И злых гениях или духах
ера в добрых гениев, как благодетельные существа, и злых
Â
гениев, как вредоносные существа, была общей всем древним
народам. Она встречается у древних Шаманов, Китайцев, Пер-
сов, Египтян, Индийцев и других. На первой ступени развития ре-
лигиозного сознания в религиозных убеждениях фетишистов этой
веры не встречаем; но как только религия получила более опреде-
ленную форму, явилась и вера в добрых и злых гениев. Мы приве-
дем здесь взгляд некоторых восточных народов на гениев.
1. Мнение Шаманов. Шаманизм допускает во вселенной действие
двух начал — доброго и злого и служит тому и другому. Первое мес-
то между божествами занимает Тенгери, источник жизни и всякого
добра. Сотворенные им гении представляют олицетворение небес-
ных явлений, сил природы, стихий и даже человеческих страстей.
Напр. 1. Багатор или Батырь, Тенгери, гений храбрости; 2. Дайсун-
тенгери — покровитель войны; 3. Кисаган — защитник и податель
победы; 4. Дзол дзаягачи — богиня, дарующая детей и пекущаяся об
их счастье и здоровье.
Сюда относятся и Иренюсун-сульде, девяносто девять гениев, ко-
торые господствуют над горами, реками, пустынями, лесами, зверя-
ми и проч. Шаманы считают сульде сколько храбрыми, столько же
и внимательными. Поэтому в напевах Шаманских всего чаще слы-
шится монолог: «Девяносто девять Тенгеринов! внимайте словам на-
шим! Алтай хан, Кунтей хан……… вы, владычествующие повсюду,
поспешите к нам!» Будучи по природе добрыми, сульде или тенге-
рины ни в каком случае не возбуждают опасения. Они являются
лишь там, где нужна их помощь и услуга. К тенгеринам обращают-
ся, как к посредникам между богами и людьми, особенно в тех слу-
чаях, когда надобно действовать против Чиктуров и других враждеб-
ных человеку духов.
Напротив, Чиктуры, как естественно злые, питают всегдашнюю
вражду к людям и к небу. Их-то Шаманы боятся и вменяют в обя-
занность себе укрощать злобу их жертвами и молитвами. Главными
местопребываниями их служат ад и пропасти земные, а также пус-
тыни, горы, леса, воды и даже жилища людские. Чем ближе они к
человеку, тем более стараются вредить ему, или по крайней мере
враждебно наблюдать за его действиями и направлять их к своим
целям.
Нося общее имя Чиктуров, существа эти делятся на многие виды.
Замечательнейшие из класса Чиктуров следующие:
1. Элье; он является в виде коршуна, который, сидя на диком коне,
впустивши когти в гриву, мчится стрелою по горам и степям. Явле-
ние его — предвестник злополучия.
2. Ада, видимо-невидимо носится в пустынях, среди жилищ; пу-
гает людей, возбуждает крамолы и самые неистовые страсти.
3. Албин — существо шутливое. Шатаясь по дебрям и распутьям,
он окликает, зажигает ложные огни, представляет фантастические
виды, и всем этим вводит людей в обман, сбивает с толку, и застав-
ляет блуждать.
4. Кульчин. Это страшилище принимает на себя разные виды и
тешится, что являясь там, где его не ожидают, наводит ужас на че-
ловека.
5. Бук. Он принадлежит к числу домовых и, поселившись в юрте,
ни днем, ни ночью не дает покоя.
Среднее место между добрыми и злыми гениями занимают Он-
гоны, т. е. души людей, которые, прославившись в жизни добрыми
и злыми деяниями, не прерывают и по смерти своих прежних отно-
шений к миру и продолжают действовать то во вред, то в пользу жи-
вых. И те из них, которые приняли злое направление, наносят по-
ветрия, причиняют тяжкие болезни, губят детей, изнуряют скот; сло-
вом, они бич того племени, среди которого водворились1 .
Таким образом, Шаманы верили в добрых гениев, которым вве-
рено смотрение за всеми частями мира, и которые пекутся о благе
мира вообще и в частности о благополучии людей. Злые духи вры-
ваются в их области и производят в них беспорядки, обманывают и
пугают людей.
