Речевая карта для детей с системными нарушениями речи
___________________________учебный год
1.Фамилия, имя, отчество__________________________
2.Дата рождения__
3.Домашний адрес, телефон________________________
4.Откуда прибыл, дата поступления_________________
5.ЗаключениеПМПК, дата, номер протокола__________
________________
________________
6. Речевая среда (без отклонений, билингвизм, слуховая или речевая патология) ___________
_________________
7.Анамнез (со слов матери, отца, опекуна)_____________
_________________
_________________
_________________
8.Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании мед. карты и протокола ПМПК)
Окулист__________
Лор-врач_________
Невролог_________
Психиатр_________
Психолог ________
Учитель__________
_________________
9.Раннее психомоторное развитие ребенка:
Когда стал ходить (в норме с 11 – 12 месяцев)__________
Первые слова (в норме – с года)______________________
Первые фразы (в норме – с полутора лет)______________
Наличие запинок в речи_____________________________
10. Состояние общей и мелкой моторики
Мелкая моторика: нормальная (сохранная), недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность; объем движений: полный, неполный, строго ограничен; темп выполнения: нормальный, быстрый, медленный; переключаемость: точная; неточная; координация: нормальная, незначительные нарушения, нарушена, неполная. Ведущая рука: правая, левая, амбидекстр.
_________________
Общая моторика: нормальная, незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; моторно неловок.
_________________
11. Общее звучание речи:
Голос: сильный, звонкий; нормальный; чрезмерно громкий; чрезмерно тихий; с носовым оттенком; гнусавый; глухой; монотонный.
Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
Дыхание: Физиологическое: (верхнеключичное, диафрагменное, брюшное, смешанное). Речевое: (ротовое, носовое) свободное; затрудненное; поверхностное; неглубокое; неровное; нижнее диафрагмальное; ключичное; дифференциация ротового и носового дыхания: ротовой выдох сформирован; ротовой выдох не сформирован; носовое дыхание затруднено; носовое дыхание отсутствует; при фонации ротовой выдох; при фонации выдох смешанный.
_________________
12. Артикуляционный аппарат:
а) анатомическое строение:
губы: нормальные, толстые, тонкие, короткие, расщелина верхней губы (хейлоскиз), увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней (прохейлия).
________
Зубы: нормальные, мелкие; крупные, средние, редкие; средние, без промежутков; средние, с промежутками, кариес зубов верхнего челюстного ряда; средние, с промежутками, кариес коренных зубов; средние, отсутствие зубов верхнего челюстного ряда; кривые; вне челюстной дуги; нарушение зубного ряда.
Прикус: нормальный, правильный, открытый передний, открытый боковой, боковой односторонний, боковой двусторонний, глубокий, прямой, перекрестный, прогнатия, прогения;
Небо:
Твердое небо: нормальное, высокое узкое (готическое), плоское, низкое, укороченное, расщелина, сумбукозная щель;
Мягкое небо: длинное, короткое, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, наличие расщелины, отклонение увуля, подвижное, малоподвижное, рубцы.
Язык: обычный, макроглоссия (патологическое увеличение языка), микроглоссия (патологическое уменьшение языка), массивный, толстый, маленький, узкий, раздвоенный.
Подъязычная уздечка: укороченная подъязычная связка (уздечка), короткая, нормальная, без патологии, без особенностей.
_________________
б) состояние артикуляторной моторики: объем заданных артикуляционных движений строго ограничен, объем заданных движений неполный, снижение амплитуды движений, отсутствие заданных движений, подъем вверх ограничен, не может выполнить пощелкивание языком, боковые отведения вправо отсутствуют, нарушены или в неполном объеме, боковые отведения влево, отсутствуют, нарушены или в неполном объеме, облизывание губ, (круговые движения) не выполняет, замены движения, добавочные и лишние движения (синкинезии), язык не выводится из полости рта, язык произвольно высовывается, не может произвести пощелкивание языком.
_________________
13. Звукопроизношение
С | Сь | З | Зь | Ц | Ть | Дь | Нь | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | К | Г | Х | Й |
____
14. Фонематические процессы:
- Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
- Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован): определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце); выделение ударного гласного в начале слова; определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце); определение согласного звука в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных); определение согласного звука по отношению к другим звукам.
- Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован): составление слов из последовательно предъявляемых звуков.
- Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы): нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук; подбор слов с заданным звуком; составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).
__
15. Звуко-слоговая структура слова:
Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
__
16. Словарь:
объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).
__
17. Импрессивная речь
умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен; легко входит в контакт /контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении /активен; малоактивен. Ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.
_________________
18. Грамматический строй речи: морфологические и синтаксические аграмматизмы; владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме; ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов; нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении); своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).
_________________
19. Связная речь: наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; неотчетливо произносит слова; оречевление затруднено; при ответах пользуется фразой несложной конструкции; наблюдается высокий уровень речевого развития; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказаться затрудняется; устная форма речи недостаточно сформирована, грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
________________
20. Чтение: способ чтения побуквенно – слоговой; чтение замедленное, послоговое, словами; понимание прочитанного с неточностями; чтение послоговое, простые слова читает целостно; делает запинки при чтении многосложных слов; чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); не отвечает на вопросы по тексту; при чтении слова произносит неотчетливо.
________________
21. Письмо: имеются многочисленные ошибки разного характера; испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); при списывании наблюдаются единичные ошибки; при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов).
_________________
Логопедическое заключение: ________________________
__
Учитель-логопед ______________________ Дата:_____________________________