Всероссийская олимпиада школьников. Учебный год
Учебный год
Муниципальный тур
Теоретический тур
КЛАСС
Задание 1.Задание включает 30 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов.
1. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как они
а) произошли от водорослей
б) в основном живут на болотах
в) были вытеснены папоротниковидными
г) не имеют тканей
2. Из зиготы у сосны обыкновенной образуется
а) эндосперм
б) семя
в) зародыш семени
г) шишка
3. По каким морфологическим признакам сурепку обыкновенную, пастушью сумку, ярутку полевую относят к семейству крестоцветных (капустных)
а) имеют стержневую корневую систему
б) жилкование листьев ‑ сетчатое
в) четырехчленные цветки образуют соцветие кисть
г) пятичленные цветки образуют соцветие корзинка
4. Рожь и василек относятся к
а) одному семейству
б) разным семействам одного класса
в) разным классам одного отдела
г) разным отделам
5. Тело в виде таллома характерно для водорослей и
а) бактерий
б) хвощей
в) плаунов
г) лишайников
6. К низшим растениям относятся
а) водоросли
б) водоросли и папоротниковидные
в) водоросли и мхи
г) грибы
7. Зооспоры образуются у водорослей для
а) переживания неблагоприятных условий
б) формирования зиготы
в) бесполого размножения
г) прикрепления к субстрату
8. Усложнение в строении папоротников по сравнению с мхами состоит в появлении у них
а) стеблей
б) корней
в) листьев
г) ризоидов
9. Эфемероиды – многолетние травянистые растения, у которых вегетация надземных побегов заканчивается в короткий отрезок времени ‑ это
а) тюльпан и нарцисс
б) астры и гладиолусы
в) календула и львиный зев
г) георгины и пионы
10. Амеба обыкновенная передвигается с помощью
а) жгутиков
б) ресничек
в) не передвигаются
г) выпячивания ложноножек
11. К типу Кишечнополостные относятся
а) брюхоногие моллюски
б) круглые черви
в) плоские черви
г) медузы
12. Мальпигиевы сосуды насекомых - это
а) органы пищеварительной системы
б) органы кровеносной системы
в) органы дыхательной системы
г) органы выделительной системы
13. Жуки - относится к отряду
а) жесткокрылых
б) прямокрылых
в) чешуекрылых
г) перепончатокрылых
14. У какого из перечисленных позвоночных животных нет сердца?
а) рыбы
б) круглоротые
в) земноводные
г) ланцетник
15. К рыбам, живущим в морях, а нерестящимся в реках, относится
а) карась
б) щука
в) горбуша
г) треска
16. Какая часть скелета имеется у рыб, но отсутствует у лягушек
а) ребра
б) зубы
в) позвоночник
г) череп
17. Кто из пресмыкающихся имеет четырехкамерное сердце?
а) черепаха
б) змея
в) гатерия
г) крокодил
18. Какая часть скелета птицы отсутствует у других животных
а) цевка
б) таз
в) плечевой пояс
г) шейный отдел позвоночника
19. Укажите часть тела, характерную только для млекопитающих
а) подвижные веки
б) челюсти
в) ушная раковина
г) рострум
20. Желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, почки находятся
а) только в грудной полости
б) только в брюшной полости
в) и в грудной, и в брюшной
г) вне полостей
21. В клетках ротовой полости человека есть фермент каталаза. Какую химическую реакцию он ускоряет?
а) расщепление жиров на глицерин и жирные кислоты
б) разложение пероксида водорода на воду и кислород
в) синтез белков из аминокислот
г) образование крахмала из глюкозы
22. Признаки, характеризующие человека как представителя класса Млекопитающих
а) тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей
б) живорождение и вскармливание потомства молоком
в) формирование на ранних стадиях развития осевого скелета
г) четырехкамерное сердце и постоянная температура тела
23. Укажите кость, являющуюся лишней в данной группе
а) скуловая
б) носовая
в) верхнечелюстная
г) лобная
24. В гуморальном иммунитете участвуют
а) Т-лимфоциты
б) В-лимфоциты
в) антитела
г) антигены
25. Уровень глюкозы в крови повышает
а) инсулин
б) гликоген
в) глюкагон
г) тироксин
26. Резиновый жгут для остановки кровотечения летом накладывают на
а) 30 минут
б) 2 часа
в) 40 минут
г) 60 минут
27. К важнейшим органическим веществам клетки относятся
а) вода и гидроксиды (основания)
б) углеводы и кислоты
в) жиры и минеральные соли
г) нуклеиновые кислоты и белки
28. Отметьте одно из положений клеточной теории
а) Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов
б) Все живые организмы состоят из клеток, объединенных в ткани, а далее в органы
в) Основным способом питания живых организмов является фотосинтез
г) Клетки живых организмов состоят только из органических веществ
29. Какую функцию выполняет аппарат Гольджи?
а) синтез белка
б) транспорт веществ
в) образование лизосом
г) синтез углеводов
30. Какой из рисунков соответствует первичной структуре белка?
