Виды признаков судного часа
Вера в Последний день.
Содержание:
Тема 1. Признаки Судного Часа и их виды.
Подразделы:
Виды признаков Судного часа.
Первый признак – появление Мехди
Второй признак – пришествие Лжемессии.
Третий признак – сошествие Исы бин Марьям.
Четвертый признак – нашествие племен Йаджудж и Маджудж.
Пятый признак – разрушение Каабы и разграбление ее украшений.
Шестой признак – появление дыма.
Седьмой признак – исчезновение Корана на земле и вознесение его на небо.
Восьмой признак – восход солнца на западе.
Девятый признак – появление животного из земли.
Десятый признак – извержение огромного огня.
Тема 2. Блаженство и мучения в могиле.
Подразделы:
Вопрос 1. Вера в блаженство и мучения в могиле и доказательство этого.
Вопрос 2. Блаженство и мучения в могиле достаются как душе, так и телу.
Вопрос 3. Вера в ангелов Мункара и Накира.
Тема 3. Вера в воскрешение.
Подразделы:
1. Определение и сущность воскрешения.
2. Доказательства воскрешения из Корана и Сунны и логические доводы.
3. Сбор.
4. Описание Водоема и доказательства этого.
5. Описание Весов и доказательства этого.
6. Заступничество, его определение, виды и доказательства этого.
Виды заступничества.
7. Описание Моста и доказательства этого.
8. Описание Рая и Ада, характер веры в них и доказательства этого.
Вера в Рай и Ад складывается из трех убеждений.
Польза веры в Последний день.
Тема 1. Признаки Судного Часа и их виды.
Арабское слово «ашрат» (ед. ч. «шарт») означает «признаки», «предзнаменования». Существует мнение, что оно используется в значении «начало». В толковом словаре «Лисан аль-Араб» сказано, что «эти два слова близки по смыслу, потому что любая вещь начинается с предзнаменований».
Слово «саа» (букв. «час») означает «промежуток времени». Оно используется в значении «День воскресения». Всевышний сказал: «У Него – знание о Часе» (аз-Зухруф, 85).
Час – одно из названий Дня воскресения, которое часто встречается в шариатских текстах и используется в разговорной речи. Судный День получил такое название, потому что он наступит внезапно и в миг застанет людей врасплох.
Признаками Судного Часа называются предзнаменования, которые предвещают его наступление. Всевышний сказал: «Неужели они ожидают чего-либо, кроме Часа, который явится к ним внезапно? Ведь уже явились его приметы» (Мухаммад, 18).
Виды признаков Судного часа.
Все признаки и предзнаменования Судного Часа делятся на три группы.
В первую группу входят отдаленные признаки, которые уже проявились и исчезли.
Одним из таких признаков была пророческая миссия Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) о чем упоминается в хадисе Анаса бин Малика, переданном аль-Бухари и Муслимом. В нем сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я был отправлен вместе с Судным Часом, как эти два пальца». Затем он соединил указательный и средний пальцы своей руки. [«Сахих аль-Бухари» (6504), «Сахих Муслим» (2951)]
Другим таким признаком было раскалывание Луны, что подтверждается писанием Аллаха: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (аль-Камар, 1).
К ним же относится извержение из земли Хиджаза огня, который осветил шеи верблюдов в Бусре. Аль-Бухари и Муслим передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока из земли Хиджаза не вырвется огонь, который осветит шеи верблюдов в Бусре». [«Сахих аль-Бухари» (7118), «Сахих Муслим» (2902)]
Извержение огня в Хиджазе действительно произошло, как это было предсказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в начале месяца джумадаль-ахиры 654 г.х. Произошло это к востоку от Медины, после чего целые долины были переполнены огненной лавой, а люди были в ужасе. Сияние этого огня было замечено даже жителями Шама, а жители Бусры, небольшого поселения вблизи Дамаска, благодаря этому смогли даже рассмотреть в темноте шеи верблюдов, что и было предсказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) .
Ко второй группе относятся средние признаки, которые уже проявились, но до сих пор не исчезли. Напротив, они продолжают усиливаться и учащаться, и таких признаков очень много.
