Как соотносятся медицина и медитация?
Слово «медитация» и слово «медицина» происходят из одного и того же корня. Медицина означает то, что лечит физическое, медитация означает то, что лечит духовное. Обе являются целительной силой.
Нужно запомнить еще вот что: слово «исцеление» и слово «целый» тоже происходят из одного корня. Быть исцеленным — просто означает быть целым, когда ничего не недостает. Другое дополнительное значение этого слова — слово «святой»*, происходит из того же корня. Исцеление, целый, святой — корень у этих слов один и тот же.
Медитация лечит, делает вас целым, а быть целым означает быть святым.
Святость не имеет ничего общего с принадлежностью к какой-либо религии, принадлежностью к какой-либо церкви. Это просто означает, что внутри себя вы являетесь целым, совершенным, все присутствует, вы состоялись. Вы являетесь тем, кем жизнь хотела, чтобы вы стали. Вы реализовали свой потенциал...
Религия является путешествием внутрь, и медитация — это путь. Медитация на самом деле ведет ваше сознание так глубоко, как это только возможно. Даже ваше тело становится чем-то посторонним. Даже ваш ум становится чем-то посторонним. Даже ваше сердце, которое очень близко расположено от центра вашего существа, становится посторонним. Когда ваше тело, ум и сердце, все трое, видятся посторонними, то вы пришли в самый центр вашего существа.
Приход в центр — это гигантский взрыв, который все преображает. Вы уже никогда не станете прежним, потому что теперь вам уже известно, что тело — это только наружная скорлупа, ум расположен несколько глубже, но не является вашей сердцевиной, сердце расположено еще глубже, но все еще не в вашем самом сокровенном центре. Вы перестали отождествлять себя со всеми тремя.
Англ. holy — святой, healing — исцеление, whole — целый.
Впервые вы начинаете чувствовать себя полностью сформировавшимся, а не прежним слабым человеком, которым вы всегда были. Впервые вы начинаете ощущать огромную энергию, гигантскую энергию, неисчерпаемую энергию, которую вы никогда прежде не осознавали. Впервые вы узнали, что умрет только ваше тело, ваш ум, ваше сердце, но вы не умрете.
Вы вечны. Вы всегда были здесь, и вы всегда будете здесь — в различных формах и — в завершение — в состоянии бесформенности. Но вас нельзя уничтожить — вы неуничтожимы. Это избавляет вас от страха. И исчезновение страха означает появление свободы. Исчезновение страха является проявлением любви. Теперь вы можете делиться. Вы можете давать так много, как пожелаете, потому что теперь вы находитесь у неисчерпаемого источника живой воды...
Медитация делает вас целым, делает вас святым, делает вас неисчерпаемым источником для всех, кто голоден, испытывает жажду, разыскивает, ищет, двигается на ощупь в темноте. Вы становитесь светом... Медитация — это путь к овладению своим собственным существом. Никакой Бог не нужен, никакой катехизис не нужен, никакие священные писания не нужны. Никому не нужно становиться христианином, иудеем, индусом — все это чепуха. Все, что нужно, — это найти собственный центр, и медитация является самым простым способом, чтобы его найти.
Она сделает вас здоровым, психически здоровым, и она сделает вас таким богатым, что вы сможете уничтожить всю духовную нищету в мире, которая и является настоящей нищетой.
Наука и технология могут без особого труда помочь преодолеть нехватку еды, одежды, жилищ. Но наука и технология не могут помочь дать вам блаженство — это выходит за рамки их возможностей. И у вас может быть все, что только может предложить мир, но у вас не будет мира, безмятежности, тишины, экстаза, вы останетесь нищим.
На самом деле вы будете ощущать свою нищету еще сильнее, чем прежде, потому что будет существовать контраст. Вы живете во дворце из золота — и знаете, что вы нищий. Золотой дворец станет контрастом: вы будете видеть, что внутри ничего нет. Вы просто пусты.
Вот почему по мере того, как человечество становится более разумным, более зрелым, все большее число людей начинает ощущать бессмысленность, все большее число людей начинает ощущать, что жизнь случайна, что продолжать жить бесполезно.
Последние разработки в западной философии указывают на то, что, возможно, единственным решением является самоубийство. И, разумеется, если вы не знаете свой внутренний мир и у вас есть все, что только может предложить тот мир, который вас окружает, то самоубийство будет казаться единственным решением.
Медитация может сделать вас внутренне богатым. Тогда самоубийство исключается. Даже если бы вы хотели уничтожить себя, то это невозможно. Ваше существо неуничтожимо. И осознание этого бессмертия является величайшей свободой — свободой от смерти, от болезней, от старости. Все это приходит и уходит, но вы остаетесь незатронутым, непоцарапанным. Ваше внутреннее здоровье недосягаемо ни для какой болезни.
И все это существует, нужно только это открыть.
Медицинская наука, физиология, психология являются очень незрелыми в том смысле, что они выполняют свою работу только на поверхности человеческих существ, они не ищут путь к центру человека. И, поскольку они не признают существование какого-либо сознания, кроме ума, какого-либо сознания после смерти, они полностью закрыты, предубеждены против всех огромных усилий, которые совершили мистики, чтобы найти центр сознания.
