Примерный распорядок дня
Рациональная организация труда и отдыха студентов в основной и экзаменационный периоды
Источник: Студентам. Психологическая помощь // Ставропольский государственный университет, 2006-2012. URL: http://www.stavsu.ru/page.aspx?path=student&idpage=132
Как известно, умение полностью использовать свое время отличает успешного человека от неудачника в любой области, особенно в сфере обучения и саморазвития. Цель управления временем - организовать его так, чтобы вы могли делать то, что хотите, с большей результативностью и удовольствием. Попытаемся рассмотреть проблему управления временем целостно, т.е. вопрос не в том, сколько у вас есть времени, а в том, на что вы его используете?
Итак, основными задачами управления временем являются:
1. Рационально планировать свое рабочее и свободное время
2. Эффективно организовывать свое рабочее место
3. Эффективно использовать общение и обучение
По определению выдающихся ученых психологов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн активность личности определяется ее психофизиологическим здоровьем. Однако, нам часто приходится наблюдать спад умственной и физической работоспособности как у других людей, так и у себя. Мы невольно становимся «заложниками» утомления и переутомления, основной причиной которых является неправильная, спонтанная или хаотичная организация своего режима труда и отдыха, неумение заранее планировать свой день, неделю и если, хотите месяц. В результате этого в процессе учебно - трудовой деятельности у человека может развиваться состояние пониженной работоспособности - утомление, субъективно воспринимаемое в виде чувства усталости.
Утомление — снижение работоспособности, выражающееся в количественном и качественном ухудшении результатов привычной деятельности. Характер проявления и степень утомления зависят от возраста, индивидуальных особенностей функционального состояния центральной нервной системы и состояния здоровья человека. Утомление обратимое физиологическое состояние. Утраченная работоспособность восстанавливается при отдыхе. Утомление можно рассматривать как своего рода защитную реакцию организма от возможного переутомления!
Существуют многочисленные гипотезы, объясняющие природу утомления. Наиболее обоснованной из них является центрально-нервная гипотеза, в соответствии с которой ведущую роль в возникновении утомления играет снижение работоспособности клеток коры головного мозга. Утомление возникает в результате изменения соотношения основных корковых процесса: начинают преобладать процессы торможения над процессами возбуждения. +При переутомлении в центральной нервной системе возникают явления перевозбуждения, следствием которого может быть плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница. Переутомление может привести к неврозам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической, язвенной болезням, снижению защитных сил организма. Переутомление может быть причиной повышенного травматизма. Для ликвидации переутомления необходимы продолжительный отдых, а иногда и специально организованные лечебно-профилактические мероприятия.
У лиц молодого возраста умственное переутомление возникает значительно быстрее, чем у взрослых, главным образом вследствие недостаточной зрелости нервной системы и более быстрого истощения клеток коры головного мозга. Умственное переутомление, особенно если оно носит систематический характер, неблагоприятно отражается на состоянии здоровья, сказывается не только на работоспособности, но и на самочувствии, внешнем виде, поведении и психике.
Рациональная организация труда и отдыха
В основной учебный период
Примерный распорядок дня
Первая фаза – фаза врабатывания: нарастание работоспособности в первые 0,5-1,5 ч до максимальных величин. В самом начале фазы врабатывания уровень показателей сравнительно невысокий, наблюдается определенная напряженность физиологических функций. Объясняется это влиянием на студентов до начала занятий различных побочных факторов.
Вторая фаза – фаза устойчивой высокой работоспособности. Она продолжается 1,5—3 ч. Для фазы устойчивой работоспособности характерен высокий уровень производственных и физиологических показателей, снижение напряженности физиологических функций.
Третья фаза - фаза снижения работоспособности. Перед обеденным перерывом и перед концом 1 смены появляются признаки утомления. В стадии развивающегося утомления уровень производственных показателей начинает снижаться, ухудшается качество работы, нарастает напряженность физиологических функций.
