Легенда о тысяче свечей
Вот уже несколько дней, как рыбаки должны были вернуться домой. Все это время море было спокойным, и ничто не могло им помешать, и все же...
По вечерам женщины деревни собирались вместе, чтобы разогнать разговорами соленый ветер тревоги. Они пряли, занимались хозяйством, изредка покрикивали на детей, чтобы те не слишком шалили, но стоило уху хоть одной из них уловить неровный плеск волн, или долетевший с моря запах йода и рыбы, как тотчас же голоса смолкали, и все прислушивались, не лодки ли это их пропавших мужей.
Пуще всех веселилась и старалась развеселить других белокурая Лиза. Она была еще совсем юной, и не прошло и двух недель со дня ее свадьбы, а молодой муж оставил ее, и затерялся где-то в синих водах. От зори до зори Лиза порхала по двору, напевая что-то, но все знали, чувствовали, как могут чувствовать только женщины, что на сердце ее тяжело, может быть, тяжелее даже, чем у других.
Когда над деревней умирал день и гасли маленькие окна хижин, только у нее горел свет. Она вглядывалась в горизонт, или смотрела на черное небо, все в мутных кляксах туч, и гадала, что же могло сбить ее любимого с пути, где он, жив ли он еще, не было ли где бурь, но море ровно вздымалось и опускалось, и нигде не могла она найти ответа.
Рыжая Марта ходила в город на базар, и принесла оттуда весть, мигом облетевшую всех — в городе погас маяк. Бестолковая Марта не могла сказать, что именно случилось, и надолго ли, но стало ясно одно — рыбаки их всегда глядели на этот маяк, говоривший им, где их дом, а теперь, когда его нет, и не видно звезд из-за туч, им трудно найти дорогу обратно. Меж тем небо все хмурело, не сегодня-завтра может начаться шторм...
Так говорили они, да думали, как же помочь беде, а сумерки окутывали все вокруг, и завершался очередной день, и ничего не придумав, они разошлись по домам.
Ночью начался сильный ветер. Лиза накинула на плечи платок, что подарил ей муж, вышла на улицу, и начала стучать во все двери. "Возьмите все свечи, что есть, — говорила она, — и пойдемте на берег. Может быть, если свечей будет достаточно много — может быть, наши мужья увидят нас с моря, и поймут, что мы ждем их, что их дом здесь".
Все собирали даже самые маленькие негодные огарки, все, что было, и прикрывая ладонью срывающиеся язычки пламени от ветра, шли к воде. И вдоль этого берега, вдоль всей деревушки горели оранжевые огоньки — сотни, тысячи — и не счесть, и свет их было видно из-за семи морей, свет в руках женщин, что ждали своих мужей домой.
Две свечи.
«Жаль мне тебя», - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. «Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены».
Ответила горящая свеча: «Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорит, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом. А здесь я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаза ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня; возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая жизнь моя не прекрасна?! И мне жаль тебя, незажжённая моя сестра. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего назначения; и где душа твоя – огонь? Да, ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?
Право, «лучше гореть, нежели почивать», потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть. И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить, но ты, в твоём сохранном бездействии и не начинала существовать, и так и умрёшь, не начав. А жизнь пройдёт мимо». Так говорили две свечи.
Рассказ «Солнышко»
Рассказ на огоньке «Солнышко». о чувствах и взаимоотношениях (Вожатый заранее из бумаги желтого цвета вырезает круг «Солнышко»).
Я хочу вам рассказать одну историю про мальчика Сережу. Это обычный мальчуган, который совсем не отличается от вас, ребята. Веселый, мечтательный, курносый мальчишка, с огромными карими глазами. Но история, которая произошла с ним в одном из летних лагерей, далеко не такая добрая, и веселая. Она сильно затронуло сердце Сергея.
Было начало смены. Сережа сладко потянулся в своей кроватке и открыл глаза (вожатый достает «Солнышко», показывает его детям). Теплый, ласковый солнечный лучик нежно щекотал его щеку, будто говорил: «Вставай лежебока, полно! Посмотри, какое замечательное утро! Сегодня должно произойти, что-то необыкновенное и доброе!». Мальчик лежал на кровати и смотрел в потолок, на котором «красовались» две разбитые лампы. В голове мелькнул вчерашний вечер. Мальчишки из его палаты на спор подбрасывали свои красовки, кто мол, самый меткий и смелый. Когда на пол с дребезгом посыпались осколки и в комнату зашел вожатый, все ребята в один голос закричали : «Это он! Серега – жирный!», - указав на Сергея. Обидное прозвище Серега – жирный! быстро приклеился к мальчику. Сергей отмахнулся от вчерашних воспоминаний, сел на край кровати и свесил ноги.
- «Нет, сегодня все будет замечательно! И я это знаю!» - сказал он сам себе.
Босыми ногами он нащупал тапочки под кроватью, обулся и почувствовал, как встал во что-то мягкое и склизкое. Это была зубная паста, которую соседи по палате с щедростью выдавили в его тапочки.
-Вот так раз! Сюрпризы продолжаются, - подумал Сережа,- кто мог это сделать? Он посмотрел на кровати, в которых сладко посапывали мальчишки, уже за дверью он услышал ржание и Колькины слова:
-Во! Лопух! Этот жирный у нас повеселиться!
Настроение Сергея моментально упало (вожатый ,как бы случайно, слегка сминает «Солнышко» )
-Что я им такое сделал? За что?- думал мальчик.
