Ткани, составляющие сердечную стенку - увеличенное изображение части сердца
1- Отделенный перикард
2- Эндокард
3- Эпикард или висцеральный листок перикарда
4- Эпителиальный серозный слой
5- Рыхлая соединительная ткань и жировая ткань
6- Миокард
7- Мышечные перекладины
Эпикард, или висцеральный листок перикарда, это тонкая серозная мембрана, которая образует внешнюю гладкую поверхность сердца. Состоит из соединительной ткани, покрытой простым чешуйчатым эпителием. Миокард состоит из клеток сердечной мышцы, обеспечивающей сократительную способность органа.
Внутри мышечных волокон имеется гладкая поверхность сердечных полостей, эндокард, образованный простым чешуйчатым эпителиальным слоем на соединительнотканной основе.
Сердечные клапаны образованы складкой эндокарда, представляющей собой двойной слой эпикарда с соединительнотканной прокладкой.
Фасции сердца
Сердце занимает в грудной клетке ее средостенную часть; оно окружено фасциальной основой - перикардом, который связывает сердечную мышцу, большие сосуды, окружающие внутренние органы и мышечно-скелетную структуру в целом.
Точка прикрепления к структуре тела околосердечной сумки - это средство фиксации и подвески сердца внутри области средостения; одновременно это точка контакта между грудиной, диафрагмой, позвоночным столбом (высокая дорсальная часть), щитовидной железой и передней частью шеи.
Подвешивающие и держащие связки (? тяжи) следующие (рис.117-118):
n верхняя грудинно-перикардная связка, передняя высокая точка фиксации околосердечной сумки
n нижняя грудинно-перикардная связка, передняя низкая точка фиксации околосердечной сумки
n в своей нижней части перикард опирается на диафрагму, на которой крепится передними диафрагмальными связками, левой и правой
n от задней части перикарда отходит позвоночно-перикардная связка, объединяющая позвоночную часть первых четырех грудных сегментов с околосердечной сумкой
n щитовидно-перикардная пластинка (листок).
Отсутствие латеральных фиксирующих связочных элементов допускает свободное колебание сердца, в зависимости от фаз дыхания в соответствии с поднятием и опусканием диафрагмы.
Точки соединения допускают максимальное колебание околосердечной сумки, позволяя ей избегать искривляющих эффектов, которые влекло бы любое движение, способное оказывать прямое давление на сердце.
Диафрагмально-перикардные связки обладают этой подвижностью и адаптивной способностью в таких ситуациях, как наполнение желудка, устраняя механическое воздействие на сердечную пульсацию.
Подобные ситуации способны модифицировать кривые тела на сагиттальном плане, а следовательно, передне-задние позвоночные кривые; брюшной птоз и растяжение диафрагмы при вдохе вызовет сглаживание шейно-спинных изгибов в результате прямого механического натяжения позвоночно-перикардных связок.
Рукоятка грудины по отношению к грудине подвергнется компенсационному наклону, связанному с напряжением верхней грудинно-перикардной связки и ослаблением напряжения нижней грудинно-перикардной связки, что вызовет увеличение частоты ударов сердца и общее изменение сердечного выброса. На положение головы в этом случае будет влиять сглаживание спинного кифоза и шейного лордоза с перегрузкой на уровне шарнира(?) комплекса ОАЕ (?) с последующими осложнениями на блуждающий нерв.
Порочный круг может иметь влияние как на структуру тела, так и на сердечную функцию, а со временем может привести к увеличению работы сердца и структурной дегенерации органа.
Позвоночно-перикардное крепление может повлиять на механический компонент первых четырех ребер напряжением, способным изменить механизмы грудного расширения, поддерживая механическую работу ребер, подобную механике нормальной фазы выдоха.
Таким образом, в то время как верхушечная часть легкого потеряет свою способность вентиляционного обмена, диафрагма потеряет свою выдыхательную способность при сокращении двигательных возможностей диафрагмы и напряженности дорсолюмбарного сегмента вкупе с отражениями на поясничный лордоз. Эта совокупность дисфункций со временем может привести к изменениям скелетной и висцеральной структур (осложнение на цепь латеральных позвоночных узлов / периферическую нервную систему).
На гомеостатическом уровне зоны силового воздействия в стазе или натяжении могут создать предрасположенность к биохимическим изменениям.
Роль диафрагмы обычно заключается в мобилизации жидких масс и выполнении функции посредника / генератора сил, производящего перемещения структур, расположенных под ним. Циклическое респираторное действие диафрагмы производит в отношении нижележащих структур работу по перемешиванию и перекачке жидкостей, одновременно обеспечивающую функции желудка и печени, а также транзит интерстициальной жидкости.
Гомеостаз и циркуляция спинномозговой жидкости (гематоэнцефалический барьер)
Спинномозговая жидкость (ликвор), производимая хороидальными сплетениями, расположенными в основном на уровне боковых желудочков и 3-го желудочка, запускается в круг сначала на уровне головного мозга, а затем всей спинномозговой системы (рис. 119-121).
Она обеспечивает нервной системе метаболическую поддержку, являясь одновременно амортизационным фактором против толчков, которые могут происходить из внешней среды (резкие движения тела или головы, силовые воздействия на нервный компонент, проистекающие из контакта между содержащим и содержимым).
Полости, ограниченные головным и спинным мозгом, имеют в среднем объем 1600 мл, из которых 1/10 занимает спинномозговая жидкость. 2/3 жидкости образуются экссудацией сплетений боковых желудочков и 3-го желудочка; маленькая часть производится всей эпендимальной поверхностью желудочков и паутинной оболочкой; незначительный процент происходит из самой ткани мозга в соответствии с периваскулярными участками, окружающими кровеносные сосуды, проникающие внутрь головного мозга. Периваскулярные участки, кроме того, что они являются элементом трансмиссии и транспорта, выполняют функцию мозговой лимфатической системы, потому что за отсутствием подлинной лимфатической сети удаление белков, макромолекул и несоразмерных частиц возложено на ликвор.
Выделение жидкости хороидальными сплетениями зависит главным образом от активного транспорта положительно заряженных ионов натрия (Na+) через эпителий, покрывающий поверхность сплетений.
За ионами Na+ следуют (в силу полярного притяжения) через мембрану ионы хлора (Cl-); в результате осмоса происходит выделение воды, составляющей основную массу секретируемой жидкости.
Посредством других процессов в ликвор вводится небольшое количество глюкозы и удаляются ионы калия и бикарбоната, перемещающиеся в кровеносные сосуды.
Конечным результатом этого транспортного механизма является установление осмотического давления почти равного плазменному, концентрация Na равная плазматической, концентрация Cl приблизительно на 15% больше плазматической, в то время как концентрация К и глюкозы на 1/3 меньше чем в плазме.
Баланс веществ, растворенных в ликворе, поддерживается ворсинками паутинной оболочки, которые направляются через стенки венозных синусов, образуя с помощью грануляций скопления ворсинок (напр., зона пахионовых грануляций), функционирующих как везикулярные апертуры для:
n адсорбции протеиновых молекул
n адсорбции телец большого размера (эквивалентных эритроцитным)
n свободного прохода ликвора.
Ворсинки выполняют также роль регулятора давления спинномозговой жидкости, поскольку, действуя как клапанный механизм, способствуют свободному стеканию ликвора в венозные синусы, препятствуя его оттоку.
Р и с у н о к 119