Как появляются религии

Человечество всегда контактировало с различными уровнями непознанного. Еще в Ветхом завете описывается вечная борьба официальной церкви (тогда еще не христианской) против колдунов, толкователей, гадателей, целителей, прорицателей, проповедников и лжепророков. Все способы общения с запредельным миром были представлены уже тогда. Кто-то общался с духами с помощью камней-амулетов, кто-то истолковывал знаки реальности, кто-то в качестве посредников использовал загипнотизированных людей, кто-то сам применял различные психотехники, аскетизм, экстатические танцы или употребление галлюциногенных отваров.

Были и признанные пророки, к совету которых обращались при принятии важных решений, например начинать войну или нет. Мистическая жизнь била ключом. В средние века появились всевозможные алхимики, астрологи, каббалисты, оккультисты и тайные мистические общества. Вместе с христианством и его ответвлениями это давало такую богатую палитру духовной жизни, что Восток с его медитациями и рядом не стоял. «Европейцы пытались познать материальный мир, теперь у них много материальных благ; китайцы всегда старались познать человека, теперь у нас много китайцев».

Эпоха образования принесла свои примеры. Наиболее яркий из них – жизнь известного ученого Э. Сведенборга. Это был одаренный ученый, написавший несколько трудов по естественным наукам. В сферу его интересов входили физика, геология, математика, философия и теология. В 1743 году, когда ученому было сорок пять лет, к нему явился Иисус Христос и потребовал бросить занятия наукой. После этого посещения Сведенборг начал страдать от чувства греховности. Ведь он хотел стать великим ученым, а это была непростительная гордыня. Через год Христос явился опять и стал объяснять истинный смысл христианства. Он потребовал, чтобы ученый начал верное толкование Библии для народа. В течение последующей жизни Сведенборг написал тридцать томов комментариев и теологических сочинений, в которых создал захватывающую модель мироздания, включающую в себя научные достижения того времени и величайшие философские прозрения. В своих видениях он посещал рай и ад, общался с духами, ангелами и Богом. Его труды произвели впечатление на современников.

На подобных откровениях основывались целые религии. Так, основателю ислама пророку Мохаммеду пришли откровения в виде рифмованных фраз. Тысячи стихов, которые он помнил наизусть, впоследствии были записаны его учениками. Так появился Коран. Мохаммед испытывал яркие видения рая и ада, лицезрел Аллаха, беседовал с архангелом Гавриилом.

В Коране есть интересные слова: «Напоминай им. Ведь ты не прорицатель и не одержимый» (Сура 52, аяты 29). Действительно, обычному человеку, жаждущему духовного просветления, невозможно отличить настоящего пророка от ложного. Просветленность, помешательство и шарлатанство выглядят практически одинаково. Поэтому представители всех этих трех отклонений повсеместно встречаются среди духовных учителей во всех религиях, как и среди контактеров.

*****

Теории продолжают множиться, учителя тоже. Закат религий, предсказанный в связи с развитием науки, не состоялся. Духовный вакуум по-прежнему требует заполнения, а духовное наставничество остается выгодной карьерой. Все старые и новые религии продолжают борьбу за умы. Религиозный бизнес ищет своего потребителя.

Недавно директор немецкого миссионерского общества сообщил, что в мире каждый час 3 000 человек становятся христианами. Но он не сказал о том, что новоприбывшие выходят из-под влияния традиционных религиозных направлений, что основной приток происходит в Африке, Азии и Латинской Америке за счет так называемых харизматических церквей, которые отличаются от официального христианства так же, как христианство от колдовства. Основной упор в харизматических церквах делается на массовые целительские ритуалы. Лидеры, проводящие подобные сеансы, заявляют, что им пришел образ Христа, по требованию которого они собирают многотысячные толпы и исцеляют их именем Бога. Психотерапия от Библии, исцеление верой. Поп-христианство. Это ничем не отличается от самовнушения и массового психоза при исцелении животным магнетизмом у Месмера.

Современные харизматические лидеры отбрасывают официальные доктрины и догматы церкви. Они горячатся перед аудиторией, исцеляют и учат добиваться в жизни всего с помощью визуализации, воображения и имени Христа. Сегодня Бог говорит с нами не только Библией, утверждают они, а через современных пророков и пророчиц, через личные прозрения и сны, через видения и слова мудрости. Лицезреть Бога и получить от него благословение сегодня может каждый.