На зарядке, когда все ребята бежали вокруг стадиона, кто-то сильно толкнул его в спину: «Жирный! Посторонись!».
Сергей потерял равновесие и упал на мокрую траву, теперь на его белой новенькой футболке появилось огромное грязное пятно (вожатый, не заостряя внимания детей, сминает «Солнышко»). На завтрак Сергей плелся в хвосте отряда. Ребята весело и дружно кричали кричалки, шутили, смеялись, пели. Один он, Серега – жирный, плелся позади всех и от обиды на его глаза наворачивались слезы. За завтраком, Сережа нечаянно задел рукой тарелку с кашей, и вся каша оказалась на столе. «Ребята, а Серега – жирный, оказывается еще и свинья!!!!» - с восторгом и во все горло завопил Колька. – С ним за одним столом сидеть противно! Сережа покраснел и выбежал из столовой. До обеда он просидел на скамейке, под старым деревом.
-«Вот бы найти настоящего друга, такого, который всегда бы был рядом. Который подошел бы ко мне сейчас и спросил: «Серег, почему грустишь? Ай да загорать! Смотри, какой денек солнечный!».
После обеда вожатый сообщил ребятам, что вечером в лагере состоится конкурс на лучшую отрядную песню. Серега обрадовался. Еще бы! Он был мастак не только сочинять песни, но и отлично играть на гитаре. Он взял из шкафа свою гитару. Это была старенькая, потертая, но родная и горячо любимая гитара. С ней уже много лет он не расставался ни на день. До самого вечера он репетировал, репетировал, репетировал. «Первое место у нас в кармане! Вот это Сережка!» - радовались ребята.
-«Вот! Я же говорил, что все будет замечательно!»- думал про себя Сергей.
До начала концерта оставалось полчаса.
- «Надо немного передохнуть». Сергей положил гитару и вышел в сад.
Вернувшись в отряд, к своему ужасу он увидел, что на гитаре не хватает две струну. Что-то до боли сжалось в сердце. Взять без спроса его гитару!!! Да еще в такой момент! Это уже было слишком!
-Кто это сделал? Кто посмел? Гады!
Сергей ударил кулаком в дверь, выскочил на улицу. Он пробежал через весь сад, задыхаясь, остановился возле беседки. По красному лицу мальчика ручьем бежали слезы. Гады! Гады!- твердил Сергей. Он еще долго сидел в беседке и слушал, как там, на другом конце лагеря ребята пели песни, смеялись, веселились и кому-то дружно аплодировали. Поздно вечером, Сергей лег в свою кровать. То теплое, нежное солнышко теплое солнышко, которое горело в сердце Сергея погасло.
(Воспитатель показывает детям на ладошке комочек желтой бумаги.)
Посмотрите, что стало с Солнышком! Оно превратилось в маленький измятый комочек. Я могу его разгладить (разглаживает солнышко руками), но сколько осталось шрамов! Шрамов, которые появились от обид, огорчений, насмешех, издевательств. Ребята, такие шрамы мы оставляем в сердцах у тех, кого ненароком обидели, толкнули, обозвали, вовремя не попросили прощения, или не поддержали добрым словом. Пусть в ваших сердцах всегда горит яркое, доброе солнышко. Давайте будем внимательными и добрыми по отношению к друг-другу. Берегите сердца людей! Я вас люблю.
(После этого рассказа не стоит проводить обсуждения, петь песни. Пусть все ребята тихонько лягут спать. А ваше бумажное «солнышко» прикрепите в отрядном уголке на видном месте. Ребята будут помнить о нем.)
Релакс с камушками
Многие, побывав на море, везут с собой домой морские камушки. Лучше специально выбирать плоские камни, разнообразные по форме и цвету. Дети любят держать их в руке, играть с ними, воображая, что они сами находятся у моря, фантазируют, придумывают, вспоминают лето. Зная это, можно использовать морские камушки на занятиях.
По количеству детей в коробочку кладутся морские камушки. На них наклеены цветные картинки с изображением различных предметов: солнце, цветок, радуга, девочка, мяч и т.д. (картинками вниз, когда дети берут камушек, картинку они не видят).
Вариант 1. Дети сидят в кругу (на стульях или на ковре). Вожатая обносит коробку по кругу, каждый протягивает руку и берет один камушек, рассматривает картинку, но никому не показывает, что ему досталось. Когда все получили камушки, начинаем составлять рассказ, или сказку, или историю, или страшилку и т.д.
Инструкция. Нам необходимо составить связный рассказ по тем изображениям, что находятся на камушках. Начинает первой вожатая. У нее картинка с солнышком: «В этот день светило яркое солнце...» Ребята продолжают. В конце все показывают свои рисунки, делятся впечатлениями. Обычно детям хочется все снова повторить, тогда вожатая берет камушки с другими картинками, и мы снова играем.
Вариант 2. На развитие памяти. Составляем рассказ, повторяя слова соседа и продолжая свое повествование.
Вариант 3. На развитие внимания. Садимся на ковре в тесный кружок, раскладываем камушки с картинками, прошу детей закрыть глаза, а в это время перекладываю камушки. Они говорят, что изменилось.
Вариант 4. «Составьте рисунок». Делю детей на две группы, они должны из камушков сделать узор, постройку или составить слова и т.д.
Упражнение на релаксацию Звучит спокойная музыка (фон: шум моря).
Дети сидят на ковре и в каждой руке держат морской камушек. Закрываем глаза, расслабляемся и представляем себя на побережье, где нас пригревает солнышко, обдувает морской ветерок.