2. Мнение древних Китайцев. По мнению Китайцев, звезды суть
жилища духов шень (Schin), которые производят влияние на земную
жизнь, почему и называются духами жизни. Звезды разделяются на
четыре группы по четырем частям света, из которых каждая имеет
своего особенного шень; каждый шень управляет не только извест-
ной частью звезд, но и частью года и свойственной ему стихией; вос-
ток подчинен дракону, который владычествует над эфиром и весной;
север таинственному витязю (Hiuen-wu), которому подвластна вода
и зима; запад тигру, который господствует над воздухом и осенью:
юг красной птице, которая начальствует над огнем и летом. К этим
четырем шень принадлежит еще пятый дух земли, пребывающий
посредине прочих; ему поклоняются между летом и осенью. Кроме
того, каждая из пяти стихий имеет своего шень; а также реки, озера,
Сведения о гениях Шаманов заимствованы из соч. Преосвященного Нила Ярославского:
Буддизм… СПб., 1858.
моря, пустыни и проч. имеют своих шень. Между ними есть и злые
духи гуи (kuci). Шень постоянно ведут борьбу с собственно злыми
духами — гуй.
3. Мнение Персов. Безначальное существо Церуане-акерене изрекло
слово: Гоновер — да будет, и этим творческим словом произвело
бесконечное множество низших и высших духов, т. е. феруеров. Все
существующее должно иметь и имеет своего феруера. Величайшие
из этих духов Ормузд, великий творец, и Ариман — зломыслящий.
Ормузд — неизмеримая мудрость, его воля свята; он источник всего
истинного и доброго. Ормузду противоположен Ариман — корень
всего нечистого, злого. Ормузд и феруеры обитают в невидимом не-
бе, в жилище блаженных городман. Ариман и его сообщники — в
преисподней дуцак, в страшной, мрачной пропасти, находящейся
под землею. Духи, покровители всех вещей, суть семь Амшаспан-
дов, т. е. бессмертных, святых, и Изеды. Последние подчинены пер-
вым. Все месяцы и дни находятся под покровительством Амшаспан-
дов и Изедов, даже части дня подчинены особым Изедам. Таким
образом, Изеды, как низшие духи, феруеры, занимают и низшие
должности; они преимущественно наблюдают за днями и месяца-
ми.
Должность Амшаспандов, как высших феруеров, гораздо выше и
шире. Амшаспанд Баман — хранитель всего животного царства; Ар-
дибегешт — хранитель огня; Шаривер — хранитель металлов, Са-
пандомада — хранительница земли, плодородия, наук, мудрости и
божественного откровения; Кордад — хранитель воды, и Амердад —
хранитель растительного царства и стад. Все они подчинены Ормуз-
ду, как первому Амшаспанду, который есть защитник, покровитель
и споспешник всего истинного, чистого, доброго.
Но по мере того, как Ормузд созидал мир, Ариман, в противопо-
ложность ему, творил существа враждебные, и благотворному дей-
ствию Амшаспандов и Изедов противопоставил вредное и разруши-
тельное влияние своих дервандов и девов. Он создал безобразное,
недостойное творения, полчище, но числом и могуществом равное
Ормуздову воинству. Ормузду противодействовал сам Ариман. Ам-
шаспандам и Изедам противодействовали дерванды и девы или ди-
вы. Все злое и нечистое в мире физическом и нравственном имеет
своего дева, особенно относятся сюда карфестеры, означающие
всякое нечистое создание в мире животном. Ариман с своими со-
общниками во всей природе распространил зло и нечистоту; пла-
нетам он противопоставил зловещие кометы, осквернил стихии:
огонь дымом и чадом, воду гадами, воздух зловредными испаре-
ниями, землю поражает бесплодием, к растениям примешал яд и
тернии, каждому чистому животному противопоставил нечистое,
самих людей поразил бедностью, болезнями и смертью и растлил
нравственно. Очевидно, что вера Персов, как верование религии реф-
лективной, гораздо выше, чем вера Китайцев в гениев. Формы ре-
лигии Китайцев, да вместе и Шаманов, как формы религии при-
роды, по развитию своему ниже, чем рефлективная религия Персов.
Оттого у Шаманов и Китайцев самые убеждения о гениях слишком
поверхностны. Их гении имеют влияние только на видимую приро-
ду; их деятельность простирается напр. на болота, леса, горы и т. п.
