свои жиры, требуется образовать жир из того, что не жирно. Следовательно, когда человек употребляет растительную пищу, то он должен сам развернуть внутреннюю деятельность, он должен приложить внутренние усилия, использовать то, что ему необходимо для высвобождения жиров; но он освобождается от этого, если он употребляет готовый жир из животного царства. Следовательно, для человека хорошо, когда он может отложить по возможности больше жира, чтобы ему не приходилось слишком напрягаться! - говорят материалисты. Говоря с той же точки зрения, мы должны, однако, рассматривать собственное развитие внутренней жизни именно в развитии внутренней деятельности. Если человек вынуждается вызывать силы, которые дают ему возможность самому приготавливать жир, тогда от внутренней подвижности зависит, что Я и астральное тело становятся хозяевами в физическом и эфирном теле. Когда мы даем ему готовый жир, следствием этого является то, что мы освобождаем его от того, чтобы самому производить жир. Если же мы даем ему возможность развить свою деятельность, мы делаем его свободным и хозяином своего тела. В противном случае человек, как духовное существо, остается при этом зрителем. Все то, что происходит в человеке, где он остается зрителем, это тяжесть в человеке, она приводит к тому, что он стеснен в стремлении изжить свое астральное тело. Так астральное тело в своей внутренней подвижности натолкнется на внутреннюю стену, если мы лишим его возможности самому производить свой жир. Вопрос состоит в том, какие виды внутренней деятельности разжигаются теми или иными веществами. Мы хотим попытаться осветить с этой точки зрения связь растительных и животных веществ с питанием человека. Мы хотим получить объяснение того, как животная пища и как растительная пища ведут себя в человеческом организме.
То, что мы употребляем как животный белок, это не то же самое, что мы употребляем как растительный белок. Животное до определенной границы осуществляет совершенно похожие процессы, что и человеческий организм, потому что животный организм пронизан астральным телом. Человеческий организм только продолжает их немного дальше, за определенную границу и еще немного дальше, чем животный организм. Астральное тело есть то, что и у животного тоже осуществляет распад из его синтеза. Если мы рассмотрим животных вокруг нас и рассмотрим их в духовном отношении, то мы увидим, сравнивая человека с животным, что в нем распространено то, что в человеке имеется как свойство. Какие бы большие различия вы ни находили в человеческой организации в самых различных расах, вы все равно скажете себе, что человек есть существо, которое живет только в одном виде. Человек проявляется как духовное обобщение того, что он видит распространенным в животных формах. Если вы дадите качествам животных дополнить друг друга, то вы получите экстракт того, что с соответствующими изменениями имеется у человека. Каждое отдельное животное имеет в себе односторонне нечто из сил, которые гармонизированы в человеке, и на этом построен весь его организм; все, вплоть до самых внутренних структур его веществ, организовано так, что в животном царстве мы находим широкий спектр человеческих качеств. Если человек должен искать физическое выражение для свойств своего астрального тела, тогда он вынужден так напрягать свое астральное тело, чтобы оно собрало все свои силы. Он должен стать господином процессов в самом себе. Он должен так заставить действовать свое астральное тело, чтобы был продолжен процесс растения. С тем, что мы употребляем из животного царства, употребляется не только физический жир и мясо животного, но также и то, что совершило там внутри их астральное тело. Если при употреблении растительной пищи мы должны вызывать девственные силы астрального тела, мы вызываем нашу полную внутреннюю деятельность; если мы употребляем животную пищу, мы освобождаемся от части этой деятельности. А теперь мы можем рассмотреть связи обоих способов питания совершенно в духовном смысле.
Если человек хочет все больше становиться хозяином того, что происходит в его теле, то важно, чтобы человек действовал во внешнем мире с соответствующей силой, чтобы он внешне развивал определенные качества, чтобы он развивал силу, мужество, даже, скажем, элемент агрессивности. Однако случается, что человек чувствует себя еще недостаточно сильным, не может потребовать всего от своего астрального тела, поэтому он принимает поддержку в виде животной пищи. И так можно сказать, тем, что делает его внутренне свободнее и свободнее, человек обязан тем веществам, которые дает ему растение. А тем, что дает ему качества, благодаря которым он становится существом, которое внешне в физическом мире раскрывает определенные качества, в которых не придают никакого значения тому, чтобы они все образовывались из девственного астрального тела, этим он обязан поддержке, оказываемой животной пищей. То, что человек должен становиться все более и более свободным существом, и что ему необходимы качества, которые он оснащает теми импульсами, которые он находит тут и там в животном царстве, побудило его к тому, чтобы брать пищу из животного царства. Спросите, как обстояло дело у воинственных народов, которые стремились развить те качества, которые позволяли изживание физического, и, как правило, вы найдете, что они питались животной пищей. Само собой разумеется, существуют исключения. Напротив, вы найдете, что у тех народов, которые развивали преимущественно усвоение характеров, развили некоторый вид созерцательного бытия, растительная пища была либо преобладающей, либо исключительной. Эти две стороны нельзя не учитывать. Только если хотят пропагандировать что-то, не исходя из знания, а как агитатор, тогда можно считать ту или иную пищу за всеисцеляющее средство. К смешанному питанию прибегли не случайно, а потому, что некоторым образом должны были прийти к этому результату. Однако мы должны сказать себе: если для некоторых людей чисто для здоровья правильным является вегетарианское питание, то для другого человека будет означать подрыв его здоровья, если бы от него потребовали употреблять вегетарианскую пищу. Я говорю с учетом общей природы человека; с ней нужно обращаться совершенно индивидуально, если она должна правильным способом найти путь относительно растительного и животного питания. В наше время, когда мясной пищи употребляется слишком много, это, конечно, действует соответствующим образом. Если человек освобождает себя от слишком большой части своей внутренней деятельности, тогда в нем будут развиваться те виды деятельности, которые обычно являются внешними. Душа будет отчуждаться, он станет более доступным для внешнего мира, он будет связан с внешним миром. Если же человек берет свою пищу из растительного царства, он становится внутренне более самостоятельным, он становится независимым, он становится хозяином всего своего существа. Чем больше он, так сказать, склоняется к растительной пище, чем больше он в состоянии допускать преобладание растительной пищи, тем больше он будет в состоянии предоставлять преобладание своим внутренним силам, развивать стремление к широкому кругозору. Человек, употребляющий преимущественно животную пищу, тесно соединяет себя с узко очерченными кругами бытия, он жестко настраивается на односторонность.
