Механизмы терморегуляции

При старении снижается интенсивность основного и общего обмена и поэтому умень­шается теплопродукция. Одновременно нарушаются процессы терморегуляции. Это связа­но со снижением точности оценки температуры окружающей среды гипоталамическими нейронами и уменьшением степени повышения мышечного термогенеза в ответ на охлаж­дение. Эффективность процессов теплоотдачи также при старении снижается. Например, потоотделение начинается после более длительного теплового воздействия на организм, чем у молодых людей. Поэтому у пожилых и старых людей повышается риск переохлаж­дения и перегревания. Например, как отмечают К. Байер и Л! Шейнберг (1997), в США тепловой удар — распространенная причина смерти старых людей в летнее время.

ВЫДЕЛЕНИЕ

При старении происходит склерозирование артерий и сосудов клубочков в корковом слое почек, в связи с чем интенсивность коркового кровотока и объем клубочковой фильт­рации снижаются. В среднем у стариков не функционирует 30—50% нефронов. В то же время кровоток в мозговом слое возрастает. Это сопровождается более интенсивным вы­мыванием осмотически активных веществ из интерстнциального пространства и поэтому приводит к существенному падению реабсорбции воды в собирательных трубках, т.е. к сни­жению концентрационной способности почек. Последнее приводит к тому, что в старости часто наблюдается никтурия, т.е. выделение ночью большей части суточного диуреза. Од­нако за счет увеличенной секреции антидиуретического гормона (как следствие повышения чувствительности гипоталамических осморецепторов) у пожилых и старых людей не на­блюдается задержка воды в организме. В среднем при старении объем клубочковой фильт­рации и концентрационная способность почек снижаются до 40—50%. Уменьшение почеч­ного кровотока приводит к снижению экскреторной функции почек. Поэтому ксенобио­тики, включая лекарственные препараты, недостаточно выводятся из организма. С возрас­том снижается значение нервной системы в регуляции деятельности почек, а роль гумо­ральных факторов повышается. Например, у пожилых и старых людей повышена реакция на адреналин (она проявляется в уменьшении клубочковой фильтрации), альдостерон и АДГ.

Почечные чашечки, лоханки и мочеточники при старении теряют эластичность, а их гладкомышечные клетки атрофируются. Это приводит к уплотнению и увеличению емкос­ти указанных структур, к нарушению ритмической деятельности и повышает вероятность рефлюксов. Стенка мочевого пузыря утолщается и уплотняется, теряя при этом способ­ность к растяжению; емкость пузыря снижается, что вызывает учащение позывов к мочеи-

спусканию. Атрофия гладкой мускулатуры внутреннего и наружного сфинктеров мочевого пузыря, а также снижение контроля над мочеиспусканием со стороны коры больших полу­шарий способствует недержанию мочи. Это особенно характерно для женщин и является характерным симптомом климактерического синдрома. В среднем при старении почти на 50% уменьшается суточный диурез, а также падает удельная плотность мочи.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

При старении снижается ответ клеток- мишеней на воздействие гормонов, гормоноидов и биологически активные вещества, что объясняется уменьшением в них числа гормональ­ных рецепторов и внутриклеточных посредников.

Гипоталамус и гипофиз.Продукция гормонов гипоталамуса (например, гонадолибери-на, тиролиберина, кортиколиберина) и гипофиза длительное время сохраняется на высоком уровне. Более того, секреция таких гормонов как ТТГ, ФСГ и ЛГ на поздних этапах онтоге­неза повышается.

Щитовидная железа.При старении в ней снижается захват йода из крови и уменьшается продукция Тз (трийодтиронина) и Тч (тироксина). В то же время в клетках-мишенях снижа­ется «потребление» этих гормонов. Из-за снижения тормозного влияния Тз на клетки ги­пофиза, продуцирующие ТТГ, уровень этого гормона возрастает. В целом функция щито­видной железы уменьшается к 60—65 годам.

