И злых гениях или духах


ера в добрых гениев, как благодетельные существа, и злых

Â

гениев, как вредоносные существа, была общей всем древним

народам. Она встречается у древних Шаманов, Китайцев, Пер-

сов, Египтян, Индийцев и других. На первой ступени развития ре-

лигиозного сознания в религиозных убеждениях фетишистов этой

веры не встречаем; но как только религия получила более опреде-

ленную форму, явилась и вера в добрых и злых гениев. Мы приве-

дем здесь взгляд некоторых восточных народов на гениев.

1. Мнение Шаманов. Шаманизм допускает во вселенной действие

двух начал — доброго и злого и служит тому и другому. Первое мес-

то между божествами занимает Тенгери, источник жизни и всякого

добра. Сотворенные им гении представляют олицетворение небес-

ных явлений, сил природы, стихий и даже человеческих страстей.

Напр. 1. Багатор или Батырь, Тенгери, гений храбрости; 2. Дайсун-

тенгери — покровитель войны; 3. Кисаган — защитник и податель

победы; 4. Дзол дзаягачи — богиня, дарующая детей и пекущаяся об

их счастье и здоровье.

Сюда относятся и Иренюсун-сульде, девяносто девять гениев, ко-

торые господствуют над горами, реками, пустынями, лесами, зверя-

ми и проч. Шаманы считают сульде сколько храбрыми, столько же

и внимательными. Поэтому в напевах Шаманских всего чаще слы-

шится монолог: «Девяносто девять Тенгеринов! внимайте словам на-

шим! Алтай хан, Кунтей хан……… вы, владычествующие повсюду,

поспешите к нам!» Будучи по природе добрыми, сульде или тенге-

рины ни в каком случае не возбуждают опасения. Они являются

лишь там, где нужна их помощь и услуга. К тенгеринам обращают-

ся, как к посредникам между богами и людьми, особенно в тех слу-

чаях, когда надобно действовать против Чиктуров и других враждеб-

ных человеку духов.

Напротив, Чиктуры, как естественно злые, питают всегдашнюю

вражду к людям и к небу. Их-то Шаманы боятся и вменяют в обя-

занность себе укрощать злобу их жертвами и молитвами. Главными

местопребываниями их служат ад и пропасти земные, а также пус-




тыни, горы, леса, воды и даже жилища людские. Чем ближе они к

человеку, тем более стараются вредить ему, или по крайней мере

враждебно наблюдать за его действиями и направлять их к своим

целям.




Нося общее имя Чиктуров, существа эти делятся на многие виды.

Замечательнейшие из класса Чиктуров следующие:

1. Элье; он является в виде коршуна, который, сидя на диком коне,

впустивши когти в гриву, мчится стрелою по горам и степям. Явле-

ние его — предвестник злополучия.

2. Ада, видимо-невидимо носится в пустынях, среди жилищ; пу-

гает людей, возбуждает крамолы и самые неистовые страсти.

3. Албин — существо шутливое. Шатаясь по дебрям и распутьям,

он окликает, зажигает ложные огни, представляет фантастические

виды, и всем этим вводит людей в обман, сбивает с толку, и застав-

ляет блуждать.

4. Кульчин. Это страшилище принимает на себя разные виды и

тешится, что являясь там, где его не ожидают, наводит ужас на че-

ловека.

5. Бук. Он принадлежит к числу домовых и, поселившись в юрте,

ни днем, ни ночью не дает покоя.

Среднее место между добрыми и злыми гениями занимают Он-

гоны, т. е. души людей, которые, прославившись в жизни добрыми

и злыми деяниями, не прерывают и по смерти своих прежних отно-

шений к миру и продолжают действовать то во вред, то в пользу жи-

вых. И те из них, которые приняли злое направление, наносят по-

ветрия, причиняют тяжкие болезни, губят детей, изнуряют скот; сло-

вом, они бич того племени, среди которого водворились1 .

Таким образом, Шаманы верили в добрых гениев, которым вве-

рено смотрение за всеми частями мира, и которые пекутся о благе

мира вообще и в частности о благополучии людей. Злые духи вры-

ваются в их области и производят в них беспорядки, обманывают и

пугают людей.

