Смута и великое беззаконие
После того, как Всевышний Аллах упомянул о том,
что верующие – помощники друг друга, Он запретил дружбу с неверными.
Как передаёт аль-Хаким от Усамы,
что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا يَتَوَارَثُ أَهْلُ مِلَّتَيْنِ، وَلَا يَرِثُ مُسْلِمٌ كَافِرًا، وَلَا كَافِرٌ مُسْلِمًا»
«Приверженцы двух религий не наследуют друг от друга,
мусульманин не наследует от неверного, неверный не наследует от мусульманина».
А затем прочитал: ﴿وَالَّذينَ كَفَرُواْ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُنْ فِتْنَةٌ فِى الاٌّرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ ﴾
Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу.
И если вы не будете поступать таким образом,
То на земле возникнут смута и великое беззаконие».
Достоверный хадис на условиях двух шейхов по мнению аль-Хакима.
В двух Сахихах также приводится хадис от Усамы бен Зайда,
в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا يَرِثُ الْمُسْلِمُ الْكَافِرَ وَلَا الْكَافِرُ الْمُسْلِم» «Мусульманин не наследует от неверного,
неверный не наследует от мусульманина»[55].
Смысл слов Аллаха: ﴿إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُنْ فِتْنَةٌ فِى الاٌّرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ ﴾
И если вы не будете поступать таким образом,
То на земле возникнут смута и великое беззаконие
– т.е. не будете сторониться многобожников и помогать верующим,
то случится большая смута среди людей – верующие перемешаются с неверными,
и случится большое беззаконие среди людей.
…………………………………………………………
Аллах сказал далее:
وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَـهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالَّذِينَ ءَاوَواْ وَّنَصَرُواْ أُولَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقّاً لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ
(74) А те, которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха,
и те, которые приютили и помогли, - они - верующие;
Обязательством для них - прощение и щедрый удел.
وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ مِن بَعْدُ وَهَاجَرُواْ وَجَـهَدُواْ مَعَكُمْ
فَأُوْلَـئِكَ مِنكُمْ وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـبِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ
(75) А те, которые уверовали потом и выселились и боролись вместе с вами,
- они - из вас; обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха. Поистине, Аллах о всякой вещи знающ!
Всевышний Аллах упомянул о положении верующих в этой жизни,
затем о том, что их ждёт в жизни вечной. Он также сообщил о истинно верующих,
как и в начале суры, а также о том, что Он воздаст им прощением грехов, и щедрым уделом, хорошим, благим, достойным, постоянным, и непрерывным подобное не надоест и не пресытится, в силу разновидностей уготованного райского воздояния.
Аллах Всевышний также сообщил, что их последователи
при жизни в их вере и в благих делах, будут с ними в жизни вечной.
Как сказал ещё Всевышний Аллах: ﴿وَالسَّـبِقُونَ الاٌّوَّلُونَ﴾ «И опередившие первые». (9:100)
Он также сказал: ﴿وَالَّذِينَ جَآءُوا مِن بَعْدِهِمْ﴾ А те, которые пришли после них. (59:10)
в достоверном хадисе, текст которого согласован и достоверен с разными иснадами, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«الْمَرْءُ مَعَ مَنْ أَحَب» «Человек с тем, кого возлюбил».[56]
Что касается слов Аллаха: ﴿وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـبِ اللَّهِ﴾
Обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха – по решению Аллаха.
Здесь подразумеваются все родственники, а не только те, чья доля наследства не определенна конкретно, такие как: тётя по матери, дядя по матери, дети дочерей, дети сестёр и т. п., как считают некоторые. На самом деле смысл аята общий, включает в себя все виды родства. Ибн Аббас, Муджахид, Икрима, аль-Хасан, Катада и др. считают,
что этот аят отменяет наследование по признаку союзничества и духовного братства, которое практиковалось в первое время. И поэтому в аяте подразумеваются
все родственники, которым не положено завещание.