К ним относятся предсказания о том, что рабыня родит свою госпожу, [Это значит, что рабыни будут рожать детей от своих хозяев, а те превратятся в их господ, потому что имущество хозяина переходит к его детям] а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соревноваться в постройке высоких домов. Об этом сообщается в известном хадисе о Джибриле, переданном Муслимом, который мы уже цитировали в первой главе этой части. В нем сказано: «Расскажи мне о Часе», – попросил человек. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Спрашиваемый сведущ не более спрашивающего». «Тогда расскажи мне о его признаках», – попросил мужчина. «Рабыня родит свою госпожу, а босые, голые и обездоленные пастухи верблюдов будут соперничать в постройке высоких домов», – ответил он». [«Сахих Муслим» (8)]
К ним также относится появление тридцати лжецов, каждый из которых провозгласит себя пророком. Об этом сообщается в хадисе Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появятся лжецы и обманщики. Их будет около тридцати, и каждый из них будет заявлять, что является посланником Аллаха». [«Сахих аль-Бухари» (3609)] Абу Дауд и ат-Тирмизи же передали хадис Саубана о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, среди моих последователей появятся тридцать лжецов, которые провозгласят себя пророками. Однако я – последний из пророков, и после меня уже не будет пророков». [«Сунан Абу Дауд» (4252), «Сунан ат-Тирмизи» (2219). Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным]
Еще одним из таких признаков является спад воды в Евфрате, на месте которого появится золотая гора, и люди будут сражаться за это золото. Это предзнаменование упоминается в хадисе Абу Хурейры о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не спадет вода в Евфрате, а на его месте появится золотая гора. Люди будут сражаться друг с другом за это золото, и девяносто девять человек из каждых ста погибнут. При этом каждый из них будет говорить: «Возможно, именно я спасусь». [«Сахих аль-Бухари» (7119), «Сахих Муслим» (2894), «Муснад Ахмад» (2/261)]. Следует отметить, что это предзнаменование до сих пор не сбылось.
В третью группу входят большие признаки, сразу после проявления которых наступит Судный час. Таких признаков – десять, и ни один из них еще не проявился. В «ас-Сахихе» Муслима приводится следующий хадис Хузейфы бин Усейда: «Однажды, когда мы беседовали, нас увидел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) . Он спросил: «Что вы обсуждаете?». Люди сказали: «Мы говорим о Судном часе». Тогда он сказал: «Воистину, он не наступит до тех пор, пока вы не увидите десять его признаков». В их числе он назвал появление дыма, пришествие Лжемессии, появление животного из земли, восход солнца на западе, сошествие Исы бин Марьям, пришествие Йаджуджа и Маджуджа, а также три провала: на Востоке, на Западе и на Аравийском полуострове. В конце он упомянул огонь, который вырвется наружу в Йемене и сгонит людей на место сбора. [«Сахих Муслим» (2901)] В некоторых других хадисах, которые мы рассмотрим ниже, упоминается также появление Мехди, разрушение Каабы и вознесение Корана с земли на небо.
Большинство исследователей считает, что к десяти большим признакам Судного часа относятся эти три признака, а также признаки, перечисленные в хадисе Хузейфы, за исключением трех провалов. И хотя они тоже относятся к предзнаменованиям Судного часа, что не вызывает никаких сомнений и подтверждается текстом хадиса, они произойдут до проявления десяти больших признаков, будучи их предвестниками. В пользу этого мнения свидетельствует другая версия хадиса Хузейфы бин Усейда, переданная Муслимом. В ней подчеркивается, что провалы будут предшествовать остальным признакам, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, Судный час не наступит до тех пор, пока не проявятся десять признаков: провал на Востоке, провал на Западе, провал на Аравийском полуострове, появление дыма, пришествие Лжемессии…». [«Сахих Муслим» (2901)]. В продолжении хадиса перечисляются остальные признаки. Аль-Куртуби сказал: «Согласно этой версии, первыми из признаков являются три провала. Один из них уже произошел при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) . Об этом сообщил Ибн Вахб». Далее мы более подробно обсудим эти десять признаков вместе с их доказательствами.