2. Мнение древних Китайцев. По мнению Китайцев, звезды суть

жилища духов шень (Schin), которые производят влияние на земную

жизнь, почему и называются духами жизни. Звезды разделяются на

четыре группы по четырем частям света, из которых каждая имеет

своего особенного шень; каждый шень управляет не только извест-

ной частью звезд, но и частью года и свойственной ему стихией; вос-

ток подчинен дракону, который владычествует над эфиром и весной;

север таинственному витязю (Hiuen-wu), которому подвластна вода

и зима; запад тигру, который господствует над воздухом и осенью:

юг красной птице, которая начальствует над огнем и летом. К этим

четырем шень принадлежит еще пятый дух земли, пребывающий

посредине прочих; ему поклоняются между летом и осенью. Кроме

того, каждая из пяти стихий имеет своего шень; а также реки, озера,



Сведения о гениях Шаманов заимствованы из соч. Преосвященного Нила Ярославского:

Буддизм… СПб., 1858.




моря, пустыни и проч. имеют своих шень. Между ними есть и злые

духи гуи (kuci). Шень постоянно ведут борьбу с собственно злыми

духами — гуй.

3. Мнение Персов. Безначальное существо Церуане-акерене изрекло

слово: Гоновер — да будет, и этим творческим словом произвело

бесконечное множество низших и высших духов, т. е. феруеров. Все

существующее должно иметь и имеет своего феруера. Величайшие

из этих духов Ормузд, великий творец, и Ариман — зломыслящий.

Ормузд — неизмеримая мудрость, его воля свята; он источник всего

истинного и доброго. Ормузду противоположен Ариман — корень

всего нечистого, злого. Ормузд и феруеры обитают в невидимом не-

бе, в жилище блаженных городман. Ариман и его сообщники — в

преисподней дуцак, в страшной, мрачной пропасти, находящейся

под землею. Духи, покровители всех вещей, суть семь Амшаспан-

дов, т. е. бессмертных, святых, и Изеды. Последние подчинены пер-

вым. Все месяцы и дни находятся под покровительством Амшаспан-

дов и Изедов, даже части дня подчинены особым Изедам. Таким

образом, Изеды, как низшие духи, феруеры, занимают и низшие

должности; они преимущественно наблюдают за днями и месяца-

ми.

Должность Амшаспандов, как высших феруеров, гораздо выше и

шире. Амшаспанд Баман — хранитель всего животного царства; Ар-

дибегешт — хранитель огня; Шаривер — хранитель металлов, Са-

пандомада — хранительница земли, плодородия, наук, мудрости и

божественного откровения; Кордад — хранитель воды, и Амердад —

хранитель растительного царства и стад. Все они подчинены Ормуз-

ду, как первому Амшаспанду, который есть защитник, покровитель

и споспешник всего истинного, чистого, доброго.

Но по мере того, как Ормузд созидал мир, Ариман, в противопо-

ложность ему, творил существа враждебные, и благотворному дей-

ствию Амшаспандов и Изедов противопоставил вредное и разруши-

тельное влияние своих дервандов и девов. Он создал безобразное,

недостойное творения, полчище, но числом и могуществом равное

Ормуздову воинству. Ормузду противодействовал сам Ариман. Ам-

шаспандам и Изедам противодействовали дерванды и девы или ди-

вы. Все злое и нечистое в мире физическом и нравственном имеет

своего дева, особенно относятся сюда карфестеры, означающие

всякое нечистое создание в мире животном. Ариман с своими со-

общниками во всей природе распространил зло и нечистоту; пла-

нетам он противопоставил зловещие кометы, осквернил стихии:

огонь дымом и чадом, воду гадами, воздух зловредными испаре-

ниями, землю поражает бесплодием, к растениям примешал яд и

тернии, каждому чистому животному противопоставил нечистое,

самих людей поразил бедностью, болезнями и смертью и растлил

нравственно. Очевидно, что вера Персов, как верование религии реф-




лективной, гораздо выше, чем вера Китайцев в гениев. Формы ре-

лигии Китайцев, да вместе и Шаманов, как формы религии при-

роды, по развитию своему ниже, чем рефлективная религия Персов.

Оттого у Шаманов и Китайцев самые убеждения о гениях слишком

поверхностны. Их гении имеют влияние только на видимую приро-

ду; их деятельность простирается напр. на болота, леса, горы и т. п.