Гении Персов своей деятельностью обнимают не только мир фи-
зический, но и нравственный, и особенно имеют влияние на пос-
ледний.
4. Мнение Египтян. Кнеф, или творец Мент, взяв часть своего
дыхания, соединил его с огнем и другими натурами, произнес неко-
торые слова, и явилась тонкая, ему только видимая материя; из нее
он образовал многие тысячи демонов, образов его самого, потом
смешал другие элементы, воду и землю, произнес менее могущест-
венные слова, вдохнул свой дух и произвел множество душ. Он
разделил демонов и души, по относительному их достоинству, на 60
классов и разместил их между землею и твердью небесною, в воз-
духе, с тем, чтобы они не оставляли своих мест под опасением нака-
зания. Этот период не имел определенного продолжения времени
потому, что не было еще различия дня и ночи, а следовательно и
определенного времени. Это был самый счастливый период. Но ког-
да сила времени, Себа (Кроноса), начала обнаруживать и гибельную
сторону своей природы, и когда Себ вступил в борьбу с Оксамосом,
который победил и низринул его в тартар, тогда в природе совер-
шился переворот, чтобы совершенно очистить землю от происшед-
шего в ней замешательства, творческий дух ниспослал на нее потоп,
из которого земля вышла в обновленном виде. Для населения очи-
щенной земли, миротворящий дух предоставил демонам, ближай-
шим к звездам, образовать из оставшейся от миротворения материи
различные классы существ, обещая оживить их произведения своим
дыханием, и демоны образовали из воздушной материи птиц, из
воды рыб, из земли животных диких и домашних, а из холодного
остатка пресмыкающихся. Демонам и душам назначены были, по
их относительному достоинству, определенные места в воздухе, ко-
торые запрещено им было оставлять под опасением наказания. Но
демоны, возгордившись своим творением, вышли из повиновения и
оставили свои места потому, что покой казался им смертью. Они хо-
тели проникнуть в высшие небесные сферы, но от взора Господня
тотчас ниспали оттуда в знак Рака. Божество заключило их в фор-
мы видимой природы, для их очищения. Их жалобы не имели ус-
пеха. Не имея возможности переносить стыда и не внимая божест-
венным велениям, они распространили беспорядок и раздор, зло уве-
личилось. Стихии, оскверненные нечистотою их, возопили к божест-
ву верховному, и оно обещало послать им истечение самого себя. И
действительно, чтобы судить живых, и награждать или наказывать
умерших, явились на земле Изида и Озирис и другие боги второго и
третьего поколения.
Таким образом, демоны Египтян лишаются за свое поведение тех
прав, которые были даны им у Персов. Злые действия Аримана и
его сообщников естественны потому, что они соединены с понятием
о самой природе Аримана, сотворенного с злыми наклонностями и
способностями. Напротив, у Египтян демоны сотворены добрыми,
но пали за свою гордость и неразумную требовательность и произ-
вели в мире много зла. Ариману дана известная доля в управлении
миром (во втором и особенно четвертом периоде, когда настанет его
владычество). Демоны Египтян лишены этих прав, и если вторгают-
ся в чужую область и производят там беспорядки и зло, то посту-
пают беззаконно, против законов своей первоначальной природы и
против велений верховного бога, который требовал от них правды и
чистоты, когда заключил их в вещественные формы для очищения.
Поведение демонов, как мы сказали, лишило их тех прав, какими
пользуются Амшаспанды и Изеды у Персов. Эти высокие должно-
сти и права предоставлены Египтянами божествам. Так, Тату при-
писывают всю Египетскую науку; Хасефу письменное искусство и
ученость; Имутеф и Негимеу — виновники врачебной науки; Маи
и Тафне — божества поэзии; Тме — богиня правды и т. п. Все эти
боги в соединении с высшими богами первого и второго поколения
участвуют в разных должностях мироправления и господства над
живыми существами, а в преисподней, в аментесе, произносят суд
над душами умерших людей.
Что же касается демонов или духов непадших, которых относи-
тельно очень немного, то им предоставлена только одна обязан-
ность. Каждый падший дух, нисходя на землю, получает себе в спут-
ники и защитники одного непадшего, который и остается при нем
во все время, назначенное для удовлетворения за грехи.
