Критерии и методики определения
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Выделяют две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и психолого-педагогические.
Медицинские критерии
К медицинским критериям готовности детей к обучению в школе относятся: уровень физического развития и состояние здоровья.
Определение уровня физического развития
Физическое развитие — это непрерывно протекающие физиологические процессы, которые характеризуются комплексом морфофункциональных свойств. Фи-
веское развитие человека обусловлено генетическими и социальными, факто-рами-
пр„ оценке физического развития, как правило, проводят определение трех ос
„овных показателей: r l c
I ■ длины тела (рост сидя и стоя);
а массы тела;
• окружности грудной клетки.
?0ШсГГ рТРЯеТСЯ С П°М0ЩЬЮ ДереВЯНН0Г0 *& складного металлического РГмежлоп!т Н°К Д°ГеН СТ°ЯТЬ ПРЯМ°' КаСаясь'Р°«омера пятками, ягодицами, межлопаточнои областью, расправив груДЬ) Добрав живот, вытянув руки по швам, держа пятки вместе, носки врозь. Голова должна находиться в такс
ТиТонТаяьГ ЛИНИЯ' С°еДИНЯЮЩаЯ НаРУЖный угол глаза и козелок уха, был. горизонтальной.
Рост сидя измеряется у ребенка, сидящего на о№мт,,оо,„т,„,"
тпчрпя Р*>йо„„ откидывающейся скамейке рос-
томера, геоенок должен касаться стоики ростойетра »mirm,„.„,
„йпягтыг, тт„™ у!сфа_ягодицами и межлопаточной
ооластью, держа голову в описанном выше положений
Масса тела (вес) определяется на выверенных медицинских весах
Окружность грудной клетки измеряется сантим^™™™-, ™ - ,-
ютохе norm™ „ / "^иметровои лентой при глубоком
посторонним пЫД°Хе И Т." (В П°СЛеДНШ СЛУЧаС обслеДУемого нужно отвлечь
его Х21РаЗГ0В0Р°М)-ЛбНТа Я°ЛЖНа ПЛ0ТН° ПрИлегать к телУ> ™ не стягивать его Накладывают ее сзади под нижними углами лопаток, спереди - у нижнего края околососкового кружка. У девочек с началом развития грудных желез - на уровне верхнего края сочленения 4 ребра с грудИН0й
но и~пя 0ПРеДеле™рИЗНаК°В ФИЗИЧеск°горазвитияребенкацелесообраз-но исследовать некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокоа Щении, артериальное давление, жизненную емкость легких и мьше^уГси^Гк
чево1~и2TZX СОтЩеНий °ПРеДеЛЯеТСЯ "У™ ™™ пульса на лу
не менГиГЛЬНОе давЛШШ ИШеР*еТ тонометром после того, как исследуемый
не менее часа находился в покое. Ребенок должен лежать »„« ™™ Т
положении п,™ лежать или сидеть в удобном
положении, расположив руку на уровне сердца ПЬ™,,,™ „
должна гпгтяв„ л/о Ширина манжетки тонометра
должна составлять 2/3 длины плеча. v
спир^тГис ШК0СтЬ МгШХ °ПреДеЛЯеТСЯ ПРИ помощи водяного или сухого спирометра, исследуемый должен глубоко вдохнуть, взять в рот мундштук спи-
^ТыГаюИтСдДГЬ — ВЫД°Х- f МеР-ие повторяют нескГь/ораз и учитывают данные, полученные после наиболее глубокого выдоха
ПомещаГсГл *" Т"" ИЗМерЯ6ТСЯ ДИНамо^тром, который должен удобно
С произве ' ЫТЯНУВ ПРЯМУЮ РУКУ ВП6РеД ИЛИ В СТ0Р0Н^ —дуемому
меГе трехТа и МаКСИМаЛШ°е ^^ Д1™>меТра. Измерение проводят „I
менее трех раз и учитывают максимальный результат uHm»„n, „
ется гтля кя^гт^й У^ьтат. Мышечная сила определя-
16 Возрастная анатомия |
йся для каждой руки отдельно.
