Особенности и порядок изучения дисциплины
Организация учебно-познавательной деятельности студентов, в процессе изучения курса «Психофизиология»,опирается на объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный методи метод проблемного изложения.Такой подход позволяет дать комплексное представление о психофизиологии, закономерностях и процессах её использования в профессиональной деятельности психолога; при этом особое внимание уделяется формированию у студентов представления об основных методах современной психофизиологии и способах их применения в психологических исследованиях, основных подходах к решению проблем взаимоотношения между психикой и мозгом, достижений современных нейронаук в области изучения нейробиологических основ конкретных психических процессов и состояний.
Программа курса построена в соответствии с ФГОСВПО. Учебный материал курса делится на 8 тематических занятий.
№№ тем | Содержание |
Введение в психофизиологию | |
Системный подход в психофизиологии и принцип обратной связи | |
Функциональная организация мозга | |
Общее представление о сенсорной системе человека | |
Психофизиология памяти, внимания, мышления и интеллекта | |
Психофизиология эмоций, стресса и мотиваций | |
Психофизиология сознания и бессознательного | |
Психофизиология сна |
Необходимо учитывать, что дисциплина базируется на знаниях, уже полученных в результате изучения студентами таких циклов, как «Анатомия и физиология ЦНС», «Клиническая психология», «Теоретическая психология», «Психология здоровья», «Психология менеджмента», «Основы социальной медицины», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология».Отсюда, возможность сократить время на изучение некоторых дидактических единиц, общих для этих дисциплин, как то: проблема взаимоотношения между психикой и мозгом; сенсорные системы; типологические свойства нервной системы как нейрофизиологические детерминанты индивидуальности.
Дисциплина изучается на II-ом курсе в течение 6 семестра. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Психофизиология» распределена в соответствии с этапами и формами ее изучения и в целом составляет 2 зачетных единицы (64 часа).
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинары, самостоятельную работу студента, консультации.
Образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, ситуационный анализ, проблемные семинары, тестовые задания, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.
При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения - в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.
Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).
Матрица разнообразия методов и форм обучения
Форма / Метод | ОИ | Р | ПБ | Э |
Лекция | + | + | + | |
Лекция с элементами проблемного изложения | + | + | ||
Лекция-визуализация | + | + | + | + |
Проблемный семинар | + | + | ||
Семинар | + | + | ||
Самостоятельная работа | + | + | + | |
Творческие задания-мультимедиа – презентации | + | + | ||
Ситуационный анализ | + | + | ||
Написание эссе | + | + |
Формы организации и методы активного обучения
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды и методы учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % к аудиторным занятия | |||
Аудиторные учебные занятия | поточно-массовые; групповые | лекция проблемная | ||
лекция – визуализация | ||||
групповые коллективные | семинар проблемный | |||
семинар, ситуационный анализ | ||||
семинар, работа в малых группах | ||||
ВСЕГО | 62,5% |
Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Психофизиология», в зависимости от дидактических целей используются такие формы обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как:
· лекция-визуализация.
При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.
Лекция-визуализация как интерактивная форма проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.
Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий,повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».