Поджелудочная железа.При старении число (З-клеток в островках Лангерганса умень­шается, а число а- клеток возрастает. Уровень циркулирующего в крови инсулина не меня­ется, но его биологическая активность как регулятора проницаемости клеточных мембран для глюкозы уменьшается (в силу снижения чувствительности клеток-мишени к гормону). Это приводит к уменьшению толерантности организма к глюкозе. В старческом возрасте снижается реакция (3-клеток островков на гилергликемию. Вместе с активацией контрин-сулиновых механизмов все это повышает вероятность развития сахарного диабета при старении.

Надпочечники.В молодом возрасте соотношение коркового и мозгового слоя близко к 1:1; у пожилых и старых людей оно приближается к 1:2. При этом пучковая зона, в которой преимущественно секретируются глюкокортикоиды, становится доминирующей. При ста­рении продукция глюкокортикоидов снижается пропорционально уменьшению массы тела. Поэтому существенного снижения в крови уровня этих гормонов не происходит. Однако у пожилых и старых людей на фоне уменьшения способности переносить стрессовые нагруз­ки появляется своеобразная рефрактерность к стрессорам. Секреция альдостерона с возра­стом постепенно снижается, а продукция андрогенов снижается незначительно. Таким об­разом, система «гипоталамус—гипофиз—кора надпочечников» функционирует сравнитель­но стабильно длительное время. Продукция катехоламинов и их содержание в перифериче­ской крови, вероятно, с возрастом изменяется мало. Однако адренореактивность различ­ных органов и тканей изменяется.

Яички.Начиная с 18 лет продукция тестостерона и других андрогенов в яичках посте­пенно снижается; особенно выражено это снижение после 50 лет. У стариков содержание тестостерона составляет 50—70% от уровня, характерного для молодых мужчин. С возра­стом содержание эстрогенов и прогестерона у мужчин возрастает. Параллельно снижается сперматогенез: уменьшается концентрация сперматозоидов в эякуляте, уменьшаются раз­меры и подвижность сперматозоидов. Однако сперматогенез, так же как и половая актив­ность, сохраняется до 80—90 лет. С возрастом половой член при эрекции становится ме­нее твердым, а потребность в эякуляции— менее настоятельной. Рефрактерный период, во время которого невозможны повторные эрекции и эякуляции, удлиняется и в 70 лет может доходить до нескольких дней. Несмотря на все это, большинство мужчин сохраняет в пожилом возрасте интерес к половой жизни и потенцию, а секс остается для них важным источником удовольствия.

Янчяшт. После 30 лег идет прогрессивное снижение продукции эстрогенов, которое особенно выражено после прекращения фолликулогенеза. В среднем менопауза наступает после 50 лет. Климактерический период, включающий пременопаузальный и ранний постменопаузальный (т.е. 2—5 лет до менопаузы и столько же лет после ее наступления) периоды, многими женщинами переносится очень тяжело, в связи с чем выделяют климак­терический синдром. Его основными симптомами являются остеопороз, ишемическая бо­лезнь сердца, депрессивное состояние. Заместительная гормональная терапия, т.е. введе­ние экзогенных эстрогенов в сочетании с гестагенами дает положительный эффект. Это указывает на важную роль эстрогенов для женского организма. С нашей точки зрения, бла­гоприятное влияние эстрогенов на здоровье женщины является результатом того, что в присутствии этих гормонов в организме синтезируются эндогенный pV-адреномиметик и эндогенный сенсибилизатор (З-адренорецепторов. Оба фактора существенно расширяют адап­тивные возможности организма.

