Металлы и драгоценные камни 3 страница
7. Весы: Магазины, рынки, места торговли, ярмарки и выставки товаров; места общего пользования в доме или квартире; кладовые для белья, платяные шкафы; западная стена; большие уровни высоты.
8. Скорпион: Места, кишащие змеями, червями или ядовитыми насекомыми; болота и трясины, нефтяные скважины, стоячие и гниющие воды, выгребные ямы, уборные, сточные канавы и трубы; скрытые или потайные места; северо-восточная стена дома; небольшие уровни высоты.
9. Стрелец: Храмы, резиденции правительства; наследственные владения (дома и поместья), возвышенные, но легко доступные участки земли, большие или высоко расположенные комнаты и залы; сейфы, конюшни и склады боеприпасов, юго-восточная стена здания, средний уровень высоты.
10.Козерог: Трущобы, невозделанные поля, бесплодные учас-ки земли, шахты, горные вершины, утесы, заболоченные леса, неудобные или неиспользуемые комнаты, темные углы или плохо освещенные помещения; южная стена здания; уровень земли или под землей.
11. Водолей: Необычные или особенные места, места проведения научных исследований, склады редкого или уникального оборудования, а также телевизионной и т. п. техники, средств связи; антикварные магазины, помещения, где много антиквариата; северо-западная стена здания; большие уровни высоты.
12. Рыбы: Океаны, моря, побережья, влажные места, места лишения свободы, резервации, тюрьмы, монастыри, больницы; северо-западная стена здания; низкий уровень высоты.
Качества созвездий
Овен, Рак, Весы и Козерог — подвижные созвездия.
Телец, Лев, Скорпион и Водолей — фиксированные26.
Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы — двойные, или мутабельные (изменчивые)27.
Подвижными созвездиями (чара раши) называются такие, в которых преобладающей гуной является раджас (деятельность), в фиксированных (малоподвижных) созвездиях (стхира раши) преобладает тамас (инерция), а в мутабельных, или изменчивых, созвездиях (двисвабхава раши) — саттва (равновесие). Подробнее о трех гунах говорилось в 4-й главе (раздел «Качества»).
Планеты всегда отчасти принимают на себя качества того созвездия, в котором они находятся. Так, например, планета, находящаяся в подвижном раши, предвещает какие-то изменения, в частности, она может предполагать путешествие, цель которого будет зависеть от свойств и размещения самой планеты в гороскопе. Путешествие будет менее вероятно, если та же самая планета оказывается в фиксированном созвездии, ибо фиксированные раши предполагают малоподвижность. Двойные, или изменчивые раши сочетают в себе движение с неподвижностью; поэтому если они отвечают в гороскопе за тему «путешествия», это может означать повторные отъезды со скорым возвращением домой.
Стоячие. (Прим. ред.) Двутелые. (Прим. ред.) |
При прочих равных обстоятельствах, планеты, обозначающие карьеру, обычно производят частую смену места работы в тех случаях, когда они связаны с подвижными раши, и препятствуют таким изменениям, когда связаны с фиксированными раши. Когда же они бывают связаны с двойными раши, тем самым они намекают на определенное равновесие между постоянством и подвижностью в профессиональной сфере. Подобная логика используется в джйотише при рассмотрении самых разнообразных вопросов.
Животные, растения и минералы
Подвижные раши представляют царство минералов, или неодушевленных существ.
Фиксированные раши представляют царство растений, или полуодушевленных существ.
Двойные раши представляют царство животных, или полностью одушевленных существ.
Эта классификация аналогична классификации планет, рассмотренной в 4-й главе, в разделе, носящем точно такое же название.
Деление созвездий
Подобно тому как главный принцип строения Солнечной системы воспроизведен в атоме, где меньшие тела совершают облет больших тел по орбитам, так и гороскоп может воспроизводиться в уменьшенном виде. Каждое раши (слово, буквально означающее «кучу» или «множество» вещей) может быть представлено в виде множества маленьких зодиаков, или амш. Так как каждая амша, или часть зодиака, гораздо меньше, чем целое раши (размеры амш составляют от 15 градусов до 30 минут, а в нади-джйотише — до 6 минут дуги), они придают раши некую дополнительную организованность, помогая описывать отдельные частные вопросы или темы внутри более широкой тематики каждого раши. Они бывают очень полезны для нахождения различий между двумя сходными гороскопами. Например, каждый, кто рожден в течение тех двух с половиной лет, когда Сатурн проходит через созвездие Весов, имеет в карте рождения Сатурн в Весах, но различное сочетание амш, проистекающее из неодинакового времени рождения этих людей, произведет существенные различия в их жизненном опыте, который в конечном итоге тоже окажется неодинаковым.
