II. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия
Иеромонах Серафим Роуз
Православное понимание книги Бытия
© Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1998
Содержание
Глава I. Введение: как читать Бытие
I. Подход
II. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия
III. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия
IV. Буквальные противосимволические истолкования
V. Природа текста
Глава II. Шесть дней творения (общие замечания)
I. Введение
II. Общие замечания о Шестодневе
III. Почему шесть дней?
Глава III. Шесть дней (день за днем)
I. День первый (Быт. 1, 1-5)
II. День вторый (Быт. 1, 6-8)
III. День третий (Быт. 1, 9-13)
IV. День четвертый (Быт. 1, 14-19)
V. День пятый (Быт. 1, 20-23)
VI. День шестый (Быт. 1, 24-31)
Глава IV. Сотворение человека (Быт. 1, 26-31; 2, 4-7)
Глава V. Рай (Быт. 2, 8-24)
Глава VI. Грехопадение человека (Быт. 3, 1-16)
Глава I. Введение: как читать Бытие
I. Подход
В некотором смысле, никто из нас не знает, как подойти к этой книге. Современная наука и философия наполнили наши умы таким количеством теорий и мнимых фактов о первопричине вселенной и человека, что мы неизбежно подходим к этой книге с предвзятыми мнениями. Одни хотят согласовать ее со своими частными научными теориями; другие находят несогласной. И те, и другие смотрят на нее как на имеющую сказать нечто научное; а иные смотрят на нее как на чистую поэзию, продукт религиозной фантазии, не имеющей ничего общего с наукой.
Основной вопрос, служащий причиной наших трудностей в понимании этой книги - это: насколько "буквально" нам читать ее?
Некоторые протестантские фундаменталисты говорят, что полностью (или фактически полностью) "буквально". Но такой взгляд ставит перед нами непреодолимые трудности: совершенно независимо от нашего буквального или не буквального истолкования различных мест, сама природа описываемой в первых главах Бытия действительности (само сотворение всех вещей) делает совершенно невозможным "буквальное" понимание всего; мы не имеем даже слов, чтобы "буквально" описать, например, как нечто произошло из ничего. Как Бог "сказал"? - произвел ли Он звук, который наполнял атмосферу, которая еще даже не существовала? Такое объяснение, очевидно, слишком простое - действительность более сложная.
Затем есть противоположная крайность. Некоторые люди желают интерпретировать эту книгу (по крайней мере первые ее главы, доставляющие наибольшие трудности) как аллегорию, поэтический способ описать нечто, что в действительности гораздо более недоступно нашему опыту. Например, римо-католические мыслители в последние годы дошли до оригинального способа "отделываться поверхностным объяснением" от Рая и грехопадения человека; но при чтении этих толкований остается впечатление, что они питают так мало уважения к тексту Бытия, что трактуют его как примитивное истолкование некоторых современных научных теорий. Это тоже крайность. Святой Иоанн Дамаскин, Отец VIII века, чьи взгляды обычно резюмируют мнения Отцов первых веков христианства, определенно утверждает, что аллегорическое истолкование Рая - часть ранней ереси и не принадлежит Церкви.
Сегодня часто неожиданно встречается общий выход посередине между этими двумя взглядами. Утверждение католической монахини (она же школьная учительница) было недавно опубликовано под названием "Бог помог сотворить эволюцию". Она говорит: "Библейский рассказ о творении преследует религиозную цель. Он содержит ошибки, хотя и не учит им. Эволюционистская же теория творения, наоборот, преследует научную цель, и поиски истины - область астрономов, геологов, биологов и тому подобных. Эти две цели различны, и обе предлагают истину уму и сердцу человека". Она утверждает, что книга Бытия произошла от устных преданий, которые были ограничены научными представлениями того времени.
