Ориентировочный рефлекс
Ориентировочный рефлекс — это многокомпонентный неспецифичеа ли безуслов
ный рефлекс, проявляющийся при воздействии на организм нового или неожидан
ного раздражителя. Он обеспечивает всестороннюю готовность организма к вос
приятию раздражителей и к ответу на них.з$![, П. Павлов назвал этот рефлекс «Что
такое?». '"• ■ -
Выделяют три основные группы компонентов ориентировочного рефлекса: двигательные, вегетативные, изменение уровня активности головного мозга.
К двигательным компонентам относятся,реакции, обеспечивающие повышение тонуса мускулатуры и поддержание-люзы (вздрагивание, затаивание), а также реакции, которые направлены на локализацию, раздражителя в пространстве (поворот глаз, головы, туловища в сторону раздражителя).
Вегетативные компоненты — реакции, связанные с активацией симпатичес-крй нервной системы. К этому компоненту относятся: расширение зрачков, сужение сосудов конечностей и расширение сосудов головы, изменение частоты сердцебиения и дыхания, кожно-гальваническая реакция (уменьшение электрического сопротивления кожи).
Изменение уровня активности головного мозга — неспецифическое повышение возбудимости коры головного мозга, которое приводит к снижению порогов чувствительности к ряду раздражителей, в результате чего обостряется зрение, слух, обоняние. Это способствует срочному анализу раздражителя и организации ответной реакции.
Комплекс реакций, составляющих ориентировочный рефлекс, реализуется за счет участия многих структур головного мозга: ядер продолговатого и среднего мозга, гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации, коры больших полушарий.
Выделяют две фазы ориентировочного рефлекса: фазу неспецифической тревоги и фазу исследовательского поведения.
Особенность ориентировочного рефлекса состоит в том, что при неоднократ ном повторении действия раздражителя, т. е. при утрате им новизны, неожиданности, ориентировочная реакция ослабляется, а затем перестает проявляться. Например, когда ребенок впервые видит большие тикающие настенные часы, у него проявляются все признаки ориентировочного рефлекса. Но через некоторое время он перестает реагировать на ставший привычным раздражитель.
Ориентировочный рефлекс лежит в основе непроизвольного внимания, интереса, любопытства, поэтому велика его роль в процессе обучения и воспитания. В школьной практике, чтобы продлить время качественного запоминания, необ-
ходимо объяснение нового учебного материала сопровождать показом слайдов, фильмов, опытов; применять на уроке различные наглядные пособия и пр. Однако это будет способствовать усвоению материала лишь тогда, когда пособия соответствуют теме урока. В противном случае эти раздражители будут отвлекать учащихся от объяснений учителя.
Ориентировочный рефлекс важен еще и потому, что лежит в основе выработки условных рефлексов.