Лично мне такая религия больше нравится. Удивительно, что ее признает официальная церковь. Ведь раньше все чудеса и видения считались от беса и от лжепророков. Выразительны в этом отношении поучения одного из духовных наставников позднего средневековья пресвитера Козьмы: «Если увидите даже, что еретик изгоняет бесов, излечивает слепых и воскрешает мертвых, не верьте ему».

В наше время церковь набралась терпимости. Был момент, когда в Европе всем приходам были разосланы директивные письма, где Гарри Поттер объявлялся сатанистом. Но когда увидели, что между Иисусом и Гарри дети выбирают второго, послали новые письма, где отменяли предыдущие директивы. Кто-то умирал за веру мученической смертью, а церковь, занося их в жития святых, сама при необходимости могла поступиться принципами ради сохранения влияния.

В моих словах нет критики. Все, что происходит с христианством, должно происходить с любым религиозным течением, поскольку любая большая организация, как Система, как сложный саморегулирующийся организм, подчиняется вселенским законам.

*****

Процесс развития любой религии выглядит следующим образом. Одинокий пророк, способный получать видения и слышать «глас божий», создает новое учение (или новое понимание старого) и начинает проповедовать. Тем самым он сокрушает основы общепринятой веры. Представители официальной духовной доктрины, господствующей в тот момент в обществе, подвергают его гонениям. Новый пророк приобретает последователей. Его борьба с официальной церковью может закончиться по-разному. Он может погибнуть, может и победить. После гибели он перестает создавать угрозу власти и монополии церкви. Теперь он может быть объявлен святым. И если у него осталось много последователей, то бывшие гонители становятся рьяными поборниками погибшего пророка и с его именем на устах продолжают борьбу за власть, объявляя новое учение официальной доктриной.

Когда количество приверженцев новой доктрины достигает определенного значения, для дальнейшего роста ее авторитета становится необходимым создать Систему. Это подразумевает жесткую иерархию, список разрешенных ритуалов и упрощение основного послания пророка до понятных и однозначных лозунгов. Только так можно сохранить власть и получить массовое признание.

Если бы христианство не стало Системой, оно бы давно затерялось в глубине веков, ведь начиналось оно с мелкой секты. Упростить учение необходимо, во-первых, потому, что основная масса населения хоть и обладает стремлением к духовным знаниям, она все же не способна понять учение нового пророка так, как его понимал он сам. Потому он и пророк, что значительно опередил в своем духовном развитии массы. Даже буддизм со всей его мудростью в массовом исполнении весьма примитивен. Массам не нужен Бог внутри нас, массам нужен либо внешний утешитель, либо карающий судья, либо золотая статуя.

При управлении массами играет роль эффект толпы, который гласит: «Чем проще и обобщенней идея, которую ты проповедуешь, тем сплоченней будут ряды твоих слушателей, которые вскоре станут твоими сторонниками». «Вера, как и все в природе, идет по пути наименьшего сопротивления» (Батлер). «Массы надо обслуживать массовыми методами» (Закон Мерфи).

Толпа не воспринимает логических тонкостей, зато хорошо реагирует на лозунги, несмотря на то, что каждый ее член в отдельности является разумным и мыслящим существом. Это удивительный закон. О законе толпы можно написать целую книгу, настолько поразительны и интересны ее проявления. «Никто не знает, как поступит толпа, в том числе и она сама».

Несколько лет назад немецкие ученые обнаружили, что поведение человека в толпе и поведение песчинки в песочных часах описывается одними и теми же математическими уравнениями. Для того чтобы использовать эффект толпы, не нужно собирать своих слушателей в одно место. Любое обращение к массовому сознанию можно в значительной мере рассматривать как обращение к толпе. Лидер толпы всегда воплощает вытесненные чувства. «Лжепророки будут всегда более популярны» (Ф. Достоевский). Находясь в толпе, человек попадает под единый энергетический порыв, сопротивляться которому невозможно. Единая эмоция освобождает от напряжения внутреннего конфликта разнонаправленных мотиваций, объединяя всех под единым и однозначным вектором. Коллективный энергетический импульс пробивает плотину моральных и социальных ограничений, несет человека в свободном потоке инстинктивных проявлений. Радость освобождения настолько сильна, что опьяняет самого разумного человека.

