Профилактика нарушений зрения
Профилактика нарушений зрения основывается на создании оптимальных условий для работы органа зрения. Зрительное утомление снижает работоспособность детей, что отражается на их общем состоянии.
Для профилактики нарушения зрения большие значение имеет правильный режим труда и отдыха, школьная мебель, отвечающая физиологическим особенностям учащихся, достаточное освещение рабочего мес.та и др. Во время чтения для отдыха глаз каждые 40-60 мин необходимо делать перерыв на 10-15 мин; для снятия напряжения аппарата аккомодации глаз* детям рекомендуют посмотреть вдаль.
Важную роль в охране зрения играет защитный аппарат глаз (веки, ресни
цы), который требуют бережного ухода, соблюдения гигиенических требований
и своевременного лечения. Неправильное использование косметических средств
может привести к конъюнктивитам, блефаритам (воспаление век) и другим забо
леваниям органов зрения. " , •
Особое внимание следует уделять организации работы за компьютером, а также просмотру телевизионных передач. При подозрении на нарушение зрения необходима консультация врача — офтальмолога.
До 5 лет у детей преобладает дальнозоркость. При этом дефекте зрения помогают очки с собирательными двояковыпуклыми стеклами, которые улучшают остроту зрения и снижают излишнее напряжение аккомодации глаз.
В дальнейшем из-за увеличения нагрузки при обучении частота дальнозоркости снижается, а частота нормальной рефракции и близорукости увеличивается. К окончанию школы по сравнению с начальными классами распространенность близорукости возрастает в 5 раз.
Формированию и прогрессированию близорукости способствует дефицит света. В условиях Заполярья, при постоянном искусственном освещении в период полярной ночи, в тех школах, где уровень освещенности на рабочих местах был в 5-10 раз ниже гигиенических нормативов, у детей и подростков близорукость развивалась чаще.
Острота зрения и устойчивость ясного видения у учащихся существенно снижаются к окончанию уроков, и такое снижение тем резче, чем ниже уровень освещенности. С повышением уровня освещенности у детей и подростков увеличивается быстрота различения зрительных стимулов, возрастает скорость чтения, улучшается качество работы.
При хорошем освещении у нормально слышащих детей и подростков обостряется острота слуха, что также благоприятствует работоспособности, положительно сказывается на качестве работы.
* Аккомодация глаз — способность глаза видеть предметы, находящиеся на разном расстоянии, что возможно благодаря работе мышц, соединенных с хрусталиком. Работая рефлек-торно, эти мышцы изменяют толщину и форму хрусталика.
II
1
I.
и
Рис. 5.8. Офтальмотренаж по эллипсам и кругам
На развитие близорукости влияет учебная нагрузка, которая связана с необходимостью рассматривать объекты на близком расстоянии.
У учащихся, мало бывающих или совсем не бывающих на воздухе в околополуденное время, когда интенсивность ультрафиолетовой радиации максимальна, нарушается фосфорно-кальциевый обмен. В результате уменьшается тонус глазных мышц, что при высокой зрительной нагрузке и недостаточной освещенности способствует развитию близорукости и ее прогрессированию.
Для профилактики близорукости необходимы ежегодные медицинские осмотры учащихся врачом-офталШШоТом. Больными близорукостью считаются дети, у которых миопическая рефракция составляет 3,25 дптр и выше, а острота зрения с коррекцией — 0,5-0,9 условных единиц.
В тяжелых случаях близорукость сопровождается изменениями сетчатки, что ведет к падению зрения и даже отслойке сетчатки. Поэтому детям, страдающим близорукостью, необходимо строго выполнять предписания офтальмолога. Своевременное ношение очков школьниками является обязательным. Близоруким детям рекомендуются занятия физической культурой только по специальной программе. Им противопоказано выполнение тяжелой физической работы, длительное пребывание в согнутом положении с наклоненной головой.
Для профилактики зрения используют офтальмотренаж — система упражнений для глаз. Упражнения учащиеся выполняют 2-3 раза в течение учебного дня и во время производственной работы, связанной с большим напряжением зрения. В основе упражнений лежит многократный (15-20 раз в течение 3 мин) перевод взора с мелкого (3-5 мм) предмета, удаленного от глаз на 20 см, на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7-10 м от глаз.
В тренировочные упражнения также включают направленные движения (10-15 раз) глазных яблок в течение 1-1,5 мин по контурам начертанных геометрических фигур — кругов и эллипсов (рис. 5.8). Сначала выполняют движения глазных яблок по горизонтальной (вправо — влево) и вертикальной линиям (вверх — вниз). Длина горизонтальной линии — 58 см, вертикальной— 46 см. Затем производят движение глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева направо, справа налево), по левому и правому внутренним кругам.
5.3.6. Слуховая сенсорная система
С возникновением речи слуховая сенсорная система играет важную роль у человека. Акустические (звуковые) сигналы, представляющие собой колебания воздуха разной частоты и силы, возбуждают слуховые рецепторы, от которых сенсорная информация передается по проводниковым путям в слуховую область коры мозга. Орган слуха связан с органами сохранения равновесия, которые участвуют в поддержании определенной позы тела.