Сторонники этого мнения приводят хадис:
«إِنَّ اللهَ قَدْ أَعْطَى كُلَّ ذِي حَقَ حَقَّهُ فَلَا وَصِيَّةٍ لِوَارِث» «Аллах уже дал каждому
обладателю права его права, а посему нет завещания для наследника».[57]
Они считают, что если человек имеет названные Аллахом права на наследство,
то ему не полагается завещанное имущество. Аллах знает лучше.
[1] Этот хадис приводят Ахмад, 5/323–324 и аль-Хаким, 2/326.
[2] Аль-Бухари и Муслим.
[3] Т.е. они будут наслаждаться блаженствами там.
[4] Аль-Бухари (3953), ан-Насаи (11557).
[5] То есть лучшими из ангелов.
[6] Шейх Ахмад Шакир сообщает, что это повествование с достоверным иснадом.
[7] Аль-Муснад (70/2), Сунан Абу Дауд (2647), Сунан ат-Тирмизи (1716), Сунан ибн Маджах (3704).
[8] Передает ат-Табари в своём тафсире (13/439).
[9] Сахих аль-Бухари (2766), Сахих Муслим (89).
[10] Муслим (1763), аль-Муснад (221).
[11] Аль-Муснад (5:4312, аль-Хаким 2/329).
[12] Аль-Бухари (4647).
[13] Аль-Хаким в "аль-Мустадрике" (2/327).
[14] Аль-Муснад (3/112), ат-Тирмизи (2140), достоверный хадис у аль-Албани.
[15] Аль-Муснад (4/165).
[16] Аль-Муснад (5/337), ат-Тирмизи (2169)
[17] Имеется в виду всё запретное.
[18] Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.
[19] Распространённый метод решения спорных вопросов в доисламской Аравии, когда все заинтересованные лица писали свои имена на стрелах и смешивали их, а потом вытягивали стрелы по одной из общей связки.
[20] Имеются в виду расположившиеся на палубе.
[21] Речь идёт о разместившихся в трюме.
[22] Аль-Муснад (4/269), аль-Бухари (2493, 2686).
[23] Аль-Муснад (6/304) с достоверным иснадом.
[24] Фатх аль-Бари (7/413)
[25] Аль-Бухари (3983), Муслим (2494)
[26] Муслим (43/67)
[27] Аль-Бухари (14).
[28] Аль-Бухари (4647, 4649)
[29] Тафсир ибн Джарир (9/154)
[30] АЛЬ-Муснад (3/29), аль-Хаким (4\361)
[31] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189).
[32] Ахмад (197/4)
[33] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189)
[34] Аль-Бухари (25), Муслим (22/36)
[35] Аль-Бухари (2810), Муслим (149/1904)
[36] Аль-Бухари (4269), Муслим (96/159)
[37] Аль-Байхаки в сунан аль-Кубра (324/6).
[38] Аль-Муснад (5/316).
[39] Аль-Бухари (3951).
[40] Тафсир Ибн Джарир (9/10)
[41] Сахих аль-Бухари 2818, Муслим 1742.
[42] Аль-Муснад 154/4, Сахих Муслим 1917, Сунан Абу Дауд 2514, Сунан ибн Маджах 28/13.
[43] Аль-Муснад 144/4
[44] Аль-Муватта 414/2, аль-Бухари 2371, Муслим 937.
[45] Аль-Муснад 395/1.
[46] Сахих аль-Бухари 2850
[47] Заваид аль-Муснад 90/1
[48] Аль-Бухари 4330, Муслим 139/1061.
[49] Муслим (140/1901)
[50] Аль-Бухари (335), Муслим (3/521)
[51] Сира ибн Хишам (2/271)
[52] Аль-Бухари (3048)
[53] Аль-Бурахи 6747
[54] Аль-Муснад (5/352), Муслим (3/1731)
[55] Аль-Бухари (6764), Муслим (1/1614)
[56] Аль-Бухари (6168), Муслим (165/2640)
[57] Абу Дауд (2870), ат-Тирмизи (2120), ан-Насаи (3143), ибн Маджах (2713) достоверный по мнению аль-Албани.