*****

Таким образом, самая глубокая и верная религиозная система может стать массовой только в упрощенном виде. Но в массах всегда найдутся единичные представители, которые, глубоко изучив постулаты учения, достигают высокого уровня духовного развития. Они видят, что упрощенные официальные доктрины входят в противоречие друг с другом и даже со здравым смыслом. Совмещается ли со здравым смыслом то, что у Свидетелей Иеговы за последние 90 лет 14 раз назначался конец света? Ни одно такое предсказание не исполнилось, тем не менее, количество членов этой организации неуклонно возрастает. «Если бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия» (Гонкур).

Некоторые из тех, кто способен мыслить, пытались вырваться из пустоты показных внешних форм. Они увидели, что живые истины стали мертвыми. Но их самостоятельное мышление всегда является угрозой Системе, грозит разрушить ее изнутри. И Система вынуждена бороться, подавляя подобные проявления. Официальная церковь всей тяжестью обрушивается на человека, отрицая достоверность его личных переживаний в духовных мирах. Личные откровения всегда будут рассматриваться церковью как угроза, потому что они духовенству и Системе отводят второстепенную роль.

У нового проповедника всегда будут сторонники. К новому движению присоединяются не только верующие, но и люди, стремящиеся к власти и деньгам, увидевшие в создавшейся ситуации свой шанс. Основатель ислама Мохаммед был вознесен теми, кто стремился к власти, а до этого он десять лет был гоним. Развивая ислам как Систему, его покровители и инвесторы расширяли свое могущество. То же происходило и на заре христианства.

Поэтому борьба с «ересью» иногда может быть очень затяжной и принимать самые кровавые и жестокие формы. В войне все средства хороши. Нередко святые объявляются лжепророками, сумасшедшиб – святыми, а духовными учителями – властолюбцы и преступники. А после смерти ложные пророки оказываются истинными, а истинные – ложными. В этой борьбе практически никогда не удается избежать разделения на крупные течения и мелкие секты. Кроме внутренних врагов, Система должна найти и врага внешнего для сплочения своих рядов. Поиск неверных, если и не объявляется официальной политикой, то всегда молчаливо поддерживается.

И конечно, в каждой религии должен быть представитель Зла. Персонифицировав зло в лице Сатаны, церковники нашли и козла отпущения, и непреходящего врага, и самое лучшее средство объединения паствы – страх. В конце 17 века голландский проповедник и демонолог Б. Беккер издал научную работу, где пытался опровергнуть миф о силе дьявола. В качестве примера он приводил тексты Библии, где совсем не упоминается об огромной власти дьявола. По его мнению, дьявол не мог распространять свою власть столь широко, как это представляют некоторые церковники.

Святые отцы обратили на Беккера всю силу Системы. Принижение дьявола вызвало бурю негодования. В итоге он был лишен должности проповедника. Действительно, если смысл существования – борьба с болезнью, то выздоровление невыгодно.

*****

Система для своих целей избирает нужных ей исполнителей и выдвигает на определенные должности людей определенного склада. В Системе должны быть и инквизиторы, и хозяйственники, и теоретики, и мученики, и святые, и пропагандисты, и фанатики, и серая масса. Есть еще такой закон: стоит только добрым, честным, бескорыстным людям объединиться и начать войну во имя хорошего дела, как вскоре главнокомандующим у них непременно оказывается наихудший из злодеев.

Для работы с массами Система вынуждена набирать и служителей с массовым мышлением. Постепенно все приходит к тому, что большинство священнослужителей уже не осознают, какую бессмыслицу они говорят, подавая истины в одностороннем и однозначном виде. Можно только позавидовать их духовной и социальной стабильности. «Духовенство было бы очень недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно» (Гольбах).

Закон Системы работает на уровне любых сообществ и объединений. Система – обязательное и неотъемлемое свойство физической реальности, инструмент упорядочивания хаоса. Поэтому никого не надо осуждать; каждый выполняет свою роль, все работы хороши и нужны в этой божественной игре под названием Вселенная. У Бога для каждого есть дело, поэтому «…блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Система в попытке выжить всегда входит в противоречие с тем, что ее создало. Но одновременно она продолжает нести в своей глубине зародыш Истины. Церковь все же донесла сквозь два тысячелетия послание Христа. Из недр церкви все же вышло бесчисленное множество высокодуховных личностей, святых и Учителей. Миллионам людей церковь помогает сделать первый шаг на пути к божественному. И как во все времена, кто-то из этих людей перерастет официальные догматы, кто-то останется на примитивном уровне, а кто-то станет нетерпимым религиозным фанатиком, способным на новые Варфоломеевские ночи. «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан 16:2).