Парашара насчитывает шестнадцать видов карт с учетом амш. Нади- и таджика-джйотиш добавляют к этому списку I/5, V6, 1/8 и 1/150 амши. Мы ограничимся здесь комментариями к 1/9 подразделу созвездия, или навамше, которая является, во всех отношениях, наиболее важной из амш. Одним из оснований для признания ее особой важности может служить тот нумерологический факт, что число грах — также девять. Другим основанием является пространственный факт, состоящий в том, что, когда созвездие подразделяется на девять равных частей, величина каждой из них составляет 30°:9=3°20', что составляет в точности одну четвертую часть накшатры (см. главу 8). По этой причине каждая накшатра всегда начинается в начальной точке навамши и заканчивается в ее конечной точке.
Вычисление навамши
В завершающем разделе книги «Пхаладипика» (3:4) об этом сказано так: «Первая навамша в созвездиях, начиная от Овна, есть вначале Овен, затем — Козерог, далее — Весы и Рак, соответственно». Таким образом, первая навамша (l/g часть) созвездия Овна называется также Овен, первая навамша Тельца — Козерог, Близнецов — Весы, Рака — Рак, Льва — снова Овен, Девы — Козерог, и так далее. Остальные восемь навамш каждого раши следуют естественному порядку созвездий зодиака. А именно, если первая навамша Козерога есть Козерог, то за ним следует навамша Водолей, за ним Рыбы, Овен, Телец и далее до Девы.
Обратите внимание, что первой навамшей в кардинальном созвездии (чара раши) — всегда является само это созвездие; также, как и пятой навамшей в фиксированном созвездии (стхира раши), и девятой навамшей в изменчивом, или мутабельном, созвездии (двисвабхава раши) всегда является само это созвездие. Заметьте также и то, что вся таблица навамш начинается с Овна — первой навамши Овна и заканчивается Рыбами — последней навамшей Рыб.
Таким образом, естественный зодиак полностью повторен девять раз и содержит в общей сложности 108 навамш, так как 9 (навамш) X 12 (раши) = 108.
Таким образом, оказывается, что число 108, которое считается в Индии совершенным числом, так как сумма составляющих его цифр 1 + 8 = 9, а 9 есть полное число материального мира, одновременно с этми является произведением двух замечательных чисел — 9 грах и 12 раши. Замечено также, что Солнце покрывает 10 800 минут дуги в зодиаке (шесть раши, или 180°) на протяжении половины года, и что человек делает 10 800 дыхательных движений (при стандартной для йогов частоте дыхания — пятнадцать вдохов и выдохов в минуту) на протяжении двенадцати часов, т. е. половины суток. По этим и другим причинам число 108 тысячелетиями почиталось священным. «Шатапатха Брахмана», один из ведических текстов, заявляет, что для достижения бессмертия, — хотя бы и не в данном теле, — необходимо уложить 10 800 брусков («заполняющих пространство») во время ритуального ведического жертвоприношения, называемого «Агничайяна».
Для того чтобы составить навамшу, нужно прежде всего установить ее асцендент. Если, например, асцендент гороскопа — 15° Стрельца, эта точка придется на пятую навамшу Стрельца. Это — Лев (см. табл. 5.1). Таким образом, карта навамши для этого гороскопа будет иметь своим первым домом созвездие Льва. Затем определяется навамша для каждой грахи, и все они должны быть помещены на карту навамши на соответствующих местах. Если, например, Юпитер расположен в 22° Близнецов, то он займет седьмую навамшу, считая от созвездия Весов, и это будет Овен. Следовательно, Юпитер в карте навамши для данного гороскопа окажется в Овне, или девятом доме от Льва — асцендента карты навамши.
