Об одержимых злыми духами
К
явлениям злого духа между людьми справедливо причис-
ляется так называемая бесноватость. Бесноватые, или одер-
жимые злым духом, бывают двух родов: на одних из них злой
дух влияет только отвне, другими же он владеет внутренним обра-
зом, владеет всем их существом, заставляет их изрыгать Богохуль-
ства, говорить на языках, которым они совершенно не учились, от-
крывает им разные сокровенные вещи, знакомит их с разными тем-
ными предметами философии и теологии.
Возможность и действительность бесноватости не подлежит ни-
какому сомнению. Они ясно утверждаются как Св. Писанием, так и
учением Церкви. Св. Писание с одной стороны сообщает нам много
фактов бесноватости, с другой передает, что Сам Иисус Христос и
его Апостолы признавали бесноватых действительно одержимыми
злыми духами.
Саул был одержим злым духом 1 ; злой дух от времени до времени
возбуждал в к нем тоску, гнев и зависть в отношении к Давиду; или
даже, если Саул приходил в гнев по каким-нибудь естественным
причинам, демон овладевал им и приводил его в ярость. Беснова-
тые, о которых говорится в Евангелии 2 , что они громко кричали,
что Иисус есть Христос, что Он прежде времени пришел их мучить,
что Он Сын Божий, представляют, очевидно, несомненный пример
одержимых злым духом.
Сара, дочь Рагуила, которая была одержима демоном Асмодеем,
который умертвил семь первых ее мужей 3 , те люди, о которых по-
вествует Евангелие, что они были заражены неисцелимыми недуга-
ми и болезнями, которые испускали изо рта пену, неистовствовали,
избегали человеческого общества, которые были так сильны и страш-
ны, что их нужно было связывать цепями для того, чтобы предо-
хранить других от их нападений, — все это, очевидно, были одержи-
мые злым духом.
Спаситель, в доказательство своего небесного посланничества, ука-
зывает на исцеление Им бесноватых. Он опровергает Фарисеев, ко-
торые говорили, будто Он изгоняет бесов силою вельзевуловою; Он
доказывает, что изгоняет их силой Божией 4 . Он говорил с демона-
ми, жившими в бесноватых, угрожал им, повелевал им молчать. Все
это очевидно доказывает, что Иисус Христос смотрел на бесноватых,
I Царств XVI, 14, 15.
Мф. VIII, 29; Мар. I, 24.
Тов. III, 8.
Мф. 12 гл., ст. 24-29.
как на действительно одержимых злыми духами. Подобно своему
Божественному Учителю, Апостолы и первенствующие христиане
также смотрели на них, как на одержимых злыми духами.
Когда семьдесят учеников Христовых, возвратившись с своей Апо-
стольской деятельности, отдавали Иисусу Христу отчет в своих тру-
дах, они, между прочим, сказали Ему, что и самые бесы им пови-
нуются. По воскресении Своем Иисус Христос обещал своим уче-
никам, что они во имя Его будут творить чудеса, изгонять бесов и
получать дар пророчества1 . Все это и исполнилось буквально. Сами
враги христиан, Иудеи и язычники, так как они сами были очевид-
цами чудесных изгнаний демонов из бесноватых, совершаемых Ии-
сусом Христом, Его Апостолами и вообще христианами, не отвер-
гали действительности этих изгнаний, а только объясняли их по-
своему; одни приписывали их силе князя бесовского, другие силе
магии, силе известных трав и пр.
Св. Отцы Церкви первых веков, Св. Иустин, Тертуллиан, Лакта-
ций, Св. Киприан и другие говорят об изгнании христианами де-
монов из бесноватых с такою уверенностью и положительностью,
что не остается никакого места для сомнения в действительности
того, о чем они говорят2 . Они ссылаются на своих собственных вра-
гов, как на свидетелей защищаемого ими дела, и с твердой уверен-
ностью вызывают их на то, чтобы в их собственном присутствии со-
вершать опыты того, как сила веры Христовой изгоняет злых духов
из бесноватых, принуждает их к открытию их настоящего имени, к
сознанию, что язычники в своих храмах поклоняются только одним
демонам.
Послушаем, относительно этого предмета, собственных слов про-
свещеннейших писателей тех времен, когда еще совершалась борь-
ба христианства с язычеством и когда между христианами часто бро-
дили одержимые злым духом.
Арновий говорит: «Был ли когда-нибудь смертный, подобный Ии-
сусу? Нужно только произнесть Его имя, и злые духи бегут, прори-
цатели замолкают, пророки-жрецы немеют и все искусство хитрых
магов посрамляется» (Advers. gentes. I, I, 27. Ausgabe v. Jahre 1651).
Лактаций говорит: «Ученики Иисуса именем Его и св. знаменем
Его страданий изгоняют нечистых духов. Это доказывается тем, что
в присутствии христиан магические жертвоприношения остаются без
всякого действия и даже самые знаменитые оракулы не дают ника-
ких ответов» (Institutiones divinae I, 41, c. 27).
Св. Киприан писал к римскому градоначальнику Димитрию: «При-
идите, посмотрите и послушайте, что такое делается в нашем при-
сутствии с богами, которых вы чтите. Заклинаемые и изгоняемые
силой Божественного слова, они принуждены бывают оставлять
Луки X, 17.
Just. Dialog. cum supplem., Tertul. De corona militis, c. II et. Apolog., c. 23, Сyp. Ad Demet-
riam., &c.; Minutius, in Octavio, &c.
