История и современность
В современном обществе введено правило делать детям прививки. Когда родители приносят своего кроху для проведения мероприятий по вакцинации, они в большинстве случаев даже не задумываются над истинным смыслом и подлинными результатами этого события. Несмотря на все благие побуждения родителей, их неинформированные действия наносят детям колоссальный вред. Прививки — это противоестественные процедуры, поэтому прежде чем прибегать к ним, надо хорошо знать, чем это может грозить здоровью ребенка. Чтобы ориентироваться в вопросах, связанных с прививками, необходимо хотя бы в общих чертах знать историю возникновения и развития идеи. Это важно, поскольку первоначальная цель любого изобретения определяет его развитие и меру блага для общества. Текст этой главы основывается на исследовании доктора Александра Котока «Беспощадная иммунизация».
Истоки идеи
Идея прививки появилась, когда человечество пыталось спастись от натуральной оспы. Рациональный смысл идеи основывался на наблюдении, которое говорило о том, что перенесение инфекционного заболевания в легкой форме в будущем могло предотвратить эту болезнь и, особенно, в ее тяжелой форме. Именно поэтому появилась практика искусственного заражения инфекционными заболеваниями, чтобы перенести их в легкой форме и предотвратить тяжелые осложнения.
История прививок началась с появления натуральной оспы в Китае в IIIв. н. э., откуда она попала в Индию и на Ближний Восток. Уже тогда начались поиски спасения от этой болезни. Именно в то время был изобретен метод инокуляции, т. е. перенесения, или профилактического заражения оспой посредством внесения оспенного гноя через надрез. В Индии инокуляцию проводили брамины. С X века в Китае инокуляция практиковалась среди знати. Широкую известность этот метод приобрел
Георг I впервые провел испытание прививки на социально незащищенных слоях населения
только с XV века, а уже в XVIIвеке он был распространен среди китайцев.
В Европу натуральная оспа попала с крестоносцами, которые возвращались с Ближнего Востока, и до начала XVII века не представляла серьезной опасности. В то время она была доброкачественной детской болезнью.
В 1718 году жена посла Англии в Константинополе Мэри Уортли Монтегю, у которой оспа унесла в могилу двенадцатилетнего брата, решилась на инокуляцию своих детей — сына и дочери. Эта процеду-
вакцинация
pa прошла для детей благополучно. Поэтому леди Монтегю обратилась к принцессе Уэльской с предложением таким же образом защитить от оспы и своих детей. Муж принцессы, король Георг I, пожелал дополнительно убедиться в безопасности этой процедуры и провел дополнительную проверку на шести заключенных, приговоренных к смерти, а затем на пяти младенцах сиротах в возрасте от 5 месяцев до 1,5 лет. Результаты были успешными, и принцесса решилась инокулировать своих дочерей.
Вскоре после этого последовало несколько смертей самих инокулированных и тех, кто от них заразился. Благодаря этому мода на инокуляции в Европе не установилась, а к концу 1720-х годов полностью исчезла ввиду очевидной опасности для тех, кто подвергался этой процедуре или вступал в контакт с инокулированны-ми. Польза подобной процедуры была признана сомнительной.
Оживление инокуляционной практики приходится на 1740-е годы. Метод был усовершенствован английским ино-кулятором Даниэлем Саттоном. Защитная сила этой процедуры также вызывала большие сомнения, однако сама процедура стала намного безопасней. После смерти нескольких высокопоставленных особ инокуляция была запрещена в 1762 году в Париже. Таким образом, к концу XVIIIвека инокуляции во всей Европе стали проводиться крайне редко.
Эдвард Дженнер
Новый виток истории
Новый трагический виток истории вакцинации начался с появления на исторической сцене английского аптекаря и хирурга Эдварда Дженнера. Этот ловкий делец с помощью личных связей и сомнительных научных работ о жизни кукушек купил себе титул члена Королевского общества и доктора медицины. В конце 1780-х годов Дженнер услышал от одной шотландской крестьянки, будто доильщицы, сталкивающиеся с коровьей оспой, не болеют оспой натуральной. Он попытался узнать мнение коллег и ветеринаров об этой чудодейственной «защите» и получил однозначный ответ, что все это обычные деревенские выдумки. Коллеги сообщили Дженнеру, что между коровьей и натуральной оспой нет ничего общего кроме названия и сходства высыпаний.