Навамши | ||||||||||
Раши | Границы навамши в градусах | |||||||||
0--3'20' | Зш20'-6'40' бЧО'-ІО'ОО' Ю'ОО'-ІЗ'гО' 13'20'-16'40' ІбЧО'-гО'ОО' 20'00'-23'20' 23'20'-26'40' 26'40'-30'00' | |||||||||
Овен | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел | |
Телец | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | |
Близнецы | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн | |
Рак | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы | |
Лев | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел | |
Дева | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | |
Весы | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн | |
Скорпион | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы | |
Стрелец | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел | |
Козерог | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн. | Рак | Лев | Дева | |
Водолей | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы | Овен | Телец | Близн | |
Рыбы | Рак | Лев | Дева | Весы | Скорп. | Стрел. | Козер. | Водол. | Рыбы |
Применение навамши
Основная цель использования в джйотише частных карт, или амш, — это определение с их помощью суммарной силы планет. Мы смотрим, расположена ли планета в данной карте в благоприятном для нее созвездии (в экзальтации, владении или в дружественном раши) или в невыгодном положении, предвещающем зло (недружелюбное по отношению к ней раши или раши падения), причем анализируем состояние каждой планеты как в основной карте, так и в карте навамши. Граха, занимающая одно и то же раши и в карте рождения, и в карте навамши, рассматривается как варготтама, или планета в крайне удачном расположении. Планета может быть варготтамой в любой из частных карт (амш), но чаще всего этот термин применяют к ее положению в навамше. Как сказано в одном из старинных текстов: «Когда граха занимает свою варготтама-амшу, ее действие бывает таково же, как если бы она находилась в созвездии своего владения». Именно поэтому планеты в положении варготтама усиливают желательные эффекты тех домов, которые они занимают и которыми владеют — разумеется, при условии, что эти планеты не лишены своей силы, как это бывает, в частности, если планета сожжена, находится в «мертвой» авастхе и т. п. Следует учитывать и то, что сила варготтама-грахи будет не очень велика, если раши, в котором она находится в гороскопе и в амше, является местом ее падения.
Когда планета — господин асцендента навамши (иначе говоря, «восходящей навамши») сильна, общий жизненный статус, здоровье и ожидаемая продолжительность жизни такого человека очень неплохи. «Джатака Париджата» указывает по этому поводу: «Внешность, черты лица и отличительные особенности человека могут быть определены путем рассмотрения господина восходящей навамши при его рождении или сильной планеты, стоящей на асценденте в карте его рождения» (11:15 а).
Отсюда нетрудно понять, что хозяин восходящей навамши оказывает не меньшее влияние на жизнь человека, чем планета, расположенная в первом доме карты рождения, но только при условии, что хозяин восходящей навамши силен в карте рождения. В вышеприведенном примере, где гороскоп с восходящим Стрельцом, в котором Лев был восходящим созвездием навамши, если принять, что Солнце (хозяин Льва) находится, скажем, в своем собственном раши (т. е. Льве) в девятом доме карты рождения, то и внешним видом, и многими особенностями поведения владелец гороскопа будет напоминать человека, имеющего сильное Солнце в первом доме.
А вот и еще один способ использования навамши. «Джатака Париджата» (15:44) отмечает, что для определения профессиональных склонностей человека можно рассмотреть планету — господина навамши, в которой расположен хозяин десятого дома карты рождения. Возвращаясь к нашему примеру с асцендентом в Стрельце, десятый дом этой карты приходится на Деву, а значит, хозяин этого дома — Меркурий. Рассмотрим теперь эту планету. Если Меркурий находится, допустим, в 9° Девы, тем самым он попадет в третью навамшу Девы, т. е. Рыбы (см. табл. 5.1). И, так как хозяин Рыб — Юпитер, то такой человек, скорее всего, изберет для себя одну из «юпитерианских» профессией, а именно — преподавательская, проповедническая деятельность, а в данном конкретном случае, возможно, деятельность консультанта (так как мы должны включить в рассмотрение тот факт, что Меркурий — планета посредников и коммерсантов — находится в этой карте в экзальтации, в том же десятом доме). Конечно же, есть и другие способы определить профессию, но этот пример указывает на большую полезность навамши.
Иногда навамша интерпретируется так же, как карта рождения, особенно южноиндийскими астрологами, — это делается для того, чтобы добиться более точных предсказаний в вопросах, затрагивающих какие-либо конкретные стороны жизни клиента. В этих случаях применяются более строго стандартизованные правила интерпретации. Например, планеты, оказывающие влияние на лагну навамши, определяют как общие, так и частные значения этой амши, действуя во зло или во благо, в зависимости от того, являются ли они добрыми или злыми планетами по своей природе. Считается, что карта рождения представляет собой дерево жизни, а навамша — ее плоды. Изучение навамши помогает узнать, каких плодов можно ожидать в этой жизни. Ведь во многих случаях бывает невозможно узнать будущие плоды, просто глядя на дерево. Слабые или уродливые деревья иногда производят более обильный урожай и притом более вкусных плодов, чем сильные, красивые деревья; точно так же и сильная навамша может указывать на хорошие жизненные результаты при слабом, казалось бы, гороскопе.