Согласно этому взгляду, Бытие принадлежит к одной категории, а научная истина и действительность к другой; Бытие имеет очень мало общего с какой-либо истиной, будь то буквальной или аллегорической. Посему, нет действительной нужды думать над этим вопросом: вы читаете Бытие ради духовного подъема или же поэтического, а ученые поведают вам то, что нужно знать о фактах происхождения мира и человека.
В той или иной форме, сегодня это вполне общий взгляд - и до чего он действительно доходит - это до неспособности вовсе рассматривать вопрос; он не воспринимает Бытие серьезно. Но наша настоящая цель при изучения Бытия - воспринимать его серьезно, увидеть, что оно действительно говорит. Ни один из этих упомянутых нами подходов не в состоянии сделать это. "Ключ" к пониманию Бытия мы должны искать где-то в другом месте.
Подходя к Бытию мы должны пытаться избегать ловушек, подобных тем, о которых упомянули выше, отдавая себе до некоторой степени отчет в том, какого рода предрассудки или предрасположения можем мы иметь при обращении к тексту.
Мы уже упоминали, что некоторые из нас могут быть слишком озабочены тем, чтобы считать Бытие согласным (или несогласным) с некоторыми частными научными теориями. Давайте же установим наиболее общий принцип относительно того, как мы, с нашим сознанием ХХ-го века, можем сделать это. Как реакция на крайний буквализм наших научных воззрений (буквализм относящийся к самой сущности науки), когда мы обращаемся к ненаучным литературным или богословским текстам, мы весьма предрасположены находить в них небуквальный или "универсальный" смысл. И это естественно: нам хочется спасти эти тексты, представив их таким образом, чтобы они не казались нелепыми в глазах людей, воспитанных научно. Но мы должны давать себе отчет, что с таким предрасположением мы часто делаем поспешные выводы, в действительности не продуманные достаточно серьезно.
Возьмем очевидный пример: когда мы слышим о "шести днях" творения, большинство из нас автоматически идентифицирует эти "дни" с современным учением о постепенном произрастании и развитии тварей. Рассудок современного человека говорит, что эти "дни" должны быть некими периодами времени неопределенной продолжительности, потому что геологические пласты и ископаемые не могли образоваться в буквально понимаемый "день". И если мы слышим, что фундаменталисты в Техасе или Южной Калифорнии громко и настойчиво утверждают, что эти "дни" продолжались 24 часа и не более, мы даже можем начать возмущаться и удивляться, как люди могут быть столь тупыми и антинаучными.
При данных обстоятельствах я не собираюсь говорить вам какой длины были эти дни. Однако, я думаю, нам следует сознавать, что наше естественное, почти подсознательное стремление относиться к ним как к периодам неопределенной продолжительности, тем самым, думая, что мы разрешаем "проблему", которую они собой представляют, не является действительно продуманным ответом, но, скорее, предрасположением или предрассудком, заимствованным нами из интеллектуальной среды, в которой мы живем. Когда мы рассмотрим эти "дни" более близко, мы, тем не менее, увидим, что вопрос в целом не так уж прост и что наша естественная предрасположенность в этом случае, как и во многих других ведет, скорее, к затуманиванию, чем к прояснению действительно существующего вопроса.
Мы рассмотрим этот особый вопрос позже. А сейчас я бы настоятельно советовал не быть слишком уж уверенными в привычных нам способах восприятия Бытия и открыть для себя мудрость Богоносных мужей прошлого, отдавших так много силы ума пониманию текста Бытия так, как он должен был быть понимаем. Эти святые Отцы - наш ключ к пониманию Бытия.
II. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия
У святых Отцов мы находим "разум Церкви" - живое понимание Божия Откровения. Они суть наше соединяющее звено между древними текстами, содержащими Божие Откровение, и сегодняшней действительностью. Без такого звена - каждый человек сам по себе, и, как результат, - бесчисленное множество интерпретаций и сект.
Есть множество святоотеческих толкований на Бытие. Это уже является знаком для нас, что этот текст почитался Отцами Церкви крайне важным. Давайте же рассмотрим теперь, какие Отцы говорили об этом тексте и какие книги они написали.