Периферический отдел слуховой сенсорной системы состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 5.9).
Общий вид
Наружный слуховой проход
Срез улитки Поперечный срез
пластина Рис. 5.9. Орган слуха |
канала улитки
Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход.
Ушная раковина предназначена для улавливания звуковых колебаний, которые далее передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Наружный слуховой проход имеет длину около 24 мм, он выстлан кожей, снабженной тонкими волосками и особыми потовыми железами, которые выделяют ушную серу. Ушная сера состоит из жировых клеток, содержащих пигмент. Волоски и ушная сера выполняют защитную функцию.
Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Она очень тонкая (около 0,1 мм), снаружи покрыта эпителием, а изнутри — слизистой оболочкой. Барабанная перепонка расположёна наклонно и при воздействии на нее звуковых волн начинает мшебаться. Поскольку барабанная перепонка не имеет собственного периода колебаний, то она колеблется при любом звуке соответственно его частоте и амплитуде.
Среднее ухо представлено барабанной полостью неправильной формы в виде маленького плоского барабана, на который туго натянута колеблющаяся перепонка, и слуховой (евстахиевой) трубой.
В полости среднего уха расположены соединенные между собой слуховые косточки — молоточек, наковальня, стремечко. Среднее ухо отделено от внутреннего перепонкой овального окна преддверия.
Рукоятка молоточка одним концом соединена с барабанной перепонкой, другим — с наковальней, которая в свою очередь с помощью сустава подвижно соединена со стремечком. К стремечку прикреплена стременная мышца, удерживающая его у перепонки овального окна преддверия. Звук, пройдя наружное ухо, действует на барабанную перепонку, с которой соединен молоточек. Система этих трех косточек увеличивает давление звуковой волны в 30-40 раз и передает ее на перепонку овального окна преддверия, где звуковая волна трансформируется в колебания жидкости — эндолимфы.
Посредствам слуховой (евстахиевой) трубы барабанная полость соединена с носоглоткой. Функция слуховой трубы заключается в выравнивании давления на барабанную перепонку изнутри и снаружи, что создает наиболее благоприятные условия для ее колебания. Поступление воздуха в барабанную полость происходит во время глотания или зевания, когда просвет трубы открывается и давление в глотке и барабанной полости выравнивается.
Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Между костным и перепончатым лабиринтом имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа.
В центре костного лабиринта расположено преддверие, спереди от него улитка, а сзади — полукружные каналы. Костная улитка — спирально извитой канал, образующий 2,5 оборота вокруг стержня конической формы. Диаметр костного канала у основания улитки 0,04 мм, а на вершине — 0,5 мм. От стержня отходит костная спиральная пластинка, которая делит полость канала на две части, или лестницы.
Улитковый .-
нерв ;" .;;..
Рис. 5.10. Схема кортиева (спирального) органа
В улитковом ходе, внутри среднего канала улитки, находится звуковосприни-мающий аппарат — кортиев, или спиральный, орган (рис. 5.10). Он имеет базаль-ную (основную) пластину, состоящую из 24 тыс. тонких фиброзных волоконец различной длины, очень упругих и слабо связанных друг с другом. Вдоль базаль-ной пластины в 5 рядов располагаются опорные и волосковые чувствительные клетки, которые являются собственно слуховыми рецепторами.
Рецепторные клетки имеют удлиненную форму. Каждая волосковая клетка содержит 60-70 мельчайших волосков (длиной 4-5 мкм), которые омываются эн-долимфой и контактируют с покровной пластиной.
Слуховая сенсорная система воспринимает звук различных тонов. Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны.
Длина звуковой волны определяется расстоянием, которое проходит звук за 1 с, деленным на число полных колебаний, совершаемых звучащим телом за это же время. Чем больше число колебаний, тем меньше длина волны. У высоких звуков волна короткая, измеряется в миллиметрах, у низких — длинная, измеряется в метрах.
Высота звука определяется его частотой, или числом колебаний за 1 с. Частота измеряется в герцах (Гц). Чем больше частота звука, тем звук выше.
Сила звука пропорциональна амплитуде колебаний звуковой волны и измеряется в белах (чаще применяется децибел, дБ).
Человек может услышать звуки от 12-24 до 20000 Гц. У детей верхняя граница слуха достигает 22000 Гц, у пожилых людей она ниже — около 15000 Гц.
Любой звук имеет определенный тембр. Каждый источник звука распространяет основные и дополнительные колебания, которые называют обертонами. Число колебаний обертона превосходит число колебаний основного тона, поэтому любой звук имеет особую «окраску», в том числе человеческий голос.