Гении Персов своей деятельностью обнимают не только мир фи-

зический, но и нравственный, и особенно имеют влияние на пос-

ледний.

4. Мнение Египтян. Кнеф, или творец Мент, взяв часть своего

дыхания, соединил его с огнем и другими натурами, произнес неко-

торые слова, и явилась тонкая, ему только видимая материя; из нее

он образовал многие тысячи демонов, образов его самого, потом

смешал другие элементы, воду и землю, произнес менее могущест-

венные слова, вдохнул свой дух и произвел множество душ. Он

разделил демонов и души, по относительному их достоинству, на 60

классов и разместил их между землею и твердью небесною, в воз-

духе, с тем, чтобы они не оставляли своих мест под опасением нака-

зания. Этот период не имел определенного продолжения времени

потому, что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и

определенного времени. Это был самый счастливый период. Но ког-

да сила времени, Себа (Кроноса), начала обнаруживать и гибельную

сторону своей природы, и когда Себ вступил в борьбу с Оксамосом,

который победил и низринул его в тартар, тогда в природе совер-

шился переворот, чтобы совершенно очистить землю от происшед-

шего в ней замешательства, творческий дух ниспослал на нее потоп,

из которого земля вышла в обновленном виде. Для населения очи-

щенной земли, миротворящий дух предоставил демонам, ближай-

шим к звездам, образовать из оставшейся от миротворения материи

различные классы существ, обещая оживить их произведения своим

дыханием, и демоны образовали из воздушной материи птиц, из

воды рыб, из земли животных диких и домашних, а из холодного

остатка пресмыкающихся. Демонам и душам назначены были, по

их относительному достоинству, определенные места в воздухе, ко-

торые запрещено им было оставлять под опасением наказания. Но

демоны, возгордившись своим творением, вышли из повиновения и

оставили свои места потому, что покой казался им смертью. Они хо-

тели проникнуть в высшие небесные сферы, но от взора Господня

тотчас ниспали оттуда в знак Рака. Божество заключило их в фор-

мы видимой природы, для их очищения. Их жалобы не имели ус-

пеха. Не имея возможности переносить стыда и не внимая божест-

венным велениям, они распространили беспорядок и раздор, зло уве-

личилось. Стихии, оскверненные нечистотою их, возопили к божест-

ву верховному, и оно обещало послать им истечение самого себя. И

действительно, чтобы судить живых, и награждать или наказывать




умерших, явились на земле Изида и Озирис и другие боги второго и

третьего поколения.

Таким образом, демоны Египтян лишаются за свое поведение тех

прав, которые были даны им у Персов. Злые действия Аримана и

его сообщников естественны потому, что они соединены с понятием

о самой природе Аримана, сотворенного с злыми наклонностями и

способностями. Напротив, у Египтян демоны сотворены добрыми,

но пали за свою гордость и неразумную требовательность и произ-

вели в мире много зла. Ариману дана известная доля в управлении

миром (во втором и особенно четвертом периоде, когда настанет его

владычество). Демоны Египтян лишены этих прав, и если вторгают-

ся в чужую область и производят там беспорядки и зло, то посту-

пают беззаконно, против законов своей первоначальной природы и

против велений верховного бога, который требовал от них правды и

чистоты, когда заключил их в вещественные формы для очищения.

Поведение демонов, как мы сказали, лишило их тех прав, какими

пользуются Амшаспанды и Изеды у Персов. Эти высокие должно-

сти и права предоставлены Египтянами божествам. Так, Тату при-

писывают всю Египетскую науку; Хасефу письменное искусство и

ученость; Имутеф и Негимеу — виновники врачебной науки; Маи

и Тафне — божества поэзии; Тме — богиня правды и т. п. Все эти

боги в соединении с высшими богами первого и второго поколения

участвуют в разных должностях мироправления и господства над

живыми существами, а в преисподней, в аментесе, произносят суд

над душами умерших людей.

Что же касается демонов или духов непадших, которых относи-

тельно очень немного, то им предоставлена только одна обязан-

ность. Каждый падший дух, нисходя на землю, получает себе в спут-

ники и защитники одного непадшего, который и остается при нем

во все время, назначенное для удовлетворения за грехи.

