Интерпретация результатов тестирования
Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, тревожность негативное состояние.
Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и № 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркиваются их общие черты—субъективная направленность вовнутрь. Совместное положение цветов № 2 и № 3 (зеленого и красного) подчеркивает автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и № 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность вовне. Сочетание цветов № 1 и № 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и № 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности, характеризуемых синим цветом, и автономности, направленности вовне (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и № 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления вовнутрь, автономности, упрямства стремлению вовне, зависимости от среды.
При интерпретации основных цветов М. Люшер считает также, что они символизируют следующие психологические потребности:
№ 1 (синий)—потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
№ 2 (зеленый) —потребность в самоутверждении;
№ 3 (красный)—потребность активно действовать и добиваться успеха;
№ 4 (желтый) —потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.
Если основные цвета находятся в 1–5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6—8-й позициях—имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.
Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал с учетом следующих исходных посылок.
Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, что способствует поддержанию работоспособности.
Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также способствует поддержанию работоспособности
Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности, иногда без четкого осознания ее деталей, планы на дальнейшую работу.
Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они во второй половине ряда и разделены друг от друга—прогноз менее благоприятный.
Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-м месте, он обозначается знаком «—», и все остальные, что за ним (7–8-я позиции), также обозначаются знаком «—». Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.
В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком «–», например:
А А А
1 6 О
Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением...). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.
В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.
Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, то фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним знаком «!»); если цвет в 7-й позиции—ставится два знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции–ставится три знака (!!!). Таким образом, может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:
! !! !!!
А А А
2 1 4
Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый—не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию—ставится «!», если 2-ю позицию—ставится «!!», если 1-ю позицию, ставят «!!!». Таким образом, их может быть 6, например:
!!! !! !
С С С
+ + +
6 0 7
Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.
Практическим итогом полученных результатов тестирования (с учетом количества знаков «!») могут быть мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, по аутогенной тренировке. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности (в данном случае по количеству уменьшения числа знаков «!»).
Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней, 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.
Обращается внимание на соотношение 1-й и последней позиций (1-8) имеет ли место компенсация? По нормальной ли схеме она построена?
Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация): нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й позиции и серый в 3-й позиции явно символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.
Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, психологических особенностях.
То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов №№ 6, 7, 0 в 1-й позиции) и данных анкетирования и наблюдения дает основание с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.