Таблица 10.1. Схема комплексной оценки состояния здоровья детей | ||
Группа | Отклонения | Профилактические мероприятия заболеваний |
1. Клинически здоровые дети | Без каких-либо функциональных отклонений с нормальным физическим развитием, редко болеющие | I Профилактическое привитие ! навыков физической культуры, I соблюдение гигиенических правил |
2. Клинически здоровые дети с незначительными морфологическими и функциональными отклонениями | Гипертрофия миндалин без ангин; увеличение щитовидной железы I-II степени; систолический шум; единичный кариес; экстрасисто-лия (аритмия сердца); гипо- и гипертония | i Обследования, врачебное на-: блюдение, повышение неспеци-! фического иммунитета, лечебно-I физкультурные мероприятия ! 1 \ 1 |
3. Дети с хроническими заболеваниями в компенсированной форме | Ряд хронических заболеваний в компенсированной форме и выраженных отклонений в состоянии здоровья, которые исчезают после короткого поликлинического лечения | 1 Своевременная диагностика, ; лечение и профилактика обост-1 рений. Санаторно-курортное лечение |
4. Дети с хроническими заболеваниями | Хронические заболевания, требующие длительного лечения и диспансеризации | 1 Постоянное наблюдение у врача-специалиста. - Санаторно-курортное лечение |
5. Больные дети с явными клиническими и функциональными нарушениями | Существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в школе | : Постоянное наблюдение у врача-специалиста и медицинский учет по показаниям |
Выделяют четыре группы физического развития:
1. Нормальное физическое развитие — масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту: от М - lcr до М + 2а*.
2. Дети с дефицитом массы тела, отставанием окружности грудной клетки или обоих показателей более чем на М - 1а.
3. Дети с избытком массы тела (более чем М + 2а).
4. Дети с резким отставанием, общей задержкой физического развития (длина тела меньше М - 2а).
Дети 2-4 групп физического развития нуждаются в соответствующем наблюдении и обследовании, тщательном анамнезе**, проведении дополнительных исследований, включая определение зубного и костного возраста ребенка при общей задержке физического развития. Дети, имеющие дефицит массы тела и отставание в окружности грудной клетки, должны наблюдаться у педиатра, а с избыточной
* Сигма, или среднеквадратичное отклонение, — статистический параметр, отражающий разброс индивидуальных показателей в вариационном ряду.
** Анамнез — сведения об условиях жизни человека, предшествовавших данному моменту времени.
асСой тела и низким ростом — у эндокринолога. У первых может быть общая
.держка развития, а у вторых — элементарное ожирение.
: Для индивидуальной оценки уровня физического развития необходимо знать возраст ребенка к моменту обследования, при этом учитывается количество пол-Bbix лет, месяцев и дней (к 7-летним относятся дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев д0 7 лет 5 месяцев 29 дней).
Уровень физического развития оценивается посредством сопоставления показателей каждого обследованного ребенка со средними величинами параметров данной возрастно-половой группы, характерных для каждого региона.
Оценка состояния здоровья \ ;
Существует схема комплексной оценки состояни#. здоровья, по которой все дети в зависимости от морфологического и функционального состояния организма и физического развития подразделяются на 5 групп (табл. 10.1).
10.3.2. Психолого-педагогические критерии
Ориентировочными критериями готовностя^детёй к школе являются: уровень школьной зрелости; чистота фонематического, восприятия; степень психосоциальной зрелости.
Уровень школьной зрелости
Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка, достаточно труден для детей. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы, в дальнейшем из них формируются' группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними необходимо при поступлении в школу определить уровень школьной зрелости.
, Школьная зрелость — это уровень морфологического и психофункционального развития, который позволяет определить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку и вызывать нарушения здоровья.
Первоклассник должен уже обладать целым рядом признаков школьника — быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
В соответствии с умственным уровнем развития ребенок должен обладать: | ■ дифференцированным восприятием; £ ■ произвольной концентрацией внимания; ,■ аналитическим мышлением (способностью постигать существенные признаки и связи между явлениями, способностью воспроизводить образец);
■ рациональным подходом к действительности;
■ логическим запоминанием;
■ интересом к работе с поставленной целью;
■ интересом к новым сведениям;
■ разговорной речью;
" развитой тонкой моторикой рук и зрительно-двигательной координацией К признакам эмоционального компонента школьной зрелости относятся достц», ние сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (малое количество щ, пульсивных реакций) и использование эмоциональной емкости при мотивирОВа нии школьных занятий.
Социальная зрелость проявляется в потребности ребенка общаться с друГ11 ми детьми, подчинении интересам и принятым условностям детских групп, сш собности взять на себя социальную роль школьника в обучении.
Для определения школьной зрелости существует комплекс методов: тестовая беседа, тест Керна - Ирасека.
Тестовая беседа дает возможность собрать сведения о представлениях ре. бенка, его ориентировке, семейной ситуации. Именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребенка в ситуацию психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости нужно возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения, и уточнять ответы.
Вопросы к беседе:
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. (Вопросы, касающиеся родителей, луч
ше задавать, предварительно узнав от взрослых, есть ли отец, мать, участвуют ли они
в воспитании ребенка,).