Из этих замечаний видно, что боги Египетские второго и третьего
поколения исправляют обязанности Персидских Амшаспандов и Изе-
дов, а вместо дервандов и девов — демоны и души падшие. Перво-
божество Египтян представляется выше, чем первобожество Персов
потому, что Первое не произвело зла; оно само собою явилось — без
участия первобожества, тогда как Церуане-акерене само произвело
отрицательную сторону добра в лице Аримана. У Персов силы Ари-
мана почти равны силам Ормузда, тогда как у Египтян могущество
богов подавляет силы демонов.
6. Мнение Индийцев. Вечный, по истечении времен, восхотел со-
общить величие своей природы существам, которые были бы спо-
собны участвовать в его блаженстве и служить его величию, и эти
существа явились. Он образовал их частью из своей собственной
природы, способными к совершенству, а частью, при влиянии ка-
честв природы, оставил их с возможностью несовершенства, воз-
можностью делать зло, предоставляя им выбор свободный между
тем и другим. Творение это — мир духов, которых Вечный разделил,
по различию участия в них качеств природы, на чины и сонмы и
над каждым чином поставил главу. Они молились пред престолом
Вечного, каждый по своему достоинству, и гармония царствовала на
небе.
Это блаженство и это прославление Вечного продолжалось бы
вечно, если бы Магисасура и Равана, ближайшие к Тримурти духи,
по зависти к ней, не отказались повиноваться Вечному и по гордости
не захотели сами господствовать. Многие подчиненные духи соблаз-
нились их примером. Вечный, разгневанный и опечаленный, пове-
лел Браме возвратить возмутившихся духов к повиновению и воз-
вестить им в таком случае милость и прощение. Возмутители упор-
ствовали в неповиновении. После этого Вечный повелел Сиве, богу
смерти и жизни, разрушителю и воссоздателю, низринуть отступ-
ников в кромешную тьму — в ондерах, в наказание на 1000 лет.
Между тем, как отверженные духи томились в ондерахе, остав-
шиеся в повиновении духи не переставали умолять Вечного оказать
милость отверженным, — и Вечный, снисходя к мольбам верных
духов, дал возможность отверженным возвратиться в первоначаль-
ное состояние, к прежнему блаженству, предоставив это их собст-
венной воле; средства к возвращению — испытания, истязания. Пос-
ле этого Вечный решился создать и создал мир вещественный, ви-
димый, потом повелел Вишну сойти в новосозданный мир с тем,
чтобы падших духов постепенно переводить из ондераха в мир ве-
щественный, в мир наказания, где, заключенные в тела низших
тварей, духи должны подвергаться естественным страданиям сооб-
разно с их преступлениями. Когда духи пройдут все степени испыта-
ния, очищения и оправдания, тогда возвратятся в прежнее состоя-
ние. Но не все духи достигнут этого.
Вся вселенная, по преобладанию в ней одного из трех качеств
природы, разделяется на три мира: 1) на мир света, который подраз-
деляется на семь высших областей, или звездных сфер; 2) на мир
испытания, мир человеческий, и 3) на мир тьмы, подразделяющий-
ся на семь степеней наказания. Мир света населяют бесчисленные
добрые духи и восемь стражей восьми стран неба. Мир испытания
представляет собою поле борьбы добрых и злых духов; а мир тьмы
предопределен для наказания духов падших. Духи злые будут при-
обретать все более и более влияния на земле так, что будет исклю-
чением тот, кто не прельщен будет ими. И потому, чтобы противо-
стоять злым духам и поражать их, добрые духи предстали перед
Вечным и умоляли его, устами Вишну, чтобы он нисходил иногда на
землю в чувственном виде и ратующим духам помогал своим сове-
том и примером против наущения злых духов. Вечный милостиво
согласился на их просьбу. Вишну, по мнению Индийцев, уже девять
раз являлся с этой целью в мир и еще раз явится. Злые духи или
гении все силы направляют к тому, чтобы поразить добрых; беспо-
рядки, разрушения, неустройства в природе суть действия злых ге-
ниев. Бедствия, болезни и вообще все несчастья, поражающие чело-
века в жизни, следствия грехов низверженных с неба гениев и
посланных для наказания в мир вещественный, а также следствия
настоящих грехов, совершаемых постоянно человеком по наущению
и содействию злых гениев.
∆ ∆ ∆
ГЛАВА II