Избегайте вопросов «почему»

Так же как с утверждениями, содержащими «вы» вместо «я», вопросы, которые начинаются с «почему», вынуждают другого человека защищаться. Вопрос «По­чему вы ушли так рано?» заставляет другого человека оправдываться. Кроме то­го, вопросы с «почему?» часто маскируют критику. Вопрос «Почему ты не уделил мне больше времени?» может быть задан с целью получения ответа, но значи­тельно чаще он является утверждением: «Ты проводишь со мной слишком мало времени!»

Управление временем

Одна из задач, с которой мы зачастую не справляемся, — правильное управление своим временем. В действительности существуют эффективные техники, позво­ляющие им правильно распоряжаться. Потраченное время не вернешь. Если мы

тратим его впустую, то должны помнить, что не существует банка, где мы можем забрать его назад. Примириться с неизбежностью смерти — значит осознать, что наше время ограничено. Исходя из этого осознания и вероятности, что вы хотели бы лучше организовывать свое время (я еще никогда не встречал кого-либо, кто бы ни признавал открыто эту необходимость), далее представлена техника, кото­рая призвана помочь использовать время более эффективно.

Оценка того, как вы проводите время

В качестве первого шага к управлению временем нужно проанализировать, как вы проводите свое время сейчас. Чтобы сделать это, разделите свой день на пят­надцатиминутные сегменты. Затем запишите, что вы делаете каждые пятнадцать минут (табл. 6.2). После этого проанализируйте этот журнал регистрации потра­ченного времени и просуммируйте время, потраченное на каждый вид деятельно­сти в течение дня. Например, вы можете обнаружить, что проводите 3 часа у теле­визора, 1 час — занимаясь физическими упражнениями, 1 час — за учебой и 2 часа уходит на покупки. Следующий шаг — оценка такого использования времени. Вы можете прийти к выводу, что проводите слишком много времени у телевизора и слишком мало времени за учебой. Основываясь на полученных результатах, ре­шайтесь на изменения, но будьте конкретны. Например: «Я буду смотреть теле­визор только 1 час и 2 часа уделю домашнему заданию». Хороший способ — составить договор с самим собой, который будет включать вознаграждение за успехи.

Описание суточной активности

Таблица 6.2

Время Актив­ность Время Актив­ность Время Актив­ность Время Актив­ность
12:00   6:00   12:00   6:00  
12:15   6:15   12:15   6:15  
12:30   6:30   12:30   6:30  
12:45   6:45   12:45   6:45  
1:00   7:00   1:00   7:00  
1:15   7:15   1:15   7:15  
1:30   7:30   1:30   7:30  
1:45   7:45   1:45   7:45  
2:00   8:00   2:00   8:00  
2:15   8:15   2:15   8:15  
2:30   8:30   2:30   8:30  
2:45   8:45   2:45   8:45  
3:00   9:00   3:00   9:00  
3:15   9:15   3:15   9:15  
3:30   9:30   3:30   9:30  
   
3:45   9:45   3:45   9:45    
4:00   10:00   4:00   10:00    
4:15   10:15   4:15   10:15    
4:30   10:30   4:30   10:30    
4:45   10:45   4:45   10:45    
5:00   11:00   5:00   11:00    
5:15   11:15   5:15   11:15    
5:30   11:30   5:30   11:30    
5:45   11:45   5:45   11:45    
                               

Установление целей

Самая важная вещь, которую вы можете сделать, чтобы управлять временем, — это установить цели на день, неделю, месяц, год и более продолжительный срок. Если у вас нет четкого представления о своей конкретной цели, вы будете неспо­собны спланировать, как к ней прийти. Использование времени должно быть ва­ми организовано таким образом, чтобы до предела увеличить шансы достижения своих целей.

Таблица 6.3 Краткое описание деятельности

Деятельность Общее время, затраченное на деятельность
Разговор по телефону 2 часа
Общение 2 часа
Учеба дома 1 час
Телевизор 3 часа
Тренировка (физические упражнения) 1 час
Покупки 2 часа
Работа по дому 2 часа
Занятия в классе 5 часов
Сон б часов

Определение приоритетов

Как только вы определите свои цели, вам нужно расставить приоритеты с учетом степени их важности. Сконцентрируйтесь на тех делах, которые нужно выпол­нить в первую очередь, а другие отложите на более поздний срок. Сосредоточь­тесь на главном, а второстепенному уделите внимание позднее. Чтобы облегчить себе задачу, составьте А, Б, В списки.

В списке А будут те дела, которые должны быть выполнены в первую очередь; их невыполнение крайне нежелательно. Например, если вам необходимо провести исследование в соответствии с заключенным договором, срок которого закан­чивается сегодня, вы можете пойти в библиотеку, чтобы выполнить свое обяза­тельство. Соответственно посещение библиотеки будет в списке А.

В списке Б будут те виды деятельности, которые вы хотели бы сделать сегодня и которые должны быть выполнены. Однако если они не будут выполнены сего­дня, это не страшно. Например, если вы собираетесь позвонить близкому другу, вы можете включить звонок в список Б. Ваше намерение — позвонить сегодня, но если у вас не хватит на это времени, вы всегда можете позвонить завтра или через день.

В список В включите те дела, которые вы хотели бы сделать, если у вас будут выполнены все дела из списков А и Б. Если дела из этого списка никогда не будут выполнены, из-за этого ничего не случится. Например, если в универмаге прово­дится распродажа, и вы хотели бы сходить на нее, включите ее посещение в спи­сок В. Если вы сделаете все из списков А и Б, то вы можете себе это позволить, ес­ли нет — это не будет большой потерей.

Кроме того, вы должны составить список того, чего желательно не делать. На­пример, если вы не собираетесь смотреть телевизор, вы можете включить это в свой список «нежелательных дел». Таким образом, у вас будет напоминание не смотреть телевизор сегодня. Другие занятия, на которые бессмысленно тратить время, также должны быть включены в этот список.

Наши рекомендации