Методы изучения эмоционального переживания (феноменология эмоций)

Эмоции всегда окрашивают некоторое отражаемое содержание, нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Предметное отношение эмоций, ее общественная направленность – как феноменологический фактор. Качество отдельного эмоционального переживания остается неизменным от младенчества до старости. Эмоции меняются по мере взросления и становления под влиянием тех или иных событий и зависят от множества причин. Однако само переживание эмоции, будь то эмоция радости или печали, остается неизменным. Каждая отдельная эмоция имеет тенденцию выражаться в специфических действиях, и эти тенденции остаются неизменными на всем протяжении человеческой жизни.

Постоянство эмоционального переживания, его независимость от изменяющихся обстоятельств человеческой жизни дает постоянство ощущения собственного «Я», помогает формировать устойчивую «Я-концепцию».

Внутренние переживания человека всегда предметны. Беспредметное настроение означает скорее недостаточную конкретность его предмета. Беспредметное настроение возникает у психически больных людей.

Существуют следующие методы изучения эмоционального переживания: Бойко, Вундт, Вудвортс и Шлосберг, прибор для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями.

Ученые считают, что невозможно эффективно оценить эмоции с помощью одного метода. Одновременно следует использовать и показатели детектора и словесное описание, слежение за мимикой и жестикуляцией, проективные методы и т.д., все фокусные тесты на эмоциональное состояние, то есть комплексный подход к измерению эмоций и изучению.

Феномен «эмоционального выгорания».В конце XX в. большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.).

Сущность феномена. Термин «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг (1974) для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром. Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента: эмоциональное или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой, организационный.

Влияние личностных особенностей. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», выделяют эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях.

К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими», считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.

Внешние факторы. К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства со стороны начальства содержанию работы и т.д.

Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценке; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др.

Показано наличие синдрома «эмоционального выгорания» у учителей, врачей и медсестер, ученых, управленцев.

Глава 9. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Наши рекомендации