Конечно, сегодняшняя задача человека в том, чтобы заботиться о том, и о другом, чтобы не стать непрактичным. Можно также настолько не иметь предрассудков, чтобы не уметь оценить что-нибудь вообще. Однако так уж обстоит дело: все то, что ограничивает человека, что организует его, чтобы он стал узкоспециализированным, это он получает от животного питания. Однако тем, что может поднять его из его самого тесного круга бытия, он обязан растительному питанию. То, что люди становятся все более догматичными, что они могут видеть лишь то, во что они вросли с рождения, сильно связано с преобладанием животного питания. Напротив, люди увидели бы, если бы больше учитывали то, что приходит из растительного мира, что им легче преодолевать узкую предрасположенность. Человек, который хочет избавиться от работы по образованию жира, очевидно, уже заметил, что эта работа, от которой его освободили, возводит некую стену для его астрального тела. И если человек даже не ясновидящий и просто может правильно оценивать вещи, то по человеческим глазам заметно, готовит ли он себе свой жир сам или нет. В этом взгляде глаз можно проследить, когда астральное тело вынуждено вызывать собственное образование жира.
Итак, мы видим, как создаются два противоположных состояния характера благодаря тому, что человек берет свою пищу либо из одного, либо из другого царства. Мы видим, что мы действительно врастаем нашим организмом в мир и должны снова вырастать из него, правильно питаясь. Придет время, когда люди будут гораздо больше ценить растительную пищу, чем сейчас. Тогда они действительно смогут сказать: я должен сначала исследовать... возможно, с определенной точки зрения могло бы быть правильно и другое, о чем сегодня я полагаю, что это глупость. И тогда человек поймет, что он расширяет весь свой физический и духовный горизонт тем, что при помощи растительного питания он противодействует тяжести внутри себя. И именно в определенных науках возросло бы число точек зрения, если бы победу одержало растительное питание.
Здесь следует привести еще несколько примеров, которые покажут нам, что человек есть то, что он ест и пьет.
Рассмотрим алкоголь![5] Алкоголь - ведь это нечто, что производится из растительного царства. Было бы слишком долго, если бы мне пришлось объяснять, какие основы духовной науки показывают, что алкоголь внешне делает из растения физически уже то, что в человеке должно происходить физически именно потому, что центр человека находится в его Я. И это факт, который можно узнать при помощи духовной науки: если человек употребляет алкоголь, алкоголь освобождает его именно от той деятельности, которая обычно прорастает из его Я. Тот, кто употребляет много алкоголя, тому нужно меньше еды, и телу нужно меньше питательных веществ, которые в противном случае вызвали бы процесс сгорания. Алкоголь пробуждает те силы, которые обычно должно вызвать внутреннее проникновение Я. Таким образом вы объективируете для себя деятельность Я, когда вводите в тело алкоголь; поэтому алкоголь - именно тот продукт, который подражает деятельности Я, имитирует ее, и вы сможете понять, почему люди прибегают к алкоголю. Однако в той же мере, в которой человек создает себе такого внутреннего заместителя, он делает себя зависимым, превращает себя в раба. Человек, если он вообще годится для этого, привел бы в действие лучшие силы своего Я, если бы вообще воздерживался от алкоголя. А так за этой стеной делается то, что, собственно, Я должно было делать и делало бы, если бы эта стена не была создана.
Некоторые пищевые продукты оказывают совершенно особенное действие на организм, например, кофе. Кофе - это нечто, что имеет важное действие. Действие кофе выражается в том, что он распространяется на астральное тело. Кофеин вызывает то, что из-за отдаленного воздействия кофе наша нервная система как бы сама выполняет определенные виды деятельности, для которых нам пришлось бы поднимать себя своими внутренними силами. Только никто не должен говорить, что в любых обстоятельствах хорошо, если человек хочет все делать из своего астрального тела. Человек - это существо, которое зависит не только от себя, он помещен в жизнь.