Однако некоторые джйотиши, следуя одному из указаний Парашары, используют навамшу только для того, чтобы предсказывать супружеские и иные подобные отношения. С этой точки зрения влияние естественно-добрых планет на лагну карты навамши (влияние за счет нахождения в лагне или аспекта к ней) делает брак более счастливым, а естественно-злые планеты, наоборот, склонны набрасывать тень на безмятежное супружеское счастье.
Если вас заинтересовали другие амши, кроме навамши, вы можете получить о них кое-какую информацию в 6-й главе книги «Брихад Парашара хора».
ГЛАВА 6
Бхавы (дома)
Дома гороскопа определяют, где, на что или на кого воздействуют энергии планет; при этом способ их действия определяется созвездиями. Собственно говоря, используемый нами термин «дом» — довольно бедный перевод санскритского «бхава», означающего одновременно и «состояние существования», и «состояние души». Если мы говорим, например, о «втором доме» какой-нибудь семьи, словосочетание «второй дом» будет не просто служить указанием на состав семьи, но и даст всестороннюю характеристику состояния этой семьи и каждого из ее членов в отдельности. Таким образом, дом, или бхава, — это не просто «дом» в значении «места жительства», а сумма всех ваших опытов и переживаний в соответствующей сфере жизни.
Двенадцать бхав вашего гороскопа заключают в себе полный набор внешних условий и обстоятельств вашего существования, которые переживаются вами как внутренние, душевные состояния, включая, в числе прочих, ваши чувства, эмоции, душевные побуждения, которые влияют сами и испытывают влияние этих внешних условий и состояний. Внутренний опыт далеко не однозначен по отношению к внешней среде; поэтому богатый человек может не быть счастливым и, наоборот, бедняк отнюдь не обречен чувствовать себя несчастным. Бхавы — это космические ткацкие станки, на которых грахи ткут ковер вашей жизни из пряжи ваших карм. Они говорят астрологу о том, какие выгоды или неудобства ожидают человека в различных областях его жизни и как он или она будет вести себя в подобных обстоятельствах.
Прежде чем приступить к перечислению значений, которые на протяжении многих веков приписывались каждой бхаве, хотелось бы для начала бросить более пристальный взгляд на природу и «характер» каждой из них, или, иными словами, разобраться в том, какие виды энергий они выражают. Позже мы с вами увидим, как из этих характерных признаков вырастают те конкретные значения, к которым мы обратимся позже по ходу повествования.
Страсти или желания составляют основу в равной степени и макрокосма, и микрокосма; и человеческой жизни, и жизни всего того, что имеет имя и форму. Едва ли не все наши поступки — утонченные или грубые, эгоистичные или альтруистичные — также имеют в своей основе те или иные виды желания. Все действия или поступки могут быть подразделены на четыре группы согласно ведической концепции четырех пурушартх, т. е. четырех основных видов человеческих желаний. Эти четыре желания, или четыре цели жизни, называются дхарма, артха, кама и мокша. Они рождаются из сочетаний трех гун, которые могут быть определены с помощью гороскопа.
Дхарма
«Дхарма» иногда переводится как «долг» или «обязанность». Она претворяет в жизнь все то, для чего вы, собственно говоря, и рождаетесь на свет, совершая «за вас» те поступки, которые более всего отвечают вашим личным возможностям в рамках ваших семейных и социальных обязанностей. Одной из важных составляющих вашей личной дхармы является профессия. Зная об этом, многие люди на Западе легко приходят к ошибочному заключению, будто бы дхарма равнозначна карьере или профессии. С другой стороны, многие индусы тоже совершают ошибку, понимая дхарму как «религию», а словосочетание «санатана дхарма» понимается ими как «вечная религия», тогда как в действительности дхарма — это гораздо больше, чем свод религиозных догматов и ритуалов.
