Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления

Детям выдаются специальные тетради, в которых изображены полянки с разветв­ленными дорожками и домиками на их концах (прил. № 2), а также письма-образ­цы, условно указывающие путь к одному из домиков. Письма помещены под по­лянкой. Дошкольники должны, используя писыйа, найти домики и зачеркнуть их.

На первых двух страницах тетради даны.гжодные задачи 1 и 2 (прил. № 2 А). Далее следуют основные задачи (прил. № 2-Ц-Е) — всего 10. Чтобы найти нуж­ный путь, ребенок должен учесть в задачах 1^2.направления поворотов, в задачах 3-4 — характер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — сочетай1 ориентиров в определенной последовательности, в задачах 7-10 — одновременно ориентиры и направление поворотов.

Инструкция к водным задачам: «Перед намйгюлянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно правильно найти один домик4 и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, нужно смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти нужно от травки мимо елочки, затем мимо грибка, тогда найдете правильный домик». Проверяющий смотрит, как ре­шил задачу каждый ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй вводной задаче, детям предлагают перевернуть листок: «Здесь тоже два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом по­вернуть в сторону». Решение вновь проверяется.

Далее даются краткие дополнительные инструкции к основным задачам.

Задачи 1 -2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, на­чинать двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».

Задача 3: «Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо гриб­ка, далее мимо березки, потом — елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

Задача 4: «Смотри на письмо. Надо пройти от травхи сначала мимо березки, затем мимо грибка, потом стульчика. Отметь домик».

Задачи 5-6: «Будь очень внимателен. Смотри на письмо, найди нужный домик и зачер­кни его».

Задачи 7-10: «Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, найди нужный домик и зачер­кни его».

При оценке результатов учитывают выбранный ребенком домик и номер за­дачи.

Определение сформированное™ действий логического мышления

Для определения сформированное™ действий логического мышления использу­ют квадратную таблицу, разделенную на 36 клеток (рис. 10.3 а). Верхний ряд табли-




17 Возрастная анатомия



       
    Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления - student2.ru
  Диагностика степени овладения действиями наглядно-образного мышления - student2.ru
 


в) геометрические фигуры к задачам:
i.Q О
2- □ О о
3-D О
4- О о О
5. О О
6. □ О
7. □ О о
8. О О а

а) таблица для определения сформированности действий:

Л Л А А А д
о         О
        D
о         о
о         о
о о о о о о

б) образец вводной части:

Л Л А А А А
о +       П
       
о       + О
о   +     О
о о О О О о

QOO

Рис. 10.3. Определение сформированности действий логического мышления

дузаполнен изображениями треугольников, нижний — изображениями кругов, фигуры расположены по убывающей величине. В левой и правой колонках сверху вниз расположены: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиуголь­ник, круг. Фигуры в левой колонке самые крупные, в правой — самые мелкие. 16 внутренних клеток таблицы не заполнены.

Ребенок должен мысленно разместить в пустых клетках три фигуры, нарисо­ванные под таблицей, в соответствии с их формой и величиной (выбранная для каждой фигуры клетка отмечается карандашом). Дйя правильного решения зада­чи ребенку нужно учитывать принцип построения таблицы (сочетание класси­фикации фигур по форме и величине) и найти ддр. каждой фигуры нужный ряд и колонку. Детям выдаются тетради, где изображены таблицы и задание под ними. Образец для вводной задачи приведен на рис. 10.3 б.

Инструкция к вводному заданию: «Рассмотрите внимательно таблицу. Она разде­лена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. А теперь давайте посмотрим середину таблицы.. Здесь много пустых клеточек. У вас внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отметьте крестиками. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каж­дую фигурку».

Каждый ребенок должен распределить фигурки по отмеченным клеткам об­разца. Если дети ошибаются, нужно исправить и объяснить их ошибки.

Инструкция к основным задачам: «Откройте вторую страницу. Здесь нарисованы внизу другие три фигурки. Найдите их места в таблице и отметьте сами те клеточки, куда их нужно поставить, на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки». После вы­полнения первой задачи предлагается решить остальные 7.

На рис. 10.3 в изображены фигуры, которые нужно расставить по своим мес­там в каждой задаче. За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется 1 очко.

Наши рекомендации