Получив такие категоричные ответы, Дженнер отнюдь не успокоился, напротив, он приступил к опытам и провел инокуляцию... своему собственному сыну, которую повторил через 2 года. В результате мальчик тяжело заболел. С тех пор его здоровье сильно пошатнулось, и он умер в 21 год от туберкулеза.
Начав свои наблюдения в 1787—1788 годах, Дженнер в 1796 году провел инокуляцию восьмилетнему сыну своего садовника. Он внес мальчику под кожу содержимое пустул с руки доярки, заразившейся коровьей оспой. Свои наблюдения и этот эксперимент он описал в научной статье, которую отправил в Королевское общество. Представленный материал был слишком скудным, и поэтому Дженнеру в публикации было отказано.
вакцинация
Примирившись с неудачей, Дженнер продолжил свои эксперименты. В 1798 году он отправился в Лондон, чтобы опубликовать полученные результаты. На собственные средства он издал брошюру о причинах и действии болезни, известной как коровья оспа. По мнению серьезных исследователей, она содержала самые невероятные выдумки. Например, Дженнер утверждал, что перенесение коровьей оспы не защищает от повторного заболевания этой болезнью, зато оно на всю жизнь защищает от оспы натуральной.
Несмотря на лженаучные доводы и недостаточно тщательно проведенные исследования, брошюра Дженнера сделала свое дело. По сути, он предлагал практическим врачам новый источник личного обогащения, и они поняли его призыв. Идеи и подходы Эдварда Дженнера вполне можно было назвать шарлатанством, поэтому его сильно критиковали современники — врачи и ветеринары, которые обладали намного более обширной практикой и опытом. Более того, нашлись те, кто решил лично проверить дженнеровские заявления. Они обнаружили, как и ожидалось, что за ними не стоит ничего, кроме попытки сфабриковать научную работу. Эта критика и обеспокоила тех врачей, которые уже увидели в вакцинации перспективы невиданных заработков. Поэтому вскоре 36 веду-
Коровьей оспой называлась тогда болезнь сосков коровьего вымени, которая возникала у коров при грубом доении. Выражалась она в возникновении крупных пузырей, впоследствии наполнявшихся гноем. Ни у быков, ни у телок, ни у телят ее не было. Хотя между коровьей и натуральной оспой нет ничего общего кроме названия, считалось, что каким-то невероятным образом это заболевание предохраняет от оспы натуральной. Именно эта виртуальная связь и породила слово «вакцина» — название препарата для прививки от оспы, что происходит от латинского слова vacca — корова.
щих врачей опубликовали свое заявление о чудодейственной защите от натуральной оспы благодаря перенесению коровьей оспы. Первое заявление было сделано в 1800 году, а через год оно повторилось с вдвое большим количеством подписей. Несмотря на то, что никаких доказательств того, что коровья оспа защищает от натуральной, не было получено, Дженнеру стали воздаваться почести.
Дело было сделано, прививки жидкостью из гноящихся коровьих язв стали, как чума, распространяться по миру. Фанатичный восторг перед чудодейственной «защитой» от оспы захлестнул умы, и никакие доводы, примеры прививочных неудач и регистрировавшая это плачевная статистика прививок уже не могли остановить волну вакцинации.
Дженнер, чтобы не упустить удачу, обратился в парламент Англии, требуя вознаграждения за открытое им средство от опасной натуральной оспы. И это вознаграждение он своевременно получил. А в 1804 году очередная вспышка оспы поражала и уносила жизни не разбирая, был ли человек защищен или такой защиты не имел.
В 1806 году Дженнер через своего друга министра финансов добился рассмотрения вопроса о государственном финансировании оспопрививания. Он утверждал, что для надежной защиты от оспы одной вакцинации недостаточно и надо повторять прививки, т. е. проводить ревакцинации. Это вопрос был рассмотрен положительно, и государственные деньги потекли рекой в карманы медиков. Итак, Дженнер создал неиссякаемый источник для обогащения медицинского сословия и спокойно почил в 1823 году.
вакцинация