Слово «дхарма» происходит от санскритского корня, означающего «поддерживать». По сути дела, дхарма представляет собой тропу, ведущую человека через всю его жизнь таким образом, чтобы он оставался ровным, творческим и испытывал удовлетворение от жизни. Санатана дхарма, так же как и Дао, есть Единый Путь, бесконечная тропа, которая у каждого своя, но в конечном счете, если следовать ей с чистым сердцем, безошибочно ведет каждого к его цели. Дхарма есть врожденная способность существования, а не какая-то принудительно навязанная дисциплина. «Эти действия, называемые дхармой, предписаны как своего рода естественный закон по отношению ко всем существам, проживающим во вселенной; и подобное действие со стороны какого-либо существа ни в коей мере не является моральным актом, зависящим от его желания, но врожденной характеристикой, делающей данное существо таким, каково оно есть, назначая ему его собственную партию в концерте. Таким образом, дхарма солнца — светить, дхарма шеста — быть воткнутым в землю, дхарма рек — течь, дхарма коровы — давать молоко...» («Van Buitenen», p. 36).
Так как дорога к реальности назначена каждому по отдельности, то, что является дхармой для одного человека, не является ею для другого. Дхарма — часть вашей судьбы и не может быть просто так проигнорирована на том основании, что она кажется болезненной или неудобной, или попросту вам надоела. Как однажды заметил наш джиотиш гуру: «Почему вы на Западе всегда так стараетесь изменить свою судьбу, если вам трудно жить в согласии с ней?» Одна из задач джйотиша — растолковать вам, в чем состоит ваша настоящая дхарма (а не то, что ваше эго подсовывает вам вместо нее, выдавая желаемое за действительное). Ваша способность правильно понимать вашу дхарму и воздействовать на нее будет во многом зависеть от того, насколько вам удастся свести к минимуму влияние раджаса и тамаса на ваше сознание.
Артха
«Артха» означает «богатство», «достояние», или, что еще вернее, «ресурсы», — приобретение необходимых средств для того, чтобы крепко стоять на ногах и жить наполненной жизнью. Понятно, что деньги тоже входят в число необходимых средств к жизни, особенно в наши дни; но если в качестве столь необходимой опоры в жизни служит приобретенное знание, то и оно может рассматриваться как составная часть артхи.
Кама
«Кама» значит «желание» или «страсть», то есть «достижение желаемого». Иногда кама трактуется как «вожделение», но в нашем контексте этот термин включает в себя просто все виды взаимоотношений с миром, присущую человеку потребность устанавливать контакт со всем, что его окружает. Любой из нас постоянно стремится к тому, чтобы его взаимоотношения с окружающим миром складывались удачно, и в первую очередь это касается наших отношений с другими живыми существами.
Мокша
«Мокша» означает «освобождение», свободу от зависимости. Дело в том, что счастье бывает разным. Счастливое, радостное состояние, приходящее вместе с самопознанием нашего Я, саттвично по своей природе; другой вид счастья, сопутствующий чувственным наслаждениям, является состоянием раджасичес-ким, а тот его вид, который некоторые люди находят в беспорядке и нищете, по природе своей тамасичен. Все вышеназванные виды счастья неполны потому, что все они — обусловлены. Абсолютная удовлетворенность и абсолютное счастье, состояния, которые не являются обусловленными, не привязаны в своем существовании к ограниченному пространству дхармы, артхи и камы. Человек обретает их после того, как сумеет выработать у себя ясное видение Реальности. Каждая из философских систем Индии предлагает свое определение мокши. Но в целом, понятие мокши так или иначе выражает нашу способность освободить себя от того миража, который создают дхарма, артха и кама в своем стремлении сделать чувство удовольствия продолжительным. Как любил повторять Агхори Вималананда: «Мокша есть растворение заблуждений»28.
Moksha is the dissolution of delusion. |
Все четыре жизненные цели (о них можно говорить и как о четырех основных потребностях живого существа) необходимы для здоровой, полноценной жизни, но для большинства людей все четыре не являются равно притягательными — оттого, что их индивидуальные кармы побуждают их избирать те или иные способы действия, наиболее подходящие лично для них. Тем не менее большинству людей все же приходится хотя бы в некоторой степени «отдать должное» всем четырем видам потребностей, если они хотят хорошо прожить свою жизнь. Какие из жизненных целей должны быть достигнуты, когда и какими способами это должно быть сделано и как долго продолжаться, с тем чтобы поддерживалось должное равновесие и пропорция в жизни, — решение этих вопросов всецело лежит в области джйотиша.