Постоянно появляются новые ответвления христианства. Каждое из этих движений начиналось с отказа от некоторых догматов церкви. Многие новые течения утверждали, что каждый человек может без посредников переживать присутствие Бога. Это присутствие может принимать различные формы. Например, русские хлысты описывали свои ощущения так: «Благодать святого духа напоит нас как бы пивом, от сего благодатного пива сердца наши исполняются духа святого и мы, будучи упоены святым духом, как пьяные, приходим в радостное исступление».

Но постепенно любое ответвление от Системы само становится Cистемой. Снова устанавливается иерархическая структура, а множественные таинства и практики сводятся к некоторому небольшому количеству «единственно правильных ритуалов». Сложное понимание божественного снова облекается в простые принципы. Возникают различия среди принципов, это неизбежно запутывает искателя истины. Снова открывается повод к религиозной нетерпимости и борьбе за зоны влияния. Ну а отсюда недалеко и до новых религиозных войн.

Как ни странно, это хорошо. В соответствии с Законом Вселенского эгоизма для дальнейшего прогресса должна существовать внутренняя конкуренция между мелкими структурами. Пройдя по лезвию бритвы между войной и миром, эти структуры создадут высокоуровневые принципы сотрудничества и придут к объединяющим постулатам. Так происходит и с церковью. Идет жесткая конкуренция за власть и за влияние на массы. В этой борьбе постепенно вырабатываются новые принципы. Безусловно, они будут шагом вперед по сравнению с официальными догматами предыдущих церквей. Судя по всему, именно по этому пути пока идет человечество.

*****

Между религиозными культами и духовными течениями всегда шла борьба за первенство, за власть, богатство и признание. Во всех точках земли, во все времена, у всех народов возникали и продолжают возникать новые лидеры и новые движения.

Только на Ближнем Востоке, там, откуда начал свой путь ислам, 1 500 лет назад существовали десятки учений христианских направлений. А было еще много других – языческих, колдовских, мистических.

Показателен в этом смысле отрывок из книги В. Ирвинга «Жизнь Магомета».

«Чтобы дать представление о той путанице учений, из которых Магомету пришлось заимствовать свои сведения о христианской вере, мы изложим здесь главные спорные пункты религиозных концепций различных сект восточных христиан.

Савелиане, получившие свое название от ливийского священника Савелия, верили в единство бога.

Ариане, последователи Ария, священника Александрийского считали Христа не подобным богу, а ниже его.

Несториане – от Нестора, епископа Константинопольского, утверждали, что Мария была матерью Христа только как человека, и нельзя называть ее богоматерью.

Монофизиты утверждали, что божественное и человеческое составляют единое целое.

Евтихиане – от Евтихия, игумена Константинопольского, признавали, что Иисус был только бог до воплощения, и только человек во время воплощения».

Далее Ирвинг подробно описывает разницу в учениях еще десятка религиозных движений: назареян, евионитов, докетов, гностиков, карпократиан, базилмидиан.

А вот еще интересный отрывок.

«Сколько было в Церкви догматических споров по самым тонким богословским вопросам с такими еретиками, которых даже названия уж несколько столетий как изгладились из памяти людей. Кто помнит еретиков евионитов, херинтов, кердонитов, катафригов, енкратитов, савелиан, павликиан, манихеев, непотиан, акакиан, евномиан, евтихиан, севериан, аффордокитов, антидикомарианитов и бесчисленный ряд других еретиков? Против них в свое время собирались соборы, писались обличения, трактаты, в которых излагались глубокие догматические мысли. Но кто их знает? Кроме специалистов-богословов, - никто» (Журнал «Церковь» 1909 г. (№13-14)).

Так было везде и всегда. Какая-то религия стала влиятельной, завоевала полмира, некоторые другие потихоньку влачат существование из века в век, имея совсем немного последователей, большинство же просто исчезли.

И всегда более крупные давят более мелких. Объявляют их еретиками. Иначе сами не выживут.

