Поведение и деятельность
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Поведение - присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.
Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).
Первые попытки научно понять поведение возникли на основе механистического детерминизма, в категориях которого поведение трактовалась по типу взаимодействия физических тел. Эволюционное учение в биологии (Ч. Дарвин) позволило объяснить целесообразность поведения живых существ, стимулировав разработку объективных методов исследования поведения в единстве его внешних и внутренних проявлений. На основе биологического детерминизма сложилось учение о высшей нервной деятельности животных, синонимом которой И. П. Павлов считал поведение. Бихевиоризм противопоставил поведение сознанию, полагая, что предметом психологии является только поведение, которое было сведено к совокупности двигательных реакций на внешние стимулы. В дальнейшем сторонники бихевиоризма внесли в эту схему коррективы. Своеобразие поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является, от групповых норм, ценностных ориентаций, ролевых предписаний.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
В психологии существует несколько определений деятельности:
Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленные цели, возникшие в результате появления у него определенной потребности.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.
Представленные определения показывают, что в основе понимания деятельности находятся:
♦ Потребности, которые направляют и регулируют конкретную деятельность субъекта в предметной среде.
♦ Осознание цели, которая остается всегда необходимым признаком деятельности. Порождаясь потребностью как источником активности, деятельность управляется сознаваемой целью как регулятором активности.
Понятие деятельности следует отличать от понятия «поведение». В поведении цель не выражена. Кроме того, в дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С.Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением— поступок (проступок).
Естественное состояние человека - состояние деятельности. Пока человек живет, он постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: трудовой, учебно-познавательной, общественно-политической, художественно-творческой, спортивной, игровой...
Существуют различные классификации видов деятельности:
- в социологии принято выделять трудовую, общественно-политическую, художественно-творческую, научную и т.д.;
- педагогика в качестве ведущих видов деятельности определяет трудовую, учебную, игровую;
- психология — изучает деятельность, связанную с психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др.)
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:
- обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей;
- становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;
- является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов;
- создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов;
- является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития;
- обеспечивает познание и преобразование окружаюшего мира.
Деятельность человека представляет собой достаточно сложный по своей специфике и внутренней структуре феномен.
Важнейшие характеристики деятельности:
· предметность — она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира.
- социальность — деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену ее продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию.
- сознательность — в процессе организации и осуществления деятельности «сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую».
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются: познание, общение, труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются: игра, учение, труд.