Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ
Заимствованные из Св. Писания и из преданий Церкви
При бесчисленном множестве рассказов о явлениях духов, лож-
ных, порожденных невежеством, суеверием и предрассудками и та-
ким образом своею собственною ложью подрывающих веру в самые
действительные явления духовных существ, а этим и самую веру в
существование мира духовного с одной стороны, и при так распро-
страненном в настоящее время неверии в действительность этих яв-
лений и этого мира с другой, знакомство с такими фактами этих
явлений, действительность которых стояла бы выше всякого сомне-
ния и которые следовательно неопровержимо доказывали бы бытие
мира духовного, — есть очевидно дело настоятельной нужды и
весьма важно для истины этого бытия. С целью этого знакомства
мы представляем собрание утверждающих эту истину сведений о
явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ, заимствованных из
Св. Писания и из преданий Церкви, с замечаниями в пользу несом-
ненной истинности этих сведений.
ГЛАВА I
Явления добрых Ангелов, представляемые Св. Писанием
Ветхого Завета
ниги Ветхого Завета передают нам много фактов явления
Ê
херувимы1 ; Ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему
рождение сына2 ; являлись Лоту и предсказали ему погибель Со-
дома и других нечестивых городов3 ; Ангел говорил с Агарью в пус-
тыне4 ; Иаков на пути в Месопотамию видел во сне Ангелов, восхо-
дивших и нисходивших по таинственной лестнице5 ; Ангел же от-
крыл Иакову тайну, как достигнуть того, чтобы овцы рождались
пестрые6 , — и боролся с ним на обратном пути его из Месопота-
мии7 . — Все эти были добрые, благотворные Ангелы света. Равным
образом и тот Ангел, который говорил с Моисеем на Хориве из
горящего тернового куста8 и вручил ему на горе Синае скрижали
закона и которому обыкновенно усвояется имя Божие, потому что
он действовал по поручению и уполномочию Божию9 ; Ангел,
который днем в виде темного, а ночью в виде светлого облака вел
евреев по пустыне; Ангел, говоривший с Валаамом и грозивший
умертвить у него ослицу10 ,— все эти, без сомнения, были также доб-
рые Ангелы.
То же нужно сказать и о том Ангеле, который с обнаженным ме-
чом в руке являлся Иисусу Навину в равнине Иерихонской11 , назвав
себя при этом архистратигом небесных сил12 . Справедливо пола-
гают, что это был тот самый Архангел Михаил, который, по свиде-
тельству Апостола Иуды13 , спорил с сатаной о теле Моисеевом. Ан-
гел являлся жене Маноя и потом самому Маною и возвестил ему
рождение Самсона14 . Ангел возвестил Гедеону, что он освободит из-
Быт. III, 24.
Быт. XVIII, 1-10.
Быт. XIX.
Быт. XXI, 17.
Быт. XXVIII, 12.
Быт. XXI, 10, 12.
Быт. XXXII.
Исх. III, 6-7.
Исх. III, 2.
Числ. XXII, 23.
Иис. Нав. V, 13-15.
Иис. Нав. V, 13-15.
Иуд. 1-9.
Суд. XIII, 5.
раильтян от рабства моавитян 1 . Архангел Гавриил являлся Дании-
лу в Вавилоне 2 . Рафаил сопровождал молодого Товию в Мидию 3 .
Пророк Захария в своей книге упоминает о явлении ему Ангела 4 . В
книгах Ветхого Завета самый престол Саваофа изображается в таких
чертах: Господь восседает на Херувимах 5 , пред Его престолом пред-
стоят седмь высших духов 6 , всегда готовых исполнять Его волю 7 ;
четыре Херувима вечно воспевают Ему хвалу и с молитвой повер-
гаются ниц пред Его Высочайшей Святостью.
∆ ∆ ∆
Суд. VI, 12.
Дан. VIII, 15-17; IX, 21.
Тов. V, 4-5; XII, 15.
Захар. 1, 9, 10, 11.
Пс. LXXIX, 2.
Апок. I, 4.
3 Цар. XXII, 19, 20; Дан. VII, 10; Евр. I, 14.
ГЛАВА II
Явления добрых Ангелов, представляемые книгами
Нового Завета
В
Св. Писании Нового Завета передается также множество слу-
чаев явления добрых Ангелов. Архангел Гавриил является За-
харии, отцу Святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рож-
дение сына, имевшего быть предтечей Мессии 1 . Когда иудеи уви-
дели, что Захария, пробыв в храме долее обыкновенного, вышел из
него немым, то признали за несомненное, что ему было во храме
видение 2 . Тот же самый Архангел Гавриил предвозвестил Пресвя-
той Деве Марии рождение от Нее Сына Божия 3 . Когда Господь Иисус
Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пасты-
рям 4 и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира.
Далее можно признать за несомненное, что звезда, которая являлась
приходившим для поклонения младенцу Иисусу волхвам и привела
их прямым путем к Иерусалиму и оттуда в Вифлеем, была управ-
ляема добрым Ангелом 5