А средства борьбы с конкурентами самые разнообразные – от тонкого влияния на умы до религиозных войн и костров, от внедрения обрядов до насильственного крещения. История церкви – самый лучший учебник пиара. (Пиар, от англ. PR – наука манипулирования общественным мнением. В настоящее время широко применяется в бизнесе и политике.)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

Первые двести лет христианство напоминало тоталитарную секту. Сегодня основным признаком секты считается поведение, когда человек продает свою квартиру, дарит деньги своему движению и посвящает себя богу и его заместителю на этой земле – лидеру движения. Когда человек так поступает, тогда говорят, что он попал под влияние секты. Если же таким образом он поступает по отношению к признанной государственной религии, тогда его объявляют высокодуховным.

Вначале христианство было против мирских благ. Но народ не шел за таким течением. Когда христианство почти умерло, иерархи церкви пошли на соглашение с правительством Римской империи. Христианство ввело в свою традицию языческие ритуалы и праздники, разрешило поклоняться изображениям и статуям святых и так далее. Стало ближе к народу. Они вошли в соглашение с сильными мира сего, помогая им идеологически обрабатывать массы. И начали постепенно снова набирать силу и распространяться по всему миру.

Через пятьсот лет они стали настолько сильны, что снова стали нетерпимыми к инакомыслию. Процветало невежество и суеверия, а всякая новая мысль подавлялась. Так длилось тысячу лет.

Приветствовались крестовые походы для грабежа неверных и обращения их в истинную веру.

Церковь стала богата, ей принадлежало больше всего земель. Ее доходы были колоссальны. Более того, вся Европа стала теократической. Это значит, церковная власть была выше мирской (светской). Короли зависели от церкви, и даже обязаны были испрашивать у Папы римского разрешения жениться.

С тех пор не было на земле правителей, чья власть и богатство были бы выше, чем у Папы римского. Притом почти все папы по современным меркам были преступники. Они грабили, совершали заказные убийства, продавали должности, брали взятки тоннами. Любили заниматься сексом с мальчиками.

Первый порядочный человек среди них был недавно умерший Павел второй.

Только Реформация в 15 веке начала изменять положение дел и направила мир к цивилизации. Лозунги Реформации провозгласили религиозные преобразования. Отрицалось право церкви на владение землями и объявлялось, что каждый человек может прийти к Богу без посредников – духовенства. Такие заявления получали мощную поддержку масс.

Но церковь просто так власть не хотела отдавать. Разразились войны. Восьмидесятилетняя война в Нидерландах, Английская революция, Великая крестьянская война.

В итоге все это привело к реорганизации власти в самых богатых европейских странах и оказало влияние на становление Америки. Можно сказать, что сегодняшняя западная цивилизация есть результат Реформации.

Но жизнь продолжается. Пришло время Новой Реформации.

*****

Конечно, все понимают, что вершина одна, а путей к ней много. Все пути заслуживают уважения. Но такая религиозная терпимость не нужна тем, кто хочет власти. А все начальники ее хотят, иначе они не были бы начальниками. Таков закон Системы. Поэтому мечтам о единой религии до сих пор не суждено было сбыться.

Но сегодня эти мечты могут исполниться.

Люди стали другими. Им нужно более современное понимание мироустройства. Около двадцати лет назад вышел фильм «Последнее искушение Христа», где подразумевалось, что Христос и Мария Магдалина имели сексуальные отношения. Тогда представители христианства развернули такую компанию противодействия, что фильм потерпел полный финансовый провал. Общественное мнение было настроено против него.

А сегодня фильм «Код да Винчи», проповедующий те же идеи, прошел на ура. И на протестующие высказывания церкви люди имеют собственное мнение.

Люди начали понимать, что постулаты так называемой государственной религиозности сильно отличаются от первоначальных духовных концепций, с которых религия начиналась.

*****

Все эти конфликты человечества являются обязательными элементами совершенствования духовной сущности под именем Земля. Кто-то сказал, что человечество – это язва на теле Земли, я же утверждаю, что человечество и его гармоничное развитие – это важнейшее условие духовного совершенствования планеты. От того, какой путь выберем мы, будет зависеть возможность и ее развития.

В истории Земли было не менее пяти всемирных катастроф, через которые менялось неверно выбранное направление эволюции. Они являются квантовыми переходами к более совершенным видам жизни, к более продвинутым формам, к более гармоничным взаимоотношениям человечества с другими уровнями природы. В этом контексте мифы о Всемирном Потопе и Конце Света для человечества, погрязшего в грехах, приобретают понятный смысл.