Кофе, в свою очередь, является таким продуктом из растительного царства, который внешне сам вывел уже собственно процесс растения на одну ступень выше, и следствием этого является, что кофе может освободить человека от определенной деятельности. И тогда тренированный взгляд обнаруживает, что все то, что в нервной деятельности протекает последовательно и в логической взаимосвязи, получает поддержку от кофе, так что человек может при помощи кофе освободиться от логических взаимосвязей, от привязанности к одной мысли - конечно, с ослаблением собственной внутренней силы человека. (Например, в беседе за кофе мысли так долго вертятся вокруг одного предмета, пока он весь не будет разобран до тонкостей. И это не просто шутка, это лежит в действии кофе.)
Совершенно другим образом действует чай, он действует в противоположном направлении; а именно при небольшом увеличении употребления мысли расходятся друг от друга и делаются светлыми. Сильнодействующее в чае, говорим мы, это то, что он позволяет блеснуть остроумным мыслям, ослепительным мыслям, которые, однако, по отдельности имеют некую легкую силу. Поэтому употреблением кофе поможет себе тот, кому необходимо расположить мысли точно одна за другой, например, литераторам, которые проводят в кофейне целый день. Это хорошая сторона дела. У чая — противоположное; в беседе за чашкой кофе он (кофе) действует в плохом смысле логично; чай больше разрывает мысли. Чай поэтому не напрасно является любимым напитком дипломатов.
Кое для кого было бы, очевидно, интересно, привести в качестве последнего примера следующий, который играет большую роль в жизни: употребление молока. Молоко имеет совершенно другую природу, нежели мясо или другие животные продукты. Молоко есть нечто, что слабее всего выражает животный процесс, тот процесс, который выражается астральным телом. Молоко -лишь наполовину животный продукт, оно не позволило астральной силе участвовать в человеческой и животной природе, и таким образом молоко является одним из превосходнейших продуктов. Оно пригодно для тех людей, которые хотят совершенно отказаться от употребления мяса, но у которых нет сил совершать все из внутреннего астрального тела. Уже из чисто внешнего факта вы можете увидеть, что молоко содержит все, что нужно человеку для своего организма; оно представляет собой, хотя это и имеет ограниченное значение, то, что менее всего зависит от индивидуальных качеств человека. Да, не только слабый организм может получить поддержку употреблением молока, но и сильный. Если человек решается на некоторое время жить только молоком и употребляет молоко, тогда в нем вызывается не только обычная сила, у него прибавляются силы, так что человек получает приток сил. Тогда развивается избыток сил, и тогда образуются те силы, которые могут развиться действительно как целительные. Потому что силу, которую человек хочет иметь, нужно сначала приобрести; и тогда у вас есть выход, каким образом определенные силы могут быть развиты в человеке. И действительно, те, кто хочет из суровой правды жизни развить определенные психические целительные силы, они могут тренироваться в том, чтобы приобрести такие силы. Конечно, необходимо запомнить: одно и тоже не всякому подходит.[6] Это индивидуальная вещь, один может, другой нет. У человека есть возможность построить свой организм мудро, он может способствовать тому, чтобы раскрыть свободные, самостоятельные внутренние силы, и таким образом, мы приходим, благодаря духовной науке, к упоминавшемуся вначале высказыванию Фейербаха: «Человек есть то, что он ест!»
Человек может питаться так, что он подрывает свою невидимую внутреннюю самостоятельность и из-за этого становится выражением того, что он ест. Но он должен есть так, - и духовная наука может быть ему руководством в этом, - чтобы он все менее и менее был рабом своего питания; потому что из-за неправильного способа питания мы легко можем стать тем, что мы едим.
Но человек может благодаря тому, что он пропитается познаниями духовной жизни, стремиться к тому, чтобы стать свободным и независимым, так чтобы то, что он ест, не мешало ему быть и становиться тем, чем человек может стать.
Развитие форм питания
Для нижеследующих записей содержания доклада в еще большей степени действительны те ограничения, к которым необходимо прибегать докладчику вообще по отношению к записям в соответствии с указанием: «По записи, не просмотренной докладчиком...” Однако тот, кто читает эти частные печатные экземпляры, может принимать их в самом полном смысле как то, что может сказать антропософия.
.... Необходимо лишь указать, что в не просмотренных мною документах могут встретиться ошибки («Мой жизненный путь», 35-я и 36-я главы, GA 28). Содержание тома GA 93а: «Основы эзотерики», откуда взят доклад, обозначены как «Записки об эзотерическом курсе из 31 доклада». Выбранный здесь доклад является предпоследним в этом курсе. Однако он должен восприниматься в последовательности взаимосвязи тома I и II в этом месте, потому что его содержание имеет огромное значение для антропософского познания питания человека, определяемого Землей и Космосом.