Из этих замечаний видно, что боги Египетские второго и третьего

поколения исправляют обязанности Персидских Амшаспандов и Изе-

дов, а вместо дервандов и девов — демоны и души падшие. Перво-

божество Египтян представляется выше, чем первобожество Персов

потому, что Первое не произвело зла; оно само собою явилось — без

участия первобожества, тогда как Церуане-акерене само произвело

отрицательную сторону добра в лице Аримана. У Персов силы Ари-

мана почти равны силам Ормузда, тогда как у Египтян могущество

богов подавляет силы демонов.

6. Мнение Индийцев. Вечный, по истечении времен, восхотел со-

общить величие своей природы существам, которые были бы спо-

собны участвовать в его блаженстве и служить его величию, и эти

существа явились. Он образовал их частью из своей собственной

природы, способными к совершенству, а частью, при влиянии ка-

честв природы, оставил их с возможностью несовершенства, воз-




можностью делать зло, предоставляя им выбор свободный между

тем и другим. Творение это — мир духов, которых Вечный разделил,

по различию участия в них качеств природы, на чины и сонмы и

над каждым чином поставил главу. Они молились пред престолом

Вечного, каждый по своему достоинству, и гармония царствовала на

небе.

Это блаженство и это прославление Вечного продолжалось бы

вечно, если бы Магисасура и Равана, ближайшие к Тримурти духи,

по зависти к ней, не отказались повиноваться Вечному и по гордости

не захотели сами господствовать. Многие подчиненные духи соблаз-

нились их примером. Вечный, разгневанный и опечаленный, пове-

лел Браме возвратить возмутившихся духов к повиновению и воз-

вестить им в таком случае милость и прощение. Возмутители упор-

ствовали в неповиновении. После этого Вечный повелел Сиве, богу

смерти и жизни, разрушителю и воссоздателю, низринуть отступ-

ников в кромешную тьму — в ондерах, в наказание на 1000 лет.

Между тем, как отверженные духи томились в ондерахе, остав-

шиеся в повиновении духи не переставали умолять Вечного оказать

милость отверженным, — и Вечный, снисходя к мольбам верных

духов, дал возможность отверженным возвратиться в первоначаль-

ное состояние, к прежнему блаженству, предоставив это их собст-

венной воле; средства к возвращению — испытания, истязания. Пос-

ле этого Вечный решился создать и создал мир вещественный, ви-

димый, потом повелел Вишну сойти в новосозданный мир с тем,

чтобы падших духов постепенно переводить из ондераха в мир ве-

щественный, в мир наказания, где, заключенные в тела низших

тварей, духи должны подвергаться естественным страданиям сооб-

разно с их преступлениями. Когда духи пройдут все степени испыта-

ния, очищения и оправдания, тогда возвратятся в прежнее состоя-

ние. Но не все духи достигнут этого.

Вся вселенная, по преобладанию в ней одного из трех качеств

природы, разделяется на три мира: 1) на мир света, который подраз-

деляется на семь высших областей, или звездных сфер; 2) на мир

испытания, мир человеческий, и 3) на мир тьмы, подразделяющий-

ся на семь степеней наказания. Мир света населяют бесчисленные

добрые духи и восемь стражей восьми стран неба. Мир испытания

представляет собою поле борьбы добрых и злых духов; а мир тьмы

предопределен для наказания духов падших. Духи злые будут при-

обретать все более и более влияния на земле так, что будет исклю-

чением тот, кто не прельщен будет ими. И потому, чтобы противо-

стоять злым духам и поражать их, добрые духи предстали перед

Вечным и умоляли его, устами Вишну, чтобы он нисходил иногда на

землю в чувственном виде и ратующим духам помогал своим сове-

том и примером против наущения злых духов. Вечный милостиво

согласился на их просьбу. Вишну, по мнению Индийцев, уже девять

раз являлся с этой целью в мир и еще раз явится. Злые духи или




гении все силы направляют к тому, чтобы поразить добрых; беспо-

рядки, разрушения, неустройства в природе суть действия злых ге-

ниев. Бедствия, болезни и вообще все несчастья, поражающие чело-

века в жизни, следствия грехов низверженных с неба гениев и

посланных для наказания в мир вещественный, а также следствия

настоящих грехов, совершаемых постоянно человеком по наущению

и содействию злых гениев.

∆ ∆ ∆



ГЛАВА II

Наши рекомендации