Особенностями организма детей и подростков
Организм ребенка отличается от организма взрослого особенностями строения и функций отдельных органов и систем. Это:
1. анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);
2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;
3. интенсивный рост и развитие детей;
4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.
Характерными особенностями организма детей и подростков являются:незавершенность развития; пластичность; большая подверженность влиянию различных факторов.
Главная особенность организма ребенка — это состояние непрерывного роста и развития. Постоянно происходят количественные (рост) и качественные (развитие) изменения. Количественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключается единство и взаимосвязь роста и развития.
Развитиерастущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой для дальнейшего физического и психического развития организма. Уже с первых месяцев жизни определяющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и развитие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).
Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование) направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды.
Особенности роста и развития детского организма обусловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда организм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям. К ним относятся:
• периоды новорожденности;
• время первого прикорма;
• переход на новые виды пищи;
• начало самостоятельной ходьбы;
• возраст 6—7 лет;
• период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).
Период полового созревания наступает неодновременно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятельности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведении, интересах.
В индивидуальном развитии ребенка (онтогенезе) выделяют 7 периодов созревания:
1. Период новорожденности – 1 - 10 дней.
2. Грудной период – 10 дней - 1год.
3. Раннее детство – 1 - 3 лет.
4. Первое детство – 4 - 7 лет.
5. Второе детство –
мальчики – 8 - 12 лет.
девочки – 8 - 11 лет.
6. Подростковый период –
|
девочки – 12 - 15 лет.
7. Юношеский период –
юноши – 17 - 21 год.
девушки – 16 - 20 лет.
Чтобы правильно организоватьмедицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в пределах которых рост, развитие, физиологические особенности организма тождественны, а реакция факторов относительно однотипна (возрастная периодизация).
В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на возрастные периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают следующие возрастные периоды:
• преддошкольный возраст — до 3 лет;
• дошкольный возраст — 3—6(7) лет;
• младший школьный возраст — (6)7—10 лет;
• средний школьный возраст — 11—14 лет;
• старший — подростковый возраст — 15—18 лет.
Подобное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет только подростковый возраст, к которому при данной группировке относятся дети с 15, а не с 12—13 лет, так как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и проводится профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет распространяются определенные трудовые льготы.
Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими, морфологическими и физиологическими особенностями. Возрастной морфологией и физиологией установлены закономерности роста и развития детей и подростков, которые относятся к развитию как организма в целом, так и отдельных его систем. Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития