Нормативы показателей дуоденального зондирования
Показатели | Порция «А» | Порция «В» | Порция «С» |
Количество | 20-35 мл | 30-60 мл | 50-60 мл/ч |
Цвет | золотисто-желтый | темно-коричневый, темно-оливковый | светло-желтый |
Прозрачность | прозрачная | прозрачная | прозрачная |
Плотность, кг/л | 1,00-1,015 | 1,016-1,035 | 1,007-1,011 |
рН | слабощелочная реакция | 6,5-7,5 | 7,5-8,2 |
Вязкость, капли/мин. | 68-74 | ||
Клетки цилиндрического эпителия в поле зрения | единичные | единичные | единичные |
Кристаллы холестерина | единичные | единичные | единичные |
Кристаллы кальция билирубината | единичные | единичные | единичные |
Рекомендации к выводам:
Обоснуйте клиническое значение данного метода.
Решение ситуационных задач по экспериментальной и клинической физиологии пищеварения.
1. В каких хронических экспериментах можно получить чистый желудочный сок?
2. Какие фазы желудочной секреции преимущественно обеспечивают отделение желудочного сока в опытах: «мнимого кормления», изолированного желудочка по Гейденгайну, изолированного желудочка по Павлову?
3. Как можно отличить животное с изолированным желудочком по Гейденгайну от животного с изолированным желудочком по Павлову?
4. Какие изменения в секреторной и эвакуаторной функциях желудка можно предполагать у больных, которым была произведена резекция двух третей дистальной части желудка и петля тонкой кишки подшита к оставшейся культе желудка?
5. Какие особенности имеют переваривающая и эвакуаторная функции желудка у больных, страдающих ахлоргидрией (полным отсутствием соляной кислоты в желудочном соке)?
6. Будет ли изменяться эвакуация желудочного содержимого при повышенной кислотности желудочного сока и почему?
7. Почему больным, страдающим повышенной кислотностью желудочного сока, рекомендуют исключить из диеты крепкий чай, кофе, какао?
8. Почему больным, страдающим гиперсекрецией желудочного сока, рекомендуется дробное 5-6 разовое питание отваренной на пару или в воде, а затем протертой пищей полужидкой или пюреобразной консистенции, с обязательным ежедневным введением в рацион молочных продуктов (за исключением кисломолочных напитков и сыра) (диета № 1б)?
9. Диета № 2 включает протертые блюда из богатых соединительной тканью или клетчаткой, но хорошо переваривающихся продуктов; супы на нежирных мясных и рыбных бульонах, отварах из овощей и грибов с мелко нашинкованными или протертыми овощами; нежирное отварное или запеченное мясо; кофе и какао на воде и с молоком. Объясните, можно ли эту диету рекомендовать больным с секреторной недостаточностью желудка?
10. С какой целью при лечении гиперацидных состояний желудка применяют блокаторы Н2-рецепторов гистамина?
Дополнительный блок информации. Возрастные особенности пищеварения в желудке.
У новорожденных слюнные железы выделяют мало слюны, с 4-6 месяцев секреция значительно усиливается. Во время сосания слюна обеспечивает герметичный контакт с грудью матери, что делает сосание более эффективным. Слюне принадлежит важная роль в подготовке молока к перевариванию в желудке (молоко образует в смеси со слюной более рыхлый сгусток). Активность a-амилазы слюны низкая, высокая активность липазы слюны реализуется в желудке.
Желудочный сок имеет низкую кислотность, низкую активность пепсина. Первые два месяца жизни ребенка главную роль в расщеплении белков играет фетальный пепсин, обладающий свойством створаживать молоко. В этом возрасте большую роль играет липаза желудочного сока, которая хорошо расщепляет жиры молока, так как они находятся в эмульгированном состоянии. Углеводы молока в желудке ребенка не расщепляются. Активность всех ферментов желудочного сока достигает нормы взрослых в 14-15 лет.
В процессе старения в органах желудочно-кишечного тракта нарастают атрофические изменения эпителия. Происходит ослабление условно- и безусловно-рефлекторного слюноотделения, что вместе с ухудшением механической обработки пищи в ротовой полости создает неблагоприятные условия для ее переваривания. Снижается желудочная секреция и моторная функция желудка. В слизистой оболочке уменьшается количество обкладочных клеток. Часто возникают гипоацидные состояния. Ослабляются рефлекторные влияния на желудочную секрецию.
ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ И ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ.
МОТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА
1. Цель изучения темы – уметь объяснить:
1. Особенности секреторной, переваривающей, всасывательной и моторной функций тонкого и толстого кишечника.
2. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.
3. Состав и свойства панкреатического сока, желчи и кишечного секрета.
4. Механизмы регуляции панкреатической, кишечной секреции, образования желчи и ее выделения в двенадцатиперстную кишку.
5. Отличительные особенности полостного и пристеночного пищеварения.
6. Механизмы всасывания различных веществ в тонком кишечнике.
7. Особенности моторной функции пищеварительного тракта в различных его отделах, механизмы ее регуляции.
Значение темы
Изучаемый материал дает представление о роли кишечника в пищеварительной системе организма. Глубокое понимание механизмов функционирования системы пищеварения у здорового человека является основой для клинической практики и профилактики заболеваний кишечного тракта. Нормальная деятельность пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды и поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне, что является важным условием здоровья. Знание темы необходимо для решения вопросов по организации правильного режима питания взрослого и ребенка, назначения столов диетического и лечебного питания, дальнейшего изучения патофизиологии системы пищеварения, физиологии рационального питания, соответствующих разделов клинических дисциплин.
План занятия
1. Устный опрос по теме занятия.
2. Тестовый контроль знаний.
3. Овладение методикой оценки моторной функции кишечника методом аускультации.
4. Определение влияния физической нагрузки на перистальтику кишечника.
5. Наблюдение моторики кишечника in vivo и в условиях изоляции отрезка тонкой кишки.
6. Изучение влияния раствора адреналина и вытяжки табака на моторную функцию отрезка тонкой кишки in vitro.
4. Литература для самоподготовки:
A. Основная
1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.354–374.
2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.97-101.
3. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.115-130.
B. Дополнительная
1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.309–446.
2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.52–93.
3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.370–397.
Время для самоподготовки – 180 мин.