Но запугивание Концом Света и обвинение в греховности вряд ли направят человечество на верный путь его духовного роста. Человек не греховен, он совершенен. Человек пришел в материю не для того, чтобы снова отбросить ее, объявив грехом, а для того, чтобы познать ее посредством Духа. «Церковь существует не для того, чтобы мир стал лучше, а потому, что он лучше не становится» (П. Вейл).

В последнее время в некоторых религиозных кругах стало принято обвинять иудаизм – официальную религию евреев. Христиане говорят, что все страдания евреев происходят от того, что они не приняли Христа, а продолжают жить в соответствии с их древними дохристианскими представлениями о Боге Едином. Бог Единый – непознаваемая духовная энергия, источник всего сущего, способный являться только пророкам, чтобы объяснять им правила поведения. В соответствии с такими правилами и стараются жить иудеи. Евреи, по словам их Бога, – избранный народ, потому что только для них являлся Он. Бог сказал, что будет всячески помогать им, если они будут соблюдать все, что он требует. Но кому много дано, с того много и спросится, поэтому те, кто не соблюдает древних заветов, подвергаются наказаниям и уничтожению в нескольких поколениях. Поэтому евреи воспринимают Холокост – массовое уничтожение этого народа нацистами в 1933–1945 годах – как жертву искупления за грехи. В тот период погибло 6 миллионов человек, что, по некоторым данным, составляло около 60 % всех евреев.

Вся история Израиля, описанная в Ветхом завете, основана на том, как Бог через наказания пытался вразумить тех, кто не исполнял его заветов.

Но около двух тысяч лет назад появилась новая религия – христианство. Многие воспринимают христианство как поклонение мученику, распятому на кресте, и образам на иконах. Это не так, иначе это было бы возвратом к язычеству и шагом назад по сравнению с понятием Бога Единого, которого исповедовали дохристианские иудеи.

Другие последователи основным принципом христианства считают наказание за грехи. Эти находятся на одном уровне с древним иудаизмом.

Но если принять во внимание истинный смысл послания Христа, который продемонстрировал возможность существования Бога в теле человека, то это, несомненно, шаг вперед.

Христос показал, что Бог и человек едины. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Иоанн 5:26-27). Он одновременно сын Бога и сын человеческий. «Господи, когда я не знаю, кто я, я служу тебе, когда я знаю, кто я, я являюсь тобой». (Рамаяна). В каждом из нас – бесконечные силы.

*****

Смысл совершенствования заключается в том, чтобы расширить свою способность осознавать все более глубокие слои как светлых сил, так и темных. По принципу: сколько вверх, столько и вниз. Чем шире крона, тем крепче должны быть корни.

Когда в Откровении говорится, что надо поклоняться не ангелам, но Богу, как раз и имеется в виду, что не нужно привязываться к энергиям уровня ангелов, а следует стремиться дальше, к осознанию уровня бога.

Из-за наличия огромного числа энергетических уровней во многих религиях присутствует большое количество богов, полубогов, других высших сущностей, олицетворяющих различные энергетические иерархии. В темном мире тоже есть своя лестница чинов.

В истории христианства описывается много видений и откровений с участием святых всех иерархий, демонических и ангельских персонажей и других образов христианской истории и мифологии. Невротические страдания сотен поколений также окрашены библейской тематикой в виде страхов перед концом света, адскими муками и ощущением вины от собственной греховности. Внутренний конфликт личности между естественными потребностями и ощущением их греховности является многовековым проклятием христианского мира.

Внутренние конфликты присущи человеку всегда, и не будь христианства, они были бы окрашены в образы той культурной среды, в которой человек воспитывался. Круги рая и ада выглядят таковыми только благодаря коллективным убеждениям и страхам и, кстати, могут добровольно посещаться продвинутыми духовными искателями.

ДОБРЫЙ НЕДОБРЫЙ ИИСУС

Неверно было бы воспринимать Христа как невинного агнца, смиренно принявшего распятие. «Я глубоко презираю глупого сентиментального Иисуса», – говорил Ницше. На самом деле Христос был могущественной личностью. Его поступок был сознательным выбором, шагом в его дальнейшем личностном совершенствовании. Он знал свою судьбу и много раз мог ее избежать.

Еще с момента искушения в пустыне он мог стать могущественным и богатым, разделив, как говорят маги, ношу социальной обусловленности своих собратьев. Но Иисус решил пройти через катарсис. Он выбрал. «...Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?». (От Иоанна 18:11). В его катарсис входила не только физическая боль, но и нравственная, так как, будучи невиновным, он должен был простить тех, кто привел его к смерти.