а) а
б) б
в) в
г) г
а | б | в | г |
Задание 2. Задание включает 5 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 1-го до 5-ти). Индексы выбранных ответов внесите в матрицу ответов.
1. Признаки, характерные для голосеменных
а) в цикле развития преобладает спорофит
б) хорошо размножаются вегетативным способом
в) только древесные растения – деревья, кустарники, редко лианы
г) семязачатки располагаются открыто на чешуях женских шишек
д) произрастают в водной и наземно-воздушной средах обитания
2. Отметьте насекомое, не относящееся к отряду двукрылых
а) медоносная пчела
б) наездник
в) бычий слепень
г) комнатная муха
д) шершень
3. Непостоянную температуру тела имеют
а) варан
б) сизый голубь
в) зеленая лягушка
г) утконос
д) сибирский углозуб
4. Укажите методы исследования физиологии человека
а) лабораторный анализ
б) вскрытие тела
в) флюорография
г) рентгенография
д) электрокардиография
5. Чем человек отличается от человекообразных обезьян?
а) наличием четырехкамерного сердца
б) прямохождением
в) наличием сводчатой стопы
г) наличием ногтей
д) S-образным позвоночником
6. Примерами полового размножения животных является
а) почкование гидры
б) нерест рыб
в) деление обыкновенной амебы
г) партеногенез ящериц
д) развитие рабочего муравья из зиготы
7. Растения, как и грибы
а) растут в течение всей жизни
б) имеют ограниченный рост
в) всасывают питательные вещества поверхностью тела
г) питаются готовыми органическими веществами
д) имеют клеточное строение
8. Живая оболочка Земли – биосфера ‑ включает
а) нижнюю часть атмосферы
б) верхнюю часть литосферы
в) всю литосферу
г) всю атмосферу
д) всю гидросферу
9. Укажите функции эндоплазматической сети
а) образует лизосомы
б) обеспечивает транспорт веществ в клетке
в) Разделяет цитоплазму на отдельные отсеки
г) Обеспечивает сообщения соседних клеток
д) Участвует в процессах клеточного кислородного дыхания
10. Укажите важнейшие свойства, присущие всем живым существам
а) Обмен веществ
б) Самовоспроизведение
в) Рост и развитие
г) Самообразование
д) Раздражимость
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в матрицу ответов.
21. При бесполом размножении новый организм может возникнуть из одной клетки или из нескольких неполовых клеток материнской особи.
22. Наружная плазматическая мембрана имеется у всех клеток.
23. Свойство воды, поддерживающее тепловой баланс в организме, проявляется благодаря наличию водородных связей между ее молекулами.
24. Нефрон – это структурная единица нервной ткани.
25. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособления организма к условиям среды.
26. Митохондрии – органоиды, свойственные исключительно животным клеткам.
27. У всех животных-гермафродитов размножение происходит в результате самооплодотворения.
28. Ушная раковина есть только у млекопитающих.
29. У окуня отсутствует печень.
30. Шишка – это плод сосны.
Задание 4. Заполните таблицы матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между признаком растения и систематической группой, к которой оно принадлежит.
ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ | ГРУППЫ РАСТЕНИЙ | ||
1) | наиболее древние низшие растения | А) | Водоросли |
2) | господствующая группа растений на Земле | Б) | Покрытосеменные |
3) | не имеют органов и тканей | ||
4) | имеют вегетативные и генеративные органы | ||
5) | имеют приспособления к опылению, распространению плодов и семян | ||
6) | тело состоит из множества сходных клеток |
2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом. Впишите в таблицу выбранные ответы, используя коды (буквы).
Типы желез | Характеристики желез | ||
А) | внешней секреции | 1) | имеют выводные протоки |
Б) | внутренней секреции | 2) | вырабатывают химически активные вещества - гормоны |
3) | выделяют секрет в полость тела или органа | ||
4) | участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности | ||
5) | образуют пищеварительные ферменты |
3. Установите соответствие между перечисленными в левой колонке определениями и терминами, представленными в правой колонке.
1) | Группа клеток, имеющих сходное строение и выполняющих одинаковую роль | А) | Фотосинтез |
2) | Клетка, образующаяся при слиянии двух гамет | Б) | Ткань |
3) | Процесс образования органических веществ в зеленых частях растений | В) | Образовательная ткань |
4) | Процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа каждой живой клеткой растения | Г) | Обмен веществ |
5) | Ткань, клетки которой непрерывно делятся, образуя новые клетки | Д) | Зигота |
6) | Поступление веществ в растения из внешней среды и переход веществ из растения во внешнюю среду | Е) | Дыхание |
4. Установите соответствие между изображениями тканей животных и группами, к которым они относятся.
Изображения тканей животных | Группы тканей | ||||
А) | эпителиальная | ||||
Б) | соединительная | ||||
В) Г) | мышечная нервная | ||||
Задание 5.Реклама многих противогриппозных средств обещает быстрое снижение температуры, снятие боли в горле и прекращение насморка. Могут ли эти качества рекламируемых продуктов привести к более быстрому выздоровлению, и почему?