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, — тетей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель и пр.?
<5. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
<g. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.?
■\д. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
•|9. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше — корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног — у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3/.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь;?
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл. Ребенок получает 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы одного пункта.
К контрольным относятся вопросы: 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим
образом: 7"
4 — за полный домашний адрес с названием города — 2 балла; "7 — если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, — 1 балл, если ребенок называет возраст с учетом месяцев — 3 балла; ■ '
10 — за обоснованный по признакам ответ (более 3 признаков) —- 2 балла, до , Ж 3 признаков — 1 балл;
14 — за каждое правильное указание применения школьной атрибутики — 1 балл; 22 —- за правильный ответ — 2 балла. Вопрос 15 оценивается совместно с 14 и 16. Если за вопрос 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на 15 или 16 вопрос, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе.
Правильными считаются достаточно полные ответы, соответствующие поставленному вопросу. Например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха — две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»; «Папа работает на работе», а также если ребенок путает времена года, их признаки.
Одни дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что наиболее благоприятно), другие —- на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель, веселые переменки и т. д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями.
Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 25-29 баллов, средне-зрелыми — 20-24 балла, незрелыми — 15-19 баллов. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему психологическому обследованию.
Тест Керна - Ирасека часто используется для ориентировочной оцен I уровня развития школьно-необходимых функций. Тест включает три задания:
■ рисование фигуры человека по представлению;
■ графическое копирование фразы из письменных букв;
■ срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Рисование фигуры человека по представлению дает возможность выявить зави симость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, развитие абстрактного мышления.
Выполнение второго и третьего задания теста демонстрирует уровень раз. вития у ребенка способности к произвольному поведению, т. е. он должен про-явить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе а течение необходимого времени. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте абстрактными формами, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, эти задания дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координации, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Если тест проводят в группе, то проверяют также способность ребенка подчиняться работе в коллективных условиях.
Инструкция к использованию теста школьной зрелости Керна - Ирасека: ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которого записываются имя, фамилия ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Дается инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-нибудь дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь, предупреждение ребенка об ошибках и недостатках рисунка не допускаются. Если какой-нибудь разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Когда ребенок начнет рисовать его можно подбодрить: «Видишь, как ты хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо объяснить, что все рисуют дядю, поэтому и он(а) должен нарисовать дядю. Если же ребенок все-таки начал рисовать женскую фигуру, молено разрешить ему ее дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую фигуру.
Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого заранее написан образец фразы (2 задание) и конфигурация из 10 точек (3 задание).
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-тс написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог (смогла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши то же самое». Если кто-нибудг из детей не рассчитает длину графы, и третье слово у него не будет помещаться, ребенку нужно объяснить, что его можно написать ниже или выше.
Инструкция к третьему заданию: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) ря-
также их нарисовать». Необходимо указать, где нужно рисовать, так как у неко-
Д°рых детей может снизиться внимание. За детьми все время следует наблюдать и
дать краткие пометки об их поведении: обращать внимание на то, какой рукой
^„ущий школьник пишет, не перекладывает ли он во время работы карандаш из
дной руки в другую; не вертится ли, не падает ли у ребенка карандаш; нужно ли
его при работе постоянно хвалить и пр.
£u O0++ |
з c^jla а<%1л ъаи. |
с^< |
< ш) |
• • . •, • • • • • ., ♦ • . |
* |
*>£& |
Рис. 10.1. Определение школьной зрелости по тесту Керна - Ирасека |
Образцы выполнения заданий представлены на рис. 10.1.
. Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (в, худшая).
Задание 1. Рисование мужской фигуры. 1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем тулова ще). На голове — волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице — глаза нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Призна. ки мужской одежды. Рисунок должен быть сделан так называемым синтетичес-ким способом, т. е. контурным изображением с соблюдением пропорций.
2 балла — выполнение всех требований, предъявляемых к оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но все части лица должны быть нарисованы.
3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2. Имитация написанного текста.
1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить буквы, что на образце (но не больше). Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии не более чем на 30".
2 балла — предложение можно прочитать. Величина букв близка к образцу, и их прямота не обязательна.
3 балла — буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.
4 балла — с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа имеет видимость «письма».
5 баллов — каракули.
Задание 3. Срисовка группы точек.
1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.
2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить три точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.
3 балла — общее впечатление — похоже на образец. Высотой и шириной отличается не более чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180".
. баяла — рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов — каракули.
Яетей с результатом в 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему меди-О.педагогическому обследованию. Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3-5 баллов, средне-зрелы-мй _а 6-9 баллов и незрелыми — 10 и более баллов.