Планета, или граха, в гороскопе указывает на жизненные цели, связанные с той бхавой, в которой она расположена. То есть планета, занимающая восьмой дом, акцентирует все вопросы, обозначаемые этим домом в гороскопе, в том числе те из них, что касаются мокши. Когда, например, владелец одиннадцатого дома находится в восьмом доме, тем самым он указывает на потерю (восьмой дом) доходов, приобретений или материальных удовольствий в жизни (одиннадцатый дом). С материалистической точки зрения (артха) такие потери воспринимаются как трагедия, но если взглянуть на них с позиций мокши, подобный жизненный опыт приобретает совершенно иное значение, помогая выработать новое, истинно философское отношение к жизни.
Дома 1, 4, 7, 10 — кендра-бхавы (угловые дома) Дома 1,5,9 — кона-бхавы (тригональные дома)
Поскольку первый дом одновременно является и угловым, и тригональным домом, ему принадлежит особое место среди двенадцати домов гороскопа. Угловые (кендра) бхавы указывают на сознательные, самостоятельно совершенные действия, а тригональные (трикона, или просто кона) бхавы указывают на действия, совершаемые неосознанно. Когда эти качества объединяются в одном человеке, имеет место их слияние: такие люди последовательно действуют в определенном направлении как на сознательном, так и на неосознанном уровне. Именно такое слитное поведение производит в жизни максимальные результаты. Некоторые виды связей между тройными и угловыми домами в гороскопе высоко ценятся большинством джйотиши. Эти сочетания и способы их толкования будут рассмотрены в гл. 10.
Дустханы
ДомаЗ, 6, 8, 12 известны как дустханы.
Дустханой называется бхава, основные значения которой преимущественно связаны со страданием. Эти бхавы (дома) символизируют такие предметы или явления, перед которыми большинство людей испытывает страх: всевозможные потери, болезни и смерть. Причем если третий дом обыкновенно вызывает лишь незначительные опасения, в связи, например, с какими-нибудь небольшими долгами, то три остальные кона-бхавы куда как более зловещи по сравнению с третьей. Эти три дома, 6-й, 8-й и 12-й, называют специальным термином трик(три [особо опасных дома]).
упачайя
Дом а 3,6, 10, 11 известны как дома упачайи.
«Упачайя» значит «улучшение». Некоторые астрологические сочетания с участием этих домов улучшают жизненные условия. Эти сочетания будут рассмотрены позже, а заодно с ними — и некоторые кажущиеся противоречия в классификациях бхав (например, то, как третий и шестой дома могут одновременно быть бхавами, страдания, и улучшения).
Слово «марака» означает «убийца». Уроженцы Запада нередко испытывают удивление, услышав о том, что в джйотише принято определять продолжительность жизни человека по его гороскопу. Первыми из признаков, которые должны быть рассмотрены, если перед нами встал вопрос о долговечности обладателя гороскопа, — это два дома-мараки (2 и 7), их планеты-хозяева, затем — планеты, занимающие эти два дома, и, наконец, планеты, образующие соединение или любые аспекты с хозяевами второго и седьмого домов. Определенные комбинации в гороскопе, например такие, когда хозяин одного дома-мараки занимает другой дом-мараку, будучи при этом пораженным какими-либо злыми планетами, могут существенно сокращать жизнь владельца гороскопа, при условии, что имеются и другие показатели близкого конца; в других случаях такая граха может свидетельствовать о серьезном заболевании.
Во многих случаях мараки могут просто служить указанием на проблемы со здоровьем у данного субъекта или, в известной степени, на подрыв его жизненного благополучия. Приведем пример таких планетных сочетаний, способных существенно подорвать жизненное благополучие человека, взятый из раздела «Сочетания, свидетельствующие о бедности» («Брихат Парашара Хора», глава 42). В случаях, когда планета — хозяин первого дома находится в двенадцатом доме, ахозяин 12-го дома расположен на асценденте и при этом аспектирован хозяином мараки или находится с ним в соединении, — в такой ситуации поражены и первый дом в целом, и планета — хозяин первого дома, со стороны соответственно хозяина 12-го дома и со стороны самого этого дома, несущего пагубное влияние. В этом случае действие мараки неизбежно влечет за собой потерю или страдание.
Производные значения домов
Значения домов были получены разными путями. Одни из них явились древним индийским мудрецам путем непосредственного видения, другие же — открыты на протяжении веков вдохновенными астрологами-джйотиши в ходе их собственных исследований. Судя по всему, существует некая естественная параллель между значениями созвездий и значениями домов. Например, и первый дом, и Овен, первый дом в так называемом «натуральном зодиаке», представляют голову; второй дом и Телец, второй дом натурального Зодиака, — лицо и шею, и так далее.