31
одержимых ими людей. Поражаемые Божественной силой, с жалоб-
ными воплями, человеческим голосом возвещают они истину буду-
щего суда, о котором учит наша вера. Приидите и убедитесь сами в
справедливости наших слов; вы увидите, что духи, которым вы так
рабски удивляетесь, которых вы так рабски чтите, — дрожащие, пле-
ненные, скованные лежат у ног наших. Особенно ясно вы увидите
ваше заблуждение, когда увидите, как ваши боги, изгоняемые си-
лою нашего повеления, в вашем собственном присутствии, против
своей собственной воли, будут сознаваться в своем собственном
обмане и лжи» (Ad Demetrianum, р. 221).
«Кто хочет убедиться в истине сказанного, говорит Св. Афанасий,
тот пусть только при обольщениях демонских, при ложных про-
рицаниях и чудесах магии совершит крестное знамение, с которого
так смеются язычники, или произнесет имя Иисуса, и он тотчас уви-
дит, что демоны разбегутся, оракулы умолкнут; чудеса магии и вол-
шебства прекратятся» (De incarn. Verbi Dei, p. 48).
«Приведите, говорит Тертуллиан в одном сочинении против языч-
ников: приведите на судилище какого-нибудь действительно одер-
жимого злым духом, и демон, по требованию всякого христиани-
на, так же публично сознается, что он злой дух, как прежде пуб-
лично он выдавал себя за Бога; или приведите на судилище кого-
нибудь из тех ваших людей, которые говорят, будто они действуют
только одной Божественной силой, которые под влиянием смрадных
жертвоприношений приходят в экстаз и от времени до времени
слышат слова, которые они во все горло провозглашают как ора-
кульские изречения..., и если демон, который действует в этих лю-
дях, — в присутствии христиан не сознается, что он есть действи-
тельно злой дух, и не будет таким образом посрамлен, тогда про-
лейте кровь этих христиан. Возможны ли еще более ясные доказа-
тельства, более твердые доводы?» (Apologeticum, c. 23).
Сколько уверенности, сколько убеждения в этой торжественной
речи! Как многочисленны и общеизвестны должны были быть слу-
чаи, когда христиане, являясь публично пред чтителями той силы,
которая производила языческие чудеса, вынуждали ее к сознанию
(в своем ничтожестве)? Какую, таким образом, победу над древней
магией одерживали христиане еще прежде, чем своей собственной
смертию доказывали, что имя их Бога побеждает все волшебные
силы ада!
«Нет почти ни одного отца Церкви, говорит один ученый писа-
тель, который бы не усвоял христианам силы во имя Христово из-
гонять бесов. Все верующие первых веков были убеждены в дей-
ствительности этой силы; ни одна истина не была у них яснее и не-
сомненней и не пользовалась большей известностью. И нельзя ука-
зать ни одного язычника, даже из тех, которые по преимуществу
враждовали против религии христианской, который, не говорю не
был бы вполне убежден в том, что христиане действительно изго-
няли бесов, как они об этом говорили в своих сочинениях, но ко-
торый бы заподозрил христиан в обмане и совершенно отвергал бы
действительность фактов этого изгнания (Baltus, Suite de la reponse a
l’histoire des oracles). Die religion mit hilfe der neuern Gelehrsamkeit
und Wissenschaft in ihrer Algemeinheit nachtgewiesen — Nacht der
Franzosischen bearbeitet und herausgegeben von einem katholischen Prie-
ster. Zweiter Band, § 372-375. Würzburg, 1837. Verlag der Stahel’schen
Buchhandlung. Примечание немецкого переводчика.
Всегдашнее cуществование в церкви заклинательных молитв про-
тив бесноватых составляет новое доказательство действительного
существования бесноватых; оно доказывает, что церковь и ее служи-
тели всегда признавали действительность бесноватости, так как они
всегда употребляли против нее эти молитвы. Даже Иудейские за-
клинатели злых духов именем Христовым исцеляли бесноватых1 ;
они верили также, что Иисус Христос может давать это исцеление.
Они также произносили иногда имя Соломона и употребляли закли-
нания, установленные будто бы этим царем, равно как разные ко-
ренья и травы; но все это производило только нечто подобное тому,
что совершает искусный врач, вылечивая ипохондриков, помешан-
ных и людей, воображающих, будто они одержимы злым духом,
или что совершает мудрый духовный отец, успокаивая и приводя в
нормальное состояние терзаемые совестью, глубоко потрясенные
сознанием своей греховности и мучимые страхом адских мучений
души.
Бесноватые же, которые были исцеляемы Иисусом Христом и хри-
стианами, были действительно одержимые злым духом, которые мог-
ли быть исцеляемы только силой Божественной, именем Иисуса
Христа, силой заклинаний. Сын одного иудейского священника2 , по
имени Скева, захотел изгнать демона из одного беcноватого именем
Иисуса Христа, проповеданного Павлом; бесноватый бросился на
него, говоря, что он знает Христа и Павла, а его не боится, и иудей
едва не был задушен злым духом. Нужно строго отличать действи-
тельно бесноватых от мнимых, равно как и действительных врачей
бесноватости от обманщиков. Возможны и бывают и такие бесно-
ватые, которые только притворяются бесноватыми для того, чтобы
таким образом возбуждать к себе сострадание и получать подаяния.
Возможны и бывают и такие заклинатели, которые только злоупо-
требляют именем Христовым с целью обмана; возможны и бывают
и такие обманщики, которые подговаривают других притвориться
бесноватыми с той целью, чтобы посредством мнимого исцеления
их приобрести себе славу.
Марк. IX, 38.
Дeян. XIX, 14-16.
ГЛАВА VII