Во многих случаях диагноз, поставленный физиологом или врачом, может быть абсолютно неправильным по одной простой причине: его видение является недостаточно всеобъемлющим. Он понимает человека только как материю, а ум — просто как побочный продукт материи, сопутствующее явление, за которым ничего нет, ничего вечного, ничего того, что останется навсегда. Они нарисовали такую картину человеческих существ, которая вызывает отчаяние у разумных людей. И вследствие их неприкрытого неприятия их подход не является научным, он настолько же зиждется на предрассудках, как подход религиозного фанатика или политика.
Наука не имеет никакого права отвергать сознание до тех пор, пока она не исследовала внутреннее небо человеческого сознания и не обнаружила, что оно является фантазией, не реальностью, а всего лишь тенью.
Они не исследовали — они просто предположили. Материализм является предположением, предрассудком мира науки, подобно тому как Бог, Небеса и ад являются предрассудками мира религии.
Наука еще не стала чистой наукой, и она не может ею быть, потому что ученый еще не стал наивным, непредубежденным, готовым быть заодно с правдой наперекор себе и своим обстоятельствам.
Вы говорили о необходимости того, что западная медицина должна относиться к человеку как к единому организму и что человек, когда он болен, не нуждается в том, чтобы лечили только его какую-то часть. Пожалуйста, расскажите об этом еще.
Например, если у вас болит голова, вам дадут аспирин. Но аспирин не лечит, он просто не позволяет вам ощущать симптом. Аспирин не устраняет головную боль, он просто не разрешает вам знать, что она есть. Он запутывает вас. Головная боль остается, но вы ее уже не осознаете. Таблетка создает что-то вроде забытья.
Но, во-первых, почему болела голова? Обыкновенную медицину это не волнует. Если вы пойдете к доктору, то его не будет интересовать, почему у вас болит голова. У вас болит голова! — задача для него проста: «Имеется симптом, примите это лекарство, какой-нибудь препарат, и симптом исчезнет». Головная боль пройдет, но на следующий день у вас будет расстроенный желудок — возник новый симптом.
Человек един, человек является всей суммой целиком — органическим единством. Вы можете выталкивать проблему с одной стороны, она утвердится с другой. Может быть, на то, чтобы добраться до другой стороны, потребуется время, но она обязательно доберется. А затем, если ее толкнут с этой стороны, она переберется на другую сторону, а у человека много сторон. И его толкают то с одной, то с другой стороны.
От всего этого вы будете становиться все более и более больным, а не здоровым. И когда-нибудь случится так, что небольшая и незначительная болезнь превратится в серьезную болезнь. Например, если головная боль не разрешается как проблема, и боль в желудке не разрешается, и боль в спине не разрешается, и никакая боль никогда не разрешается — как только появляется боль, вы принимаете что-то и прекращаете ее... И на протяжении многих лет вы продолжаете это угнетение — а это ведь угнетение, — и в один день все болезни соберутся вместе и утвердят себя более организованным способом. Возникнет рак. Все это собралось вместе и теперь утверждает себя почти наподобие взрыва.
Почему мы не можем найти лекарство от рака? Вероятно, рак является выражением болезней, подавленных в человеке. До настоящего времени мы знали, как подавить одиночную болезнь, но теперь это уже не одна болезнь, это коллективная атака. Это тотальная атака — все болезни собрались, объединились. Они собрали армию... и напали на вас. Вот почему лекарства не помогают, и, по-видимому, в настоящее время не существует вероятности того, что лекарство будет найдено.
Рак является новой болезнью. Его не было в первобытных обществах. Следует задать вопрос: почему же он не существовал в первобытных обществах? Потому что первобытный человек не подавлял болезни — в этом не было необходимости. Это восстание всей вашей системы. Если бы вы не подавляли болезни, то отпала бы необходимость восстания. Небольшие болезни приходят и уходят.
Религиозный подход заключается в том, чтобы искать не симптом, а причину. Это то, что я называю «психологией будд». Если у вас болит голова, то не это ваше заболевание, не это ваша болезнь. На самом деле, это сигнал вашего тела о том, что что-то не в порядке с источником — спешите к нему! Выясните, что именно не в порядке. Голова просто подает вам сигнал, сигнал опасности, тревоги: «Слушай тело. Что-то не в порядке, ты делаешь что-то, что неправильно, что-то такое, что нарушает гармонию тела. Прекрати это делать, в противном случае головная боль будет напоминать тебе».
Головная боль не является болезнью, и головная боль не является твоим врагом — она твой друг. Она в твоем распоряжении. Это очень, очень важно для вашей жизни, что тело предупреждает вас, когда что-то неправильно. Но вместо того, чтобы изменить то, что неправильно, вы просто выключаете сигнал тревоги — принимаете аспирин. Это абсурдно. Это то, что происходит в медицине, и это то, что происходит в психотерапии, — симптоматическое лечение.
Вот почему отсутствует главное. А главное заключается в том, что нужно искать причину. В следующий раз, когда у вас будет болеть голова, попробуйте небольшую медитативную технику, просто ради опыта, затем вы сможете продолжать при более серьезных заболеваниях и при более значительных симптомах.
