Особенности семени и Оджаса
Первичный хилус, трансформировавшийся в конце концов в семя, на этом своих изменений не заканчивает. Подвергаясь воздействию Агни семени, эта ткань превращается в Оджас. В Аюрведе приводится очень хороший пример, наглядно показывающий процесс трансформации семи тканей. Считается, что если золото сто раз подряд плавить, то на сто первый раз оно не даст окалины. Аналогично этому, воздействие Агни тканей на хилус шесть раз порождает побочные продукты, а на седьмой, при прокаливании семени, побочных продуктов нет, и вместо трех компонентов разложения тканей получается только два.
Чистая эссенция семени называется Оджас. Так как местом локализа-ции семени является все тело человека, то Оджас вырабатывается во всех частях человеческого организма. Основным же местом его локализации является сердце.
Сушрута пишет (С.С.1.14.14.), что в организме женщины формируется не семя, а Артава, субстанция, название которой очень часто неправильно переводят словом "яйцеклетка", которое только в незначительной степени отражает суть данного термина. Вагбхата пишет (А.Х.2.1.7.): «У женщины менструальная кровь, являющаяся, производной хилуса, вытекает из тела в течение трех дней каждый месяц, начиная с двенадцати лет и заканчивая с пятьюдесятью годами».
Возникает вполне уместный вопрос: почему семя и месячные, являющиеся результатом переваривания хилуса, не образуются в детском возрасте, а проявляются только к моменту полового созревания? Сушрута, отвечая на него, приводит сравнение человеческого организма с цветком. Он пишет, что всем известно, что большинство цветов имеют прекрасный и нежный запах, но не возможно почувствовать аромат еще не распустившегося бутона. То, что до поры до времени не существует на грубом физическом уровне, зачастую существует на более тонком, не доступном грубым органам чувств, но по мере накопления качеств и созревания проявляясь и на физическом плане. Цветок накапливает свой аромат находясь еще в состоянии не раскрывшегося бутона. Если раскрыть бутон раньше срока, то запаха не будет, им обладает только полностью сформировавшийся цветок. Точно так же, как аромат проявляется у созревшего и раскрывшегося цветка, так и семя или менструальная кровь находятся в тонкой, непроявленной и не созревшей форме у ребенка мужского или женского пола и проявляется только тогда, когда созрели органы, отвечающие за половые функции (С.С.1.14.18-19.).
Первичный хилус, локализующийся в сердце, по своим каналам выходит из него и перемещается в печень-селезенку для начала процесса трансформации семи тканей, каждые пять дней порождая новую ткань, поэтому для конечного превращения ее в семя необходим целый месяц. Чакрапани так описывает процесс трансформации хилуса в семя: «Точно так же, как медленно река несет свои воды через долину, точно так же, как молниеносно распространяется огонь в сухом бамбуковом лесу, также и процесс трансформации тканей может протекать или быстро, или медленно, в зависимости от индивидуальных особенностей организма и силы Агни. Если Агни очень силен, то семя образуется очень быстро, а если слаб, для этого требуется больше времени. Если сила Агни средняя[85], то этот процесс занимает промежуточный отрезок времени».
Важно отметить, что существуют так называемые вришья продукты[86], такие, как молоко, топленое масло, мед и др., превращающиеся в семя за предельно короткий, много меньший, чем обычно промежуток времени. Это происходит благодаря тому, что они обладают большей потенциальной энергией чем другие продукты. При оптимальных условиях (баланс Тридоша, рациональное питание, хорошее пищеварение, не загрязненное состояние всех каналов и т.д.), вришья продукты превращаются в семя за шесть дней, к началу седьмого дня после приема пищи. С точки зрения Парашара Муни, хилус, образованный из этой пищи переходит в конечный хилус на второй день, в кровь - на третий день, на четвертый - в мышцы, на пятый, в жир, на шестой - в кости, на седьмой - в костный мозг, и на восьмой - в семя, считая день приема пищи за первый.
В самом начале процесса своей трансформации, хилус концентрируется в сердце, чтобы разнестись по всему организму, а затем, в виде Оджаса, снова вернуться в него. Процесс трансформации семи тканей представляет собой замкнутый цикл, представленный на рисунке 4.
ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА
Все доша и ткани не только претерпевают те или иные изменения, но и находятся в постоянном движении по организму человека. В силу природной статичности или неподвижности, они перемещаются за счет активности Вата доша или Праны по специально отведенным, специфическим каналам, пронизывающим все тело человека.
Виды каналов
Древние мудрецы, хорошо знавшие анатомическое строение человеческого тела, описывают различные протоки, каналы и сосуды тела – шира, дхамани, шрота, нади, снайу и канидару. Шира – сосуды, по которым циркулирует кровь, шрота переносят главным образом доша и ткани, а нади[87] – Прану и Теджас; снайу – это нервы и сухожилия, а канидару – жилы. Помимо этого, все вышеперечисленные каналы, протоки и сосуды участвуют в транспортировке доша, семи тканей и продуктов жизнедеятельности организма, а также чувств, ума, эмоций и восприятий.
Между описаниями Чаракой процесса разделения пищи на хилус и нечистоты и описанием того же самого процесса Сушрутой есть некоторая разница. Сушрута, в отличие от Чараки, более подробно останавливается не на самом процессе формирования первичного хилуса, а на принципах его циркуляции по организму и на описании каналов, по которым происходит эта циркуляция, Чарака же описывает только небольшую часть каналов, уделяя наибольшее внимание непосредственно процессу трансформации пищи. Вся девятая глава третьей части Сушрута Самхиты посвящена характеристике физических и пранических каналов. Сушрута пишет (С.С.3.9.2-3.): "Существует двадцать четыре основных канала, включая кишечник, начинающихся в пупочной области. Эти каналы подразделяются на вены, артерии и полые каналы, хотя некоторые авторы такого разграничения не проводят, считая вены и артерии разновидностью полых каналов. Десять каналов из двадцати четырех поднимающие, десять – опускающие, а четыре – латеральнораспределяющие".