<?л
Звук улавливается ушной раковиной, направляется по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке. Колебания барабанной перепонки передаются через среднее ухо. Посредством системы рычага три слуховые косточки усиливают звуковые колебания и передают их жидкости, находящейся между костным и перепончатым лабиринтом улитки. Волны, достигая основания улитки, вызывают смещение основной мембраны, с которой соприкасаются волосковые клетки. Клетки начинают колебаться, вследствие чего возникает рецепторный потенциал, возбуждающий окончания нервных волокон. Эластичность основной мембраны на разных участках не одинакова. Вблизи овального окна мембрана уже и жестче, далее — шире и эластичнее. Волосковые клетки в узких отрезках воспринимают звуки высокими частотами, а в более широких — с низкими.
Различение звуков происходит на уровне рецепторов. Сила звука кодируется числом возбужденных нейронов и частотой их импульсации. Внутренние волосковые клетки возбуждаются при большой силе звука, наружные — при меньшей.
Проводниковый отдел. Волосковые клетки охватываются нервными волокнами улитковой ветви слухового нерва, который передает нервный импульс в продолговатый мозг. Далее, перекрещиваясь со вторым нейроном слухового пути, слуховой нерв направляется к задним буграм четверохолмия и ядрам промежуточного, мозга, а от них — в височную область коры, где располагается центральная часть слухового анализатора.
Центральный отдел слухового анализатора расположен в височной доле. Первичная слуховая кора занимает верхний край височной извилины, она окружена вторичной корой (см. рис. 5.1). Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных зонах. У человека в центральном ядре слухового анализатора особое значение имеет зона Вернике, расположенная в задней части верхней височной извилины. Эта зона отвечает за понимание смысла слов и является центром сенсорной речи.
При длительном действии сильных звуков возбудимость звукового анализатора понижается, а при длительном пребывании в тишине — возрастает.
Возрастные особенности. Формирование периферического отдела слуховой сенсорной системы начинается на 4 неделе эмбрионального развития. У 5-месячного плода улитка уже имеет форму и размеры, характерные для взрослого человека. К 6 месяцу пренатального развития заканчивается дифференциация рецепторов.
Миелинизация проводникового отдела происходит медленно и заканчивается лишь к 4 годам.
Слуховая зона коры формируется на 6 месяце внутриутробной жизни. Особенно интенсивно первичная сенсорная кора развивается на протяжении второго года жизни, развитие продолжается до 7 лет.
Несмотря на незрелость сенсорной системы, уже в 8-9 месяцев пренатального развития ребенок воспринимает звуки и реагирует на них движениями.
У новорожденных орган слуха развит недостаточно. Поэтому у ребенка наблюдается относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Наружный слуховой проход у новорожденных короткий и узкий и поначалу рас-положен-вертикально. До 1 года он представлен хрящевой тканью, которая в дальнейшем окостеневает, этот процесс длится до 10-12 лет. Барабанная перепонка расположена почти горизонтально, она намного толще, чем у взрослых. Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью*, что затрудняет колебания слуховых косточек. С возрастом эта жидкость рассасывается и полость заполняется воздухом. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, через нее Э полость среднего уха могут попадать микробь!, жидкость при насморке, рвоте и др., поэтому дети часто страдают воспалением среднего уха (отитом).
С первых дней после рождения ребенок реагирует на громкие звуки вздраги
ванием, изменением дыхания, прекращением плача. На втором месяце ребенс
дифференцирует качественно разные звуки, в 3-4 месяца различает высоту зву
ков в пределах от 1 до 4 октав, в 4-5 месяцев звуюгстановятся условнорефлектор-
ными раздражителями. ""^ .;'
У детей 6-9 лет порог слышимости составляет 17-24 дБ, у 10-12-летних —14-19 дБ. Наибольшая острота слуха достигается к среднему и старшему школьному возрасту (11-19 лет). У взрослого порог слышимости лежит в пределах 10-12 дБ.
Чувствительность слухового анализатора к различным частотам неодинакова в разном возрасте. Дети лучше воспринимают низкие частоты, чем высокие. У взрослых до 40 лет наибольший порог слышимости отмечается при частоте 3000 Гц, в 40-50 лет — 2000 Гц, после 50 лет — 1000 Гц, причем с 50 лет понижается верхняя граница воспринимаемых звуковых колебаний.
Функциональное состояние слухового анализатора зависит от действия многих факторов окружающей среды. Специальной тренировкой можно добиться повышения его чувствительности. Например, занятия музыкой, танцами, фигурным катанием, спортивной и художественной гимнастикой вырабатывают тонкий слух. С другой стороны, физическое и умственное утомление, высокий уровень шумов, резкие колебания температуры и давления значительно снижают чувствительность органов слуха.
Большую роль в процессе обучения и воспитания детей с дефектами органов чувств играет высокая пластичность нервной системы, позволяющая компенсировать выпавшие функции за счет оставшихся. Так, у слепоглухих детей повышена чувствительность вкусового и обонятельного анализаторов. С помощью обоняния они могут хорошо ориентироваться на местности и узнавать родственников и знакомых. Чем сильнее выражена степень поражения органов чувств ребенка, тем сложнее учебно-воспитательная работы с ним.