Многим ли дано простить тех, ради кого они пожертвовали жизнью, а те в ответ вели себя так: «И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасая, пусть спасет Себя Самого, если он Христос, избранный Божий» (От Луки 23:35). Этот отрывок примечателен еще и тем, что показывает, каким образом божественность может проявляться в обычной плоти.

Богочеловек не испепелял врагов своей волей и не сходил с креста после того, как его прибили гвоздями. Принимать и любить врагов – это не доброта, это совершенствование через катарсис. Если бы он стал на сторону одной своей части, отвергнув или уничтожив другую свою часть – врагов и боль, он отказался бы от полного познания энергий и дальнейшего духовного совершенствования. Ведь враги и боль – лишь различные аспекты его как Бога.

С философской точки зрения учение Христа не несло ничего нового. Понимание божественной сущности человека существовало до него и в Древнем Египте, и в философии Древней Греции, например у последователей Платона, и на Востоке. Христос стал Спасителем благодаря Поступку, через который не только отдельные мудрецы, но и любой необразованный человек получил возможность осознать свою божественную природу, задуматься о сложности взаимоотношений между духом и материей и принять ответственность за свое могущество. И если это поможет человечеству в его духовном росте, то поможет избежать и очередного уничтожения как вида – неудачного направления в духовном развитии вселенской сущности по имени Земля.

*****

Христос не сентиментальный и не милосердный. Он знал вселенские законы. Он знал, что, передавая знания еще несовершенному коллективному сознанию человечества, он подводит людей к испытаниям, которые проходил сам. Поэтому мучения первых христиан, Варфоломеевская ночь, крестовые походы и инквизиция – все это есть коллективный катарсис.

Нет преступления, которого бы не совершила церковь как Система. Но не могло быть другой системы, которая сохранила бы для массового сознания большей части населения смысл миссии Христа. Он не мог не понимать этого. «...Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших; Ибо приходят дни, в которые скажут: “Блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!” Тогда начнут говорить горам: “Падите на нас!” и холмам: “Покройте нас!” (От Луки 23:29-30). «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их; И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». (От Матфея 10:21-22).

Избежать этого он не мог. «...Ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (От Иоанна 8:29). Христос не сентиментальный. Он требовал жестких и бескомпромиссных решений, как от себя, так и от других. «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (От Луки 14:26). «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может стать Моим учеником» (От Луки 14:33).

*****

Учение Христа нельзя назвать учением о добре; оно очень парадоксально и противоречиво, как все законы материального мира. Поэтому его словами можно оправдать и милосердие, и любое преступление. В истории это происходило не раз. Даже Гитлер очень эффективно использовал в своих выступлениях цитаты из Библии. Сложность данных – обоюдоострое оружие. С помощью них можно приближаться к истине, а можно, искусно манипулируя, уводить от нее. Истинный смысл этого учения можно постичь только с позиций квантовых законов, в соответствии с которыми одновременность существования противоположных начал есть главный атрибут реальности. Именно благодаря противоречивости Истины любое проявление жизни можно объявить и греховным, и божественным, ведь в линейном пределе все переходит в свою противоположность. Поэтому с духовным поиском связаны и самые прекрасные, и самые отвратительные страницы истории.

Современный образованный человек вправе задать вопрос: «А была ли такая личность, как Иисус Христос, на самом деле? Может быть, это просто христианская мифология?» Историки спорят по этому вопросу. Можно предположить, что подобный человек существовал и действительно имел такую судьбу. Можно поверить так же, что он исцелял. Труднее понять, как его могла родить девственница без зачатия или как он превратил камни в хлеб, чтобы накормить пять тысяч человек. А тем более, как он мог воскреснуть после смерти? Как символическое описание некоторых законов Вселенной мы можем это принять, но как реальное событие вряд ли.

Церковники же настаивают на буквальном понимании этих историй. В этой парадоксальности и неопределенности (два важнейших качества квантового мышления) как раз и заключается успех христинства. Поэтому, если человек желает как-то определиться по сложным вопросам религии, ему придется делать это с позиций собственной картины мира, исходя из собственного понимания реальности. Из несовместимых принципов каждый выбирает то, во что верит. «По вере вашей…»

Наши рекомендации