Динамику работоспособности в течение рабочего дня можно изобразить графически: подъемом в стадию врабатывания в диапазоне от нескольких минут до 1,5 ч, затем она устанавливается на высоком уровне и остается на таком уровне до нескольких часов (отражает стадию устойчивой работоспособности). В стадии развивающегося утомления кривая работоспособности снижается.
Во второй половине рабочего дня, т.е. после обеденного перерыва, стадии последовательно повторяются. Однако, они отличаются от стадий первой половины дня. Период врабатывания короче, устойчивая работоспособность устанавливается на более низком уровне, а стадия развивающегося утомления проявляется быстрее. В некоторых случаях в конце работы отмечается не снижение, а возрастание работоспособности. Это явление носит название "конечного порыва". В данном случае повышение работоспособности — результат эмоционального подъема в преддверии окончания работы.
В соответствии с этим можно распланировать и составить примерный режим дня. Режим труда и отдыха в течение рабочего дня следует строить таким образом, чтобы обеспечить рациональное чередование времени работы человека с регламентированными перерывами на отдых и обед. Определенный, привычный ритм или режим наиболее благоприятен, оптимален для нервной системы студентов в данных конкретных условиях, к нему приспосабливается и вся физиологическая деятельность организма. Необходимость ритмичности труда объясняется физиологическими особенностями деятельности нервных центров, которые наиболее экономично функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения.
Под рациональным режимом труда и отдыха понимается такое соотношение периодов труда и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение возможно длительного времени.
Отдыхскладывается из двух периодов: восстановления снизившейся работоспособности и упрочения достигнутого состояния восстановленности.
Перерыв в работе должен наступать до появления выраженного понижения работоспособности. Таким путем осуществляется профилактика утомления.
1. Во время перерывов целесообразнее находиться на открытом воздухе или в хорошо проветренных рекреационных помещениях в зависимости от вида предшествующей деятельности.
2. Во время теоретических занятий учащиеся могут выполнять легкие дыхательные упражнения.
3. Гимнастика в течение учебного дня позволяют сохранить высокую работоспособность и предотвращают раннее наступление утомления.
Великим русским физиологом И.М. Сеченовым было установлено, что активный отдых более эффективен, чем пассивный. Объясняется это тем, что при активном отдыхе быстрее и полнее восстанавливается нормальное состояние нервных процессов.
Для периодов убывающей работоспособности необходимы регламентированные перерывы в работе, способствующие восстановлению физиологических функций организма. В частности, снижение работоспособности к концу рабочего дня снимается достаточно длинным обеденным перерывом. Перерыв на обед наиболее целесообразно устраивать не позже, чем через 4-5 часов после начала работы (отклонение 30 мин).
Длительность обеденного перерыва от 20 до 60 мин в зависимости от степени напряженности труда.
Оптимальным считается десятиминутный перерыв.
Таким образом, эффективность труда и отдыха во многом зависит от того, насколько правильно учитываются закономерности суточных изменений происходящих в организме человека, так называемый жизненный цикл человека. Физиологические функции человека в течение суток изменяются в строго определенном порядке и наивысший уровень работоспособности отмечается с 9 до 20 ч. В этом интервале времени учащиеся могут выполнить максимум работы при минимальных затратах энергии.
Рационально установленный распорядок дня не рекомендуется часто менять.
Работоспособность человека подвержена определенным изменениям не только в течении дня, но и недели. В первые дни недели она постепенно увеличивается в связи с вхождением в работу, достигает максимума на третий день, затем начинает снижаться и достигает минимума к концу недели. К началу нового рабочего дня работоспособность восстанавливается, однако ее устойчивость в каждый последующий день, начиная со среды, становится менее выраженной.
В начале недели (понедельник) в связи с перерывом в занятиях, имееет место более длительный период врабатывания. С целью сохранения периода врабатывания необходим комплекс стимулирующих мероприятий: вводная гимнастика, функциональная музыка. В недельной кривой работоспособности высокий уровень приходятся на вторник, среду и четверг, следовательно, эти дни недели должны быть максимально использоваться в учебно-производственном процессе.
В течение учебного года максимальная работоспособность учащихся приходится на конец первого и начало второго семестров, минимальная - на начало первого и конец второго семестров.