Человеческий потенциал, заключенный в яйцеклетке; процесс формирования человека, длящийся до самой смерти

Поскольку, по мнению некоторых, потенциальная возможность рождения человека является самоценностью, необходимо учитывать, что важнейший человеческий потенциал, несомненно, заключается в еще неоплодотворенной яйцеклетке. Именно в ней на определенный период сосредоточена возможность появления на свет доктора Швейцера и матери Терезы, Бетховена и Эйнштейна, великих спортсменов Пушкаша и Затопека, равно как и Гитлера или Сталина. Иными словами, до того, как яйцеклетка встретится со спермой и с единственной оплодотворяющей ее клеткой. Оплодотворение до поры до времени делает возможным процесс биологического выживания яйцеклетки даже независимо от того, склонно ли материнское тело воспринять ее, и в то же время жестко сокращает перспективы дальнейшего формирования человеческой особи: от оплодотворения спермой зависит, к примеру, будут ли содержать клетки зародыша, который разовьется из яйцеклетки, две «икс» или «икс» и «игрек» хромосомы, то есть будет плод мужского или женского пола. Женщина, которая разовьется из яйцеклетки, оплодотворенной спермой с хромосомой «игрек», никогда не станет матерью, а благодаря наличию хромосомы «икс» будущий мужчина будет лишен счастья отцовства. Шкала прочих генетически запрограммированных данных также в большинстве своем сужается в зависимости от того, какая из миллионов клеток спермы оплодотворит яйцеклетку. Но возможный генетический спектр индивида, который разовьется из данного яйца, сужается главным образом перед актом, поскольку даже миллионы сперматозоидов одного мужчины содержат лишь малую толику всех существующих генных комбинаций человека.

Стало быть, бесспорен факт, что в результате оплодотворения заложенные в яйцеклетке возможности сокращаются. И не только с точки зрения генетически определенных особенностей данного индивида, который может из нее развиться; в основном именно возникновением этой генной комбинации определяется, до какой стадии эмбрионального развития яйцеклетка (точнее говоря – зигота) сохранит жизнеспособность. То есть не исключено, что именно оплодотворение (естественно, одним определенным сперматозоидом) лишит яйцеклетку возможности формирования человека. Значит, оплодотворение никоим образом нельзя считать реализацией потенциальности, единственным или главным моментом в процессе формирования человека. Напротив: в непрестанно повторяющемся цикле жизни это лишь одно из звеньев длинной цепи событий. Можно считать его определяющим, неизбежно важной вехой на пути развития, но в процессе превращения оплодотворенной яйцеклетки, зиготы, в человека будет еще немало критических моментов. Таково, например, первое деление клеток, а затем дифференциация преэмбриона, образующегося в результате роста клеток. Или, скажем, органогенез, формирование внутренних органов, часто приводящее к роковому исходу. Благоприятное прохождение через каждый такой важный критический этап существенно увеличивает шансы формирования человека. Возникает вопрос: можно ли обнаружить в процессе, начало которому дает созревание яйцеклетки, некую точку отсчета, событие, которое во внутриматочном развитии важнее всех прочих для формирования человека?

Маловероятно.

Яйцеклетка есть потенциальная зигота. В зиготе мы вправе предполагать возможность превращения в эмбрион. Эмбрион может развиться в плод, а это уже потенциальный младенец, затем ребенок. Перед ребенком же простирается вся жизнь с ее огромным потенциалом, от которого захватывает дух. Впоследствии подросток сам проявит те или иные способности, обнаружит тягу к какому‑либо занятию или, напротив, ужаснется предъявляемым ему требованиям и ожиданиям родителей. Да и взрослый‑то человек лишь в физическом отношении достигает полноты развития, на протяжении жизни ему много раз будет дан шанс утвердить свою человеческую суть или, не воспользовавшись им, утратить оную. Вершины непрерывного развития своего «Я», характера, рассудка, духа и души, или «психе», человек достигает, пожалуй, лишь в том случае, если принимает свою человеческую суть во всей ее полноте, включая осознание собственной смертности и примирение с неизбежной кончиной. И более того: достойное ее ожидание.

Биологическое развитие человека значительно опережает его духовное формирование и достигает своей высшей точки прежде, чем успевает сложиться достойный человеческий характер. Уже за два месяца до рождения человеческий плод отличается от зародышей всех других существ, а в ребенке легко распознаются физические параметры будущего взрослого человека. Годам к пятнадцати – двадцати тело человека обретает все характерные физические черты. Подобно тому, как из зиготы постепенно развивается зародыш, так и физическое наше развитие после рождения длится годами, поэтому невозможно установить некий критический порог, который означал бы рубеж нашего биологического превращения в человека.

Однако между этими двумя процессами развития – эмбриональным и постнатальным – есть одно отличие, которое, без сомнения, является решающим в нашем превращении в человека. Хотя внешне новорожденный младенец едва отличается от развитого плода, это всего лишь видимость. В действительности же наше превращение в человека становится возможным благодаря внутреннему преобразованию, метаморфозе, происходящей непосредственно после нашего появления на свет. (По сути, эта метаморфоза сопоставима с той, какая происходит с обитающим в воде головастиком, когда он превращается в дышащую легкими земноводную лягушку.)