В менопаузу у женщин основным местом образования эстрогенов являются жировая ткань: в ней происходит трансформация андрогенов, продуцируемых надпочечниками и яичниками, в эстрогены. При достаточном образовании эстрогенов менопауза сравнитель­но легко переносится женщинами. В период глубокой менопаузы (после 60— 65 лет) про­исходят инволюция матки, истончения эпителия влагалища, атрофия вульвы, уменьшение молочных желез. Такие атрофические процессы повышают вероятность травматизации на­ружных половых путей и развитие в них воспалительных процессов.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА. МОЗГ

Инволюционные изменения в нервной системе развиваются медленнее, чем в других" органах. Снижение массы и объема мозга, уменьшение поверхности коры больших полу­шарий, увеличение размеров желудочков мозга начинает происходить после 60 лет. К 80 годам масса мозга снижается всего на 6—7%. При старении уменьшается плотность нейро­нов (особенно, в префронтальной и височной зонах коры, в мозжечке), но возрастает коли­чество глиалышх клеток. Число нейронов в мозгу уменьшается на 10—20%, а в некоторых его участках.— на 30—50%. Характерным признаком старения является накопление в меж­клеточном пространстве амилоидных субстанций, а в нейронах — липофусцина, состояще­го из белка и липидов (продуктов жизнедеятельности нейрона), скорость накопления кото­рого возрастает при стрессах и при дефиците витамина Е.

С возрастом снижается мозговой кровоток, уменьшается способность нейронов утили­зировать глюкозу. За счет уменьшения активности ферментов, участвующих в синтезе ме­диаторов, в различных отделах головного мозга снижается уровень ацетилхолина, дофами­на, серотонина, норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты, гомованилиновой кисло­ты и других нейромедиаторов. Это объясняет инволюционные изменение ВИД человека, а также высокую вероятность развития старческой депрессии, старческого слабоумия, бо­лезни Паркинсона.

При старении в нейронах снижается интенсивность работы натрий - калиевого и кальцие­вого насосов, величина мембранного потенциала клетки, повышается длительность потенци­ала действия и абсолютной рефрактерной фазы, уменьшается лабильность, снижается ско­рость проведения возбуждения по нервным волокнам (в том числе за счет уменьшения тол­щины миелиновой оболочки), а также скорость синаптической передачи, нарушается эффек­тивность реципрокного и других видов центрального торможения, уменьшается взаимодей­ствие между различными центрами головного и спинного мозга, что снижает эффективность регуляции и интегративной деятельности мозга. С возрастом повышается порог безуслов­ных рефлекторных реакций, снижаются сухожильные рефлексы; особенно выражено ослаб­ление ахилловых рефлексов. После 60 лет существенно снижаются корнеальные, коньюкти-вальные, брюшные и подошвенные рефлексы. С возрастом нарастает вероятность проявле­ния оральных автоматизмов, например, хоботкового рефлекса, рефлекса Маринеско.

При старении возбудимость отдельных нервных центров изменяется неравномерно, в результате чего сглаживаются различия в возбудимости различных отделов мозга, развива­ется изовозбудимость. Это приводит к нарушению интегративной деятельности мозга, спо­собствует возникновению неадекватных реакций, неврозов. В старости повышается чувст­вительность ряда мозговых структур к БАВ и лекарственным препаратам.

Наиболее выражены морфологические и функциональные возрастные изменения в коре больших полушарий, лимбической системе (в том числе в гиппокампе), базалышх гангли­ях. В меньшей степени они характерны для мозжечка, ствола мозга и спинного мозга.

Существенные изменения происходят в вегетативной нервной системе: они связаны с дистрофическими процессами, происходящими во всех ее звеньях. Это, в частности, прояв­ляется в удлинении латентного времени вегетативных рефлексов, например, латентного периода дермографизма, в ослаблении силы рефлексов, в торпидности их проявления. Осо­бое значение для процессов старения имеют изменения, возникающие в высших вегетатив­ных центрах. Так, например, при старении появляется «гипоталамическая дезинформация», т.е. неадекватная реакция нейронов гипоталамуса на информацию из внутренней среды ор­ганизма. Полагают, что именно возрастные изменения гипоталамуса являются основным «виновником» развития артериальной гипертензии, коронарной недостаточности, диабета. Этим же объясняется снижение стресс-реакции у пожилых и старых людей, что уменьшает их адаптивные возможности.

Наши рекомендации