Проведите анализ итогов работы
Анатомия и физиология
Для самостоятельной и аудиторной работы
Практикум
Учащегося группы __________
______________
Тематика практических занятий (2 семестр)
19. Обмен веществ и энергии. Значение витаминов.
20. Гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидная железа.
21. Надпочечники, тимус, поджелудочная железа, гонады.
22. Состав, свойства, функции крови.
23. Гемостаз, группы крови.
24. Сердце.
25. Строение сосудов. Гемодинамика.
26. Анатомия артериальной системы
27. Анатомия венозной и лимфатической систем.
28. Спинной мозг.
29. Головной мозг.
30. Спинномозговые нервы.
31. Черепно-мозговые нервы.
32. Вегетативная нервная система.
33. Зрительный, вкусовой и обонятельный анализаторы.
34. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Кожа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19
Тема: «Обмен веществ и энергии. Значение витаминов»
Цели:
закрепить знания по физиологии обмена веществ и энергии, питания;по физиологии витаминов, а также симптомов гипо- и гипервитаминозов.
Вопросы для самоконтроля:
1.Что такое ассимиляция и диссимиляция?Как измерить основной обмен?
2.Каковы энергетические затраты людей различных возрастных групп и профессий?
3.Назовите основные этапы обмена веществ.
4.Какие функции выполняют в организме белки? Жиры? Углеводы?
5.Что такое азотистый баланс?
6.Какие белки относятся к полноценным, а какие к неполноценным? В каких продуктах они содержатся?
7.Какова потребность человека в белках, жирах, углеводах?
8.Какова энергетическая ценность питательных веществ?
9.Что такое пищевой рацион? Как его составляют?
Задание №1.
Дайте определение понятий:
обмен веществ и энергии (синоним - ___________________________)__
__
__ассимиляция (синоним - ___________________________)__
__
__
диссимиляция (синоним - ___________________________)__
__
__
основной обмен____________________
__
от каких показателей зависит величина основного обмена________________________________ и
рабочая прибавка _________________
специфическое динамическое действие пищи это - ____________________
__________. Чтобы рассчитать этот показатель нужно _________________
Задание №2.
Заполните схему «Взаимозаменяемость питательных веществ в организме»
Значение белков:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Виды белков
По аминокислотному составу
(укажите источники поступления)
В чем значение жиров:
1.
2.
В чем значение жировых депо:
1.
2.
3.
4.
В чем значение углеводов:
1.
2.
виды углеводов | животные: 1. растительные: 1. 2. | |
1. 2. 3. | ||
1. 2. 3. |
Суточная потребность (для взрослых)
количество грамм | соотношение | |
белки | ||
жиры | ||
углеводы |
Задание №3.
в) Решите задачи:
1. Сделайте заключение об азотистом балансе организма, если у человека потребление азота с пищей составляет 11 г/сут, а выделение – 12 г/сут. Приведите примеры состояний организма, при которых характерен подобный азотистый баланс.
_______________
_______________
_______________
_______________
При каком типе окисления молекулы глюкозы (аэробном или анаэробном) организм получит больше энергии? _______________ Какие вещества являются конечными продуктами обмена при анаэробном типе окисления ____________________________ _____________________________ и при аэробном типе окисления?
_______________
_______________
Как изменяется основной обмен при заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой?
_______________
_______________
_______________
Задание № 4.
а) Дайте определение понятий:
Витамины -
__________________
Гиповитаминоз -
__________________
Авитаминоз -
__________________
Гипервитаминоз -
__________________
б) Заполните схему «Классификация витаминов»
витамины |
в) Заполните таблицу:
Название витамина, суточная.потребность | Источники поступления | Физиологическое значение | Признаки гипо-, авитаминоза |
А | |||
Д | |||
Е | |||
К | |||
С | |||
В1 | |||
В2 | |||
В6 | |||
В12 | |||
РР никотиновая кислота | |||
Вс фолиевая кислота |
г) Решите задачи:
При недостаточности какого витамина развивается гемеролопия («куриная слепота»), ксерофтальмия, кератомаляция? Какие продукты следует ввести в рацион больного?
_______________
_______________
_______________
_______________
Какой витамин регулирует обмен кальция и фосфора в организме? Какие заболевания развиваются при его недостатке у детей и у взрослых?
_______________
_______________
_______________
_______________
На приеме у врача пациент жалуется на легкую утомляемость, потерю аппетита, сердцебиение, боль в ногах, расстройство ходьбы (походка напоминает ходьбу человека, закованного в кандалы). С учетом указанных симптомов определите недостаток какого витамина имеет место в питании больного. Как называется данный вид авитаминоза и какие продукты необходимо ввести в рацион пациента для устранения отмеченных выше болезненных симптомов?
_______________
_______________
_______________
_______________
Больной отмечает боли в суставах, раздражительность, общую слабость, снижение работоспособности, депрессию, апатию, повышенную сонливость, склонность к простудным заболеваниям, медленный рост волос, плохое заживление ран. При обследовании наблюдаются бледные десны, обнаружены подкожные гематомы и кровоточивости. Определите причину данного состояния больного. Укажите значение недостающего витамина и суточную потребность в нем взрослого человека и детей. Основные источники содержания.
_______________
_______________
_______________
_______________
У больного наблюдаются следующие симптомы: усталость, расстройство функций желудочно-кишечного тракта, воспаление слизистой оболочки рта и языка, симметричный дерматит на открытых участках кожи, деменция. Как называется данный вид авитаминоза и какие продукты необходимо ввести в рацион пациента для устранения отмеченных выше болезненных симптомов?
_______________
_______________
_______________
_______________
ПРОВЕДИТЕ АНАЛИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ
Сформулируйте принципы рационального питания: ________________________