Если считать человека способным к самостоятельной жизни сухопутным существом – каковым он и является, – то эта форма существования представляет собой не просто продолжение жизни плода вне матки. Ведь плод – существо в самом благородном смысле слова паразитическое, абсолютно зависимое от матери, и кровообращение его обеспечивается питанием и кислородом через пуповину от прикрепленной к стенке матки плаценты. Легкие его не работают, да они и не могут функционировать в околоплодных водах. Таким образом, в отличие от обычного существования млекопитающих, когда кровь в полном составе при каждом цикле кровообращения целиком проходит через легкие, у плода к легким попадает лишь малая ее часть, необходимая для тканевого обмена веществ.

С первым вдохом, с первым поступлением в легкие кислорода из воздуха формируется кровообращение младенца: отверстие между двумя камерами сердца, снабжающее кровью (в обход легких) прочие части тела, а также функционирующая с этой целью артерия закрываются (нарушение или отсутствие этого преобразования провоцирует различные родовые нарушения, одно из которых носит название «синдром синюшного младенца» и в наше время устранимо хирургическим путем). В этот момент кровь впервые в полном объеме проходит через легкие, прежде чем, обогащенная кислородом, поступит в остальные части тела. Тем самым прекращается характерная для зародыша «паразитическая» форма существования, и человек преобразуется в самостоятельно живущее и двигающееся существо, получающее воздух и питание через нос и рот.

Кстати сказать, при определении, был ли мертворожденным обнаруженный мертвым младенец или стал жертвой убийства, патологоанатомы основываются на критерии дыхания. Если погруженная в воду частица легких трупа всплывает, поскольку в ней содержится воздух, возникает подозрение в убийстве. Если же проба, взятая из легких, остается под водой, так как в ней нет воздуха, то с большой долей вероятности можно констатировать, что ребенок мертворожденный. Однако даже если он и родился живым (то есть сердце его билось), но первого вдоха не сделал (у новорожденного это не всегда происходит непроизвольно, зачастую необходима стимуляция – например, следует пошлепать младенца по попке или вдунуть воздух ему в носик), то и в этом случае нельзя утверждать, что новорожденный оказался бы способным к автономному существованию и превратился в самостоятельного человека.

Первый вдох имеет не только физиологическое значение как шаг в развитии, вызывающий теперь уже детально изученную метаморфозу; в извечном и беспрерывно повторяющемся цикле зародышевая клетка – зародыш – эмбрион – плод – новорожденный – ребенок – взрослый человек – зародышевая клетка он является первым проявлением самостоятельной жизни, ее «побудительным толчком» и в то же время имеет символическое значение. Можно предположить, что этот символический смысл первого вдоха признавали еще библейские мудрецы, считавшие моментом сотворения человека тот миг, когда Господь «вдунул в лице его (Адама. – Л.Б.) дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Понятие это существует не только в Библии и биологии, но и в народном сознании. Всем известны выражения «до последнего вздоха», «при последнем издыхании» или «испустить дух», причем последнее воспринимается как синоним смерти: имеется в виду, что душа, определяющая нашу человеческую суть, покидает тело с последним выдохом, а стало быть, предположительно и входит в тело с первым вдохом новорожденного. Теперь, конечно, известно, что основой поддержания жизни в теле является невидимый глазом кислород, вдыхаемый человеком, о чем наши предки, естественно, и понятия не имели. О понятии трансцендентного, то есть о том, что еще, помимо кислорода, необходимо для снабжения организма жизненной энергией, однако на нынешнем этапе недоступно человеческому разуму и неуловимо техническими приборами, речь пойдет ниже.

Итак, важнейшая метаморфоза, которая превращает человека в биологически самостоятельное существо, происходит под знаком первого глотка кислорода. Если же считать решающим критерием наше духовное и умственное развитие – ведь именно оно и отличает нас от животных, – то процесс становления человека следует полагать пожизненным. Духовному созреванию человека способствует любое событие, переживание или поступок, любая информация, логическое заключение, собственное суждение или чужое мнение, с которым он соглашается, – именно на этой основе формируется мировосприятие человека, система его религиозных и идейных взглядов, а в конечном счете – мудрость.

Покуда жизнь наша обогащается новыми впечатлениями, новыми контактами и общением, духовное развитие человека продолжается и за тем возрастным порогом, когда физические способности давно достигли вершины своего развития или даже явно стали ослабевать. Удачным примером здесь служит чувство материнства, отцовства – этот поздний этап формирования человека. Не говоря уже о последующей важнейшей эмоциональной связи с внуками и правнуками. Часто люди тратят всю жизнь на то, чтобы обеспечить существование самому себе и своей семье, так что личность их получает возможность полностью раскрыться лишь после выхода на пенсию.

А в конце жизненного пути каждого из нас ожидает смерть. Возможно, она – самое главное впечатление нашей жизни. Примирение с ее неизбежностью или неприятие, достойная подготовка к смертному концу или ужас перед его приближением – последнее величайшее испытание наших человеческих качеств, длящееся до последнего мгновения жизни, и от нас самих зависит, выдержим ли мы этот экзамен успешно или же потерпим сокрушительный крах.

Наши рекомендации