Избегайте вопросов «почему»
Так же как с утверждениями, содержащими «вы» вместо «я», вопросы, которые начинаются с «почему», вынуждают другого человека защищаться. Вопрос «Почему вы ушли так рано?» заставляет другого человека оправдываться. Кроме того, вопросы с «почему?» часто маскируют критику. Вопрос «Почему ты не уделил мне больше времени?» может быть задан с целью получения ответа, но значительно чаще он является утверждением: «Ты проводишь со мной слишком мало времени!»
Управление временем
Одна из задач, с которой мы зачастую не справляемся, — правильное управление своим временем. В действительности существуют эффективные техники, позволяющие им правильно распоряжаться. Потраченное время не вернешь. Если мы
тратим его впустую, то должны помнить, что не существует банка, где мы можем забрать его назад. Примириться с неизбежностью смерти — значит осознать, что наше время ограничено. Исходя из этого осознания и вероятности, что вы хотели бы лучше организовывать свое время (я еще никогда не встречал кого-либо, кто бы ни признавал открыто эту необходимость), далее представлена техника, которая призвана помочь использовать время более эффективно.
Оценка того, как вы проводите время
В качестве первого шага к управлению временем нужно проанализировать, как вы проводите свое время сейчас. Чтобы сделать это, разделите свой день на пятнадцатиминутные сегменты. Затем запишите, что вы делаете каждые пятнадцать минут (табл. 6.2). После этого проанализируйте этот журнал регистрации потраченного времени и просуммируйте время, потраченное на каждый вид деятельности в течение дня. Например, вы можете обнаружить, что проводите 3 часа у телевизора, 1 час — занимаясь физическими упражнениями, 1 час — за учебой и 2 часа уходит на покупки. Следующий шаг — оценка такого использования времени. Вы можете прийти к выводу, что проводите слишком много времени у телевизора и слишком мало времени за учебой. Основываясь на полученных результатах, решайтесь на изменения, но будьте конкретны. Например: «Я буду смотреть телевизор только 1 час и 2 часа уделю домашнему заданию». Хороший способ — составить договор с самим собой, который будет включать вознаграждение за успехи.
Описание суточной активности
Таблица 6.2
Время | Активность | Время | Активность | Время | Активность | Время | Активность | ||||||||
12:00 | 6:00 | 12:00 | 6:00 | ||||||||||||
12:15 | 6:15 | 12:15 | 6:15 | ||||||||||||
12:30 | 6:30 | 12:30 | 6:30 | ||||||||||||
12:45 | 6:45 | 12:45 | 6:45 | ||||||||||||
1:00 | 7:00 | 1:00 | 7:00 | ||||||||||||
1:15 | 7:15 | 1:15 | 7:15 | ||||||||||||
1:30 | 7:30 | 1:30 | 7:30 | ||||||||||||
1:45 | 7:45 | 1:45 | 7:45 | ||||||||||||
2:00 | 8:00 | 2:00 | 8:00 | ||||||||||||
2:15 | 8:15 | 2:15 | 8:15 | ||||||||||||
2:30 | 8:30 | 2:30 | 8:30 | ||||||||||||
2:45 | 8:45 | 2:45 | 8:45 | ||||||||||||
3:00 | 9:00 | 3:00 | 9:00 | ||||||||||||
3:15 | 9:15 | 3:15 | 9:15 | ||||||||||||
3:30 | 9:30 | 3:30 | 9:30 | ||||||||||||
3:45 | 9:45 | 3:45 | 9:45 | ||||||||||||
4:00 | 10:00 | 4:00 | 10:00 | ||||||||||||
4:15 | 10:15 | 4:15 | 10:15 | ||||||||||||
4:30 | 10:30 | 4:30 | 10:30 | ||||||||||||
4:45 | 10:45 | 4:45 | 10:45 | ||||||||||||
5:00 | 11:00 | 5:00 | 11:00 | ||||||||||||
5:15 | 11:15 | 5:15 | 11:15 | ||||||||||||
5:30 | 11:30 | 5:30 | 11:30 | ||||||||||||
5:45 | 11:45 | 5:45 | 11:45 | ||||||||||||
Установление целей
Самая важная вещь, которую вы можете сделать, чтобы управлять временем, — это установить цели на день, неделю, месяц, год и более продолжительный срок. Если у вас нет четкого представления о своей конкретной цели, вы будете неспособны спланировать, как к ней прийти. Использование времени должно быть вами организовано таким образом, чтобы до предела увеличить шансы достижения своих целей.
Таблица 6.3 Краткое описание деятельности
Деятельность | Общее время, затраченное на деятельность |
Разговор по телефону | 2 часа |
Общение | 2 часа |
Учеба дома | 1 час |
Телевизор | 3 часа |
Тренировка (физические упражнения) | 1 час |
Покупки | 2 часа |
Работа по дому | 2 часа |
Занятия в классе | 5 часов |
Сон | б часов |
Определение приоритетов
Как только вы определите свои цели, вам нужно расставить приоритеты с учетом степени их важности. Сконцентрируйтесь на тех делах, которые нужно выполнить в первую очередь, а другие отложите на более поздний срок. Сосредоточьтесь на главном, а второстепенному уделите внимание позднее. Чтобы облегчить себе задачу, составьте А, Б, В списки.
В списке А будут те дела, которые должны быть выполнены в первую очередь; их невыполнение крайне нежелательно. Например, если вам необходимо провести исследование в соответствии с заключенным договором, срок которого заканчивается сегодня, вы можете пойти в библиотеку, чтобы выполнить свое обязательство. Соответственно посещение библиотеки будет в списке А.
В списке Б будут те виды деятельности, которые вы хотели бы сделать сегодня и которые должны быть выполнены. Однако если они не будут выполнены сегодня, это не страшно. Например, если вы собираетесь позвонить близкому другу, вы можете включить звонок в список Б. Ваше намерение — позвонить сегодня, но если у вас не хватит на это времени, вы всегда можете позвонить завтра или через день.
В список В включите те дела, которые вы хотели бы сделать, если у вас будут выполнены все дела из списков А и Б. Если дела из этого списка никогда не будут выполнены, из-за этого ничего не случится. Например, если в универмаге проводится распродажа, и вы хотели бы сходить на нее, включите ее посещение в список В. Если вы сделаете все из списков А и Б, то вы можете себе это позволить, если нет — это не будет большой потерей.
Кроме того, вы должны составить список того, чего желательно не делать. Например, если вы не собираетесь смотреть телевизор, вы можете включить это в свой список «нежелательных дел». Таким образом, у вас будет напоминание не смотреть телевизор сегодня. Другие занятия, на которые бессмысленно тратить время, также должны быть включены в этот список.