В этом курсе я употреблю первоначально четыре толкования ранних Отцов.
1. Святитель Иоанн Златоуст написал больший и меньший комментарии на всю книгу Бытия. Больший, названный "Беседы на книгу Бытия", был действительно курсом проповедей, произнесенных в течение Великого Поста, так как во время Поста книга Бытия читается в церкви. Эта книга, объемом около 700 страниц, содержит 60 бесед. Еще через год свят. Иоанн произнес другие 7 бесед, составляющие немного более сотни страниц. Он также написал трактат, названный "О сотворении мира", более ста страниц объемом. Таким образом, у свят. Иоанна Златоуста мы имеем тысячу или более страниц на толкование Бытия. Он является одним из основных истолкователей этой книги.
2. Преп. Ефрем Сирин, около того же времени, что и свят. Иоанн Златоуст, также написал толкование на всю книгу. В его труде, названном просто "Истолкование книг Библии", несколько сот страниц посвящены Бытию.
3. Свят. Василий Великий написал истолкование "шести дней" творения, названное "Шестоднев". Существуют и другие "Шестодневы" в литературе ранней Церкви, приблизительно восходящие ко второму веку, но Василиев, можно сказать, - наиболее авторитетный. Эта книга не охватывает Бытие полностью, а только лишь первую его главу. Еще одна его книга, которую мы будем цитировать, называется "О сотворении человека", есть нечто вроде продолжения "Шестоднева".
4. На Западе, свят. Амвросий Медиоланский прочитал беседы свят. Василия и сам написал беседы на шесть дней. Его "Шестоднев" - чуть более длинный, около трехсот страниц[1]. Свят. Амвросий также написал целую книгу о Рае, продолжение "Шестоднева", так же, как и книгу о Каине и Авеле.
Вдобавок к этим основным толкованиям, мы увидим ряд книг, которые не рассматривают всю книгу Бытия или все о шести днях. Например, брат свят. Василия - свят. Григорий Нисский написал книгу "Об устроении человека", где. детально рассматривает конец первой и начало второй главы Бытия.
Я использовал также основы православной догматики. Книга преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры" содержит много глав по вопросам о шести днях, сотворении человека, грехопадении, Рае и так далее. Катехизисы древней Церкви "Великий катехизис" свят. Григория Нисского и "Огласительные слова" свят. Кирилла Иерусалимского тоже касаются некоторых деталей этих вопросов.
По одному специфическому вопросу святоотеческого мировоззрения я пользовался трактатами о воскресении свв. Афанасия Великого, Григория Нисского и Амвросия Медиоланского.
Преп. Симеон Новый Богослов написал слова об Адаме, грехопадении и первоначальном мире, которые мы имеем в книге "Адамов грех".
Затем есть различные писания свят. Григория Богослова о сотворении человека, о человеческой природе и его душе. Преп. Макарий Великий, преп. авва Дорофей, преп. Исаак Сирин и другие аскетические писатели часто говорят об Адаме и грехопадении. Поскольку основная цель аскетической жизни - возвратиться в состояние Адама до грехопадения, они пишут о том, что значит грехопадение, чем был Рай и что есть то, куда мы стремимся вернуться.
Блаженный Августин затрагивает тему Бытия в "Граде Божием"; свят. Григорий Палама пишет о различных его аспектах в своих апологетических трудах; и преп. Григорий Синаит также пишет о Рае[2].
Эти Отцы не дают нам ответов на все вопросы, которые мы можем иметь относительно Бытия; мы читаем их скорее для того, чтобы прояснить свою позицию относительно Бытия. Иногда может казаться, что Отцы противоречат друг другу или говорят в манере, которую мы не можем считать отвечающей на вопросы, что мы имеем сегодня. Посему мы должны иметь несколько основных принципов, обуславливающих наше понимание как Бытия, так и святых Отцов.