Определение уровня физической подготовленности тяжелоатлеток
Количество упражнений в тренировочном занятии.В практике тяжелоатлетического спорта в одной тренировке планируется, как правило, от трех до восьми упражнений силового характера. На каком же оптимальном количестве следует остановиться тренеру, зависит от следующих факторов: возраста атлеток, их спортивной квалификации, периода спортивной подготовки, индивидуальных особенностей атлеток, температуры в спортивном зале, питания и применения витаминов, восстановительных средств. Кроме того, следует принимать во внимание возможность спортсменок тренироваться в микроцикле несколько раз в день.(пример в таб.3).
Предложенный в таблице вариант распределения тренировочных занятий в микроцикле можно рассматривать как образец.
Таблица 3
Варианты распределения упражнений в микроциклах
Мышечные группы | Варианты упражн. | ||||||||
1 -й микроцикл | 2-й микроцикл | 3-й микроцикл | |||||||
Шея | + | + | + | ||||||
Плечи | + | + | + | + | + | ||||
Спина | + | + | + | + | + | + | |||
Грудь | + | + | + | + | + | ||||
Бицепс | + | + | + | + | + | ||||
Трицепс | + | + | + | + | + | ||||
Предплечье | + | + | + | ||||||
Живот | + | + | + | + | + | ||||
Бедра | + | + | + | ||||||
Голень | + | + | + | + |
Тренировочные циклы подразделяются на микро-, мезо- и макроциклы.Микроциклы для культуристов так же, как и для других видов спорта, могут иметь продолжительность и совпадать с недельными циклами или отличаться и быть меньше недели (до 4 дней) или превышать ее (до 10–12 дней).
То же самое можно сказать и о мезоцикле, которая может совпадать с месячным циклом, а может быть несколько меньшим (20 дней) или большим (40-50 дней).
Макроцикл имеет продолжительность от 3–6 'месяцев до одного года. Каждый мезоцикл состоит из нескольких микроциклов (от двух до шести), а макроцикл, в свою очередь, из нескольких мезоциклов (трех и более). Разумеется, количественное распределение микроциклов и мезоциклов может иметь несколько иной вариант, но в целом вышеприведенные примеры наиболее распространены в тренировке культуристов высокого класса. Остановимся на этих циклах поподробнее.
Микроциклы.Продолжительность тренировочных занятий зависит от степени подготовленности занимающихся атлетов и их самочувствия. Начинающим атлеткам впервые 2–3 месяца рекомендуется тренироваться с тяжестями не более 60–70 мин в день. Затем продолжительность тренировочного занятия возрастает до 90–120 мин. Хорошо подготовленные атлетки уделяют занятиям с тяжестями 120–150 мин. Тренироваться до 3-х часов могут только спортсменки, занимающиеся культуризмом в течение нескольких лет. Причем часто такие атлетки тренируются в день два и даже три раза, но зато продолжительность таких занятий резко сокращается (до 40–60 мин). Пример распределения тренировочных занятий в микроцикле приведен в таб. 4.
Таблица 4
Пример распределения тренировочных занятий в микроцикле
Количество тренировок в неделю | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
тренир. | отдых | тренир. | отдых | тренир. | отдых | отдых | |
тренир. | тренир. | отдых | тренир. | тренир. | отдых | отдых | |
тренир. | тренир. | тренир. | отдых | тренир. | тренир. | отдых | |
тренир. | тренир. | тренир. | отдых | тренир. | тренир. | тренир. | |
тр. +тр. | тренир. | отдых | тр. +тр. | тренир. | отдых | тренир. | |
тр. +тр. | тр. +тр. | отдых | тр. +тр. | тренир. | отдых | тренир. |
Таким образом, даже по показателям изменения ЧСС можем увидеть, что во время тренировок показатели могут усилиться в среднем от 1,5 до 7,7 раза. Поэтому во время тренировок должен быть компетентный подход к тренировкам и упражнениям, для их меньшего негативного влияния на организм.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИЙ
Таким образом, тренировочный процесс все больше начинает приобретать характер научного поиска, требовать научно обоснованного подхода к планированию, научной четкости и фиксации наблюдений во всех возрастных группах, что будет способствовать использованию скрытых потенциальных возможностей организма. Последнее позволит рационально строить методику спортивной ориентации и отбора одаренной молодежи.
Итак, во время научной работы был поставлен ряд задач, которые были раскрыты:
Был дан теоретическое обоснование проблемы определения степени утомляемости девушек-тяжелоатлеток вовремя тренировок, проведен эмпирическое исследование степени утомляемости тяжелоатлетов во время тренировочного процесса и сформулированы результаты.
Материалы моих экспериментальных исследований показали, что построение программы тренировочных занятий, недельных микроциклов и мезоциклов на базе менструального цикла в значительной мере способствуют решению педагогической проблемы управления процессом спортивной тренировки, помогают найти оптимальное применение физических нагрузок, улучшить качество учебно-тренировочного процесса, сохранить здоровье и спортивное долголетие спортсменок.
Согласно данным проведенного нами исследования при планировании учебно-тренировочного процесса специальное внимание должно быть уделено особенностям возрастного развития девочек в препубертатном и пубертатном периодах, являющихся периодами физиологического напряжения. Они имеют свою принципиальную функциональную характеристику, которая обязательно должна учитываться в спортивной подготовке девочек и девушек – тяжелоатлеток. Особенно важным, по-нашему мнению, является начало специальной физической подготовки в раннем возрасте (с 7 лет). Это один из важнейших факторов, обеспечивающих высокий уровень адаптации к тренировочным нагрузкам в дальнейшей спортивной деятельности.
В силовой тренировке мальчиков и девочек, юношей и девушек всем тренерам следует очень внимательно оценивать конкретные возможности организма тренируемых и назначать величины силовых средств тренировок адекватно их биологическим возможностям.
Утомление имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха. Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Эмоциональные факторы играют существенную важнейшую роль при утомлении. Утомление принадлежит процессам, протекающим в центральной нервной системе и в процессе мышечной или умственной деятельности, не переходящее определённых пределов, - физиологическое, а не патологическое явление и полезно для организма.
Работа до утомления представляет собою важный фактор роста тренированности.
Биологическая роль восстановления – формирование эффекта тренированности.
Наиболее эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления, является массаж.