Когда у вас будет головная боль, проделайте небольшой эксперимент. Сидите тихо и наблюдайте за ней, всматривайтесь в нее, но не так, как вы смотрите на врага, нет. Если вы будете смотреть на нее как на врага, вы не сможете смотреть правильно. Вы будете уклоняться, потому что никто не любит смотреть прямо на врага, человек избегает этого, старается избегать. Смотрите на нее как на друга. Это ваш друг, он в вашем распоряжении. Он говорит: «Что-то неправильно — посмотри на это». Просто сидите в тишине и изучайте головную боль, не думая о том, чтобы ее прекратить, не желая, чтобы она исчезла, без схватки, без борьбы, без антагонизма. Просто изучайте, что это такое.
Смотрите, не существует ли какая-то тайная информация, которую головная боль хочет вам сообщить. Ее послание зашифровано. И если вы будете безмолвны, вы очень удивитесь. Если вы будете безмолвно наблюдать, произойдут три вещи. Во-первых, чем больше вы будете ее изучать, тем сильнее боль будет становиться. И вы будете несколько озадачены. «Как это может помочь, если она становится все сильнее?» Она становится сильнее, потому что вы ее избегали, вы ее уже подавляли, даже без аспирина вы ее уже подавляли. Когда вы ее изучаете, подавление прекращается. Головная боль достигает своей естественной силы. Тогда вы слушаете ее не с заткнутыми ушами, в ваши уши не вставлена вата, и боль будет очень сильна.
Первое: она станет сильной. Если она становится сильнее, вы можете быть удовлетворены, поскольку вы смотрите правильным образом. Если она не станет сильнее, значит, вы не смотрите правильно, вы все еще избегаете ее. Изучайте ее — она станет сильнее. Это первый признак того, что, да, вы проникли в нее.
Второе: боль будет сконцентрирована на более маленьком участке, она не будет распространяться на большую поверхность. Сначала вы думали: «Вся моя голова болит». Теперь вы понимаете, что это не вся голова, это только ее маленькая часть. Это также является указанием на то, что вы все глубже проникаете в нее и ее пристально изучаете. Чувство, что боль распространяется, —это трюк, это способ избежать ее. Если она ощущается в одном месте, она будет более сильной. И тогда вы создаете иллюзию того, что вся ваша голова болит, распространяете на всю голову, и тогда ни в одном месте она не будет особенно сильной. Существуют уловки, к которым мы продолжаем прибегать.
Всматривайтесь в нее — и вторым шагом явится то, что участок головы, который болит, будет становиться все меньше, меньше и меньше. И наступит момент, когда он будет размером всего лишь с острие иголки — боль будет очень острая, очень резкая и очень мучительная. У вас никогда раньше так сильно не болела голова, но боль будет ограничена одним небольшим участком. Продолжайте ее изучать.
И затем произойдет третья, и самая главная вещь. Если вы будете продолжать всматриваться в ту точку, в которой она наиболее сильная, сосредоточенная на одном участке и не выходит за границы этого участка, то вы непременно почувствуете, что она исчезает. Когда ваш взгляд достигнет совершенства, она пройдет. И когда она начнет проходить, вам удастся бросить быстрый взгляд на то место, откуда она появляется, на ее причину. Это произойдет много раз. Она появится снова. Взгляд ваш уже не будет таким настороженным, таким внимательным, таким сосредоточенным, и она появится опять. Когда ваш взгляд будет по-настоящему там, она пройдет, а когда она будет проходить, то за ней будет прятаться ее причина. И вы будете удивлены: ваш ум готов обнаружить причину ее возникновения.
Причин может быть великое множество. Существуют различные причины. Подается одинаковый сигнал тревоги, потому что система безопасности очень проста. В вашем теле не слишком много систем безопасности. По разным причинам подается один и тот же сигнал. Недавно вы разозлились, но не подали виду. Неожиданно, как откровение, перед вами окажется ваш гнев. Вы увидите весь свой гнев, который вы таили, таили... он словно гной внутри вас. Нет, это уже чересчур, гневу надо дать выход. Его нужно вычистить при помощи слабительного. Слабительного! — и вы сразу увидите, что головная боль прошла. И не было никакой необходимости в аспирине, не было необходимости в лечении.
И когда гнев пройдет, вы ощутите абсолютно другое — такой тип хорошего самочувствия, какого вы никогда не ощутили бы с помощью аспирина. Аспирин подавляет, гнев продолжает прятаться внутри вас, неистовство продолжает бушевать внутри вас. Вы просто выключили сигнализацию — и это все. Ничто не изменилось, просто системы сигнализации уже нет.
И это продолжается и продолжается, и становится все более аккумулированным. В результате у вас может возникнуть язва, и даже туберкулез. Когда накапливается большое количество подавленного, происходит качественное изменение. Тело может выдерживать только до какого-то предела, свыше этого предела оно начинает чувствовать себя больным. Так же обстоит дело и с умом. И никогда не думайте о теле и уме как о двух разных сущностях, это не так. Человек психосоматичен, он является тело-умом.