Тема: мозжечок и симптомы его поражения
Мозжечок является образованием головного мозга, обеспечивающим равновесие, тонус мышц и координацию произвольных и непроизвольных движений. Эта сложная деятельность осуществляется благодаря многочисленным связям мозжечка: с вестибулярным аппаратом, проприорецепторами органов движения, корой головного мозга, подкорковыми ядрами и ретикулярной формацией.
Цель: на основании имеющихся представлений об анатомо-физиологических данных студент должен:
- знать основные синдромы поражения мозжечка;
- иметь представление о патофизиологической сущности симптомов и синдромов;
- уметь исследовать функции мозжечка и определять локализацию поражения.
Вопросы для самоподготовки
1. Анатомические образования мозжечка. Соматотопическая проекция.
2. Ядра мозжечка.
3. Связи мозжечка с различными отделами головного и спинного мозга. проводящие пути: афферентные-спиноцеребеллярные, вестибуло-церебеллярный, кортикоцеребеллярный; эфферентные-руброспинальный, вестибулоспинальный, тектоспинальный, ретикулоспинальный.
4. Физиологические функций мозжечка.
5. Семиотика поражения мозжечка.
6. Методика исследования функций мозжечка.
План самостоятельной работы студентов с больными
1. Провести обследование больного по предложенной схеме.
2. Записать полученные данные и проанализировать их.
3. Дать заключение о выявленных симптомах и синдромах поражения мозжечка. Определить локализацию поражения (правая или левая гемисфера, червь мозжечка).
Схема исследования функций мозжечка
Функция мозжечка | Методика исследования |
1.Статика (равновесие) 2. Динамическая координация движения 3. Синергия движений 4.Тонус мышц 5.Речь 6.Почерк | Поставить больного в позу Ромберга - отметить устойчивость. Наблюдение за походкой, выявление атаксии при ходьбе, отклонении в сторону при поворотах. Пальце-носовая проба: больному дается задание последовательно с открытыми и закрытыми глазами попасть указательным пальцем в кончик своего носа, отмечается точность, появление интенционного тремора. Коленно-пяточная проба: в лежачем положении больной должен высоко поднять ногу, коснуться пяткой колена другой ноги и провести пяткой вниз по передней поверхности голени, отмечается точность, появление интенционного тремора. Указательная проба: больному предлагается 2-3 раза попасть указательным пальцем в поставленной перед ним палец исследующего или в молоточек, то же делается с закрытыми глазами, отмечается точность, выявление промахивания. Проба на диадохокинез: больной должен быстро совершить попременно противоположные движения (пронация кисти на супинацию), затруднение выполнения – адиадохокинез. Проба на соразмерность движений: больной держит кисти вытянутыми вперед ладонями кверху и по приказу переворачивает кисти ладонями вниз, отмечается точность, появление гиперметрии. Проба Бабинского: из положения лежа на спине больной должен сесть со скрещенными на груди руками – в случае асинергии происходит сочетанное сгибание туловища и ног или больной не может сесть. Проба Стюарт-Холмса: больной держит руку перед собой, с силой сгибая ее в локтевом суставе, в чем ему оказывается сопротивление, при внезапном прекращении сопротивления, возникает « обратный толчок», предотвращающий удар в грудь, возможно отсутствие «обратного толчка» Тонус мышц определяется пальпацией и пассивными движениями в суставах. Отмечается плавность речи; при поражении мозжечка речь скандированная, замедленная. При поражениях мозжечка неровный, буквы крупные (мегалография) |
Классификация и дифференциальная диагностика атаксий
Признаки | Сенситивная атаксия | Вестибулярная атаксия | Мозжечковая атаксия | Лобная атаксия |
Анатомии-ческие образования | Периферические нервы, задние корешки, задние столбы спинного мозга, медиальная петля, внутренняя капсула | Лабиринт слухо-вестибулярный нерв, вестибуляр-ные ядра ствола | Червь мозжечка, связи мозжечка | Лобная доля боль-ших полушарий головного мозга |
Клинические отличия атаксии | Походка с широко расставленными ногами, «штамм-пующая», дисме-трия и интен-ционный тремор в конечностях, резкое усиление атаксии в темноте или при закрытых глазах | Отклонение в сто-рону при стоянии и ходьбе, коор-динация движений в конечностях сохранена | Походка с широко расставленными ногами, «пьяная», динамическая атак-сия в конечностях (дисметрия, интен-ционный тремор, адиодохокинез) | Нарушение стоя-ния и ходьбы по типу астазии-абазии (падение назад и в сторону) |
Сопутству-ющие симптомы | Утрата мышечно-суставногочувства | Системное голо-вокружение, нистагм, рвота | Мышечная гипо-тония, скандирован-ная речь и другие мозжечковые симптомы | Лобная психика, рефлексы орального автоматизма |
Контрольные вопросы
1. Какие анатомические образования выделяются в мозжечке? Какова соматотопическая проекция?
2. По каким путям поступают импульсы от проприорецепторов в мозжечок?
3. Какими пробами выявляются симптомы поражения мозжечка?
4. Как клинически проявится поражение правого полушария мозжечка? Червя мозжечка?
5. Как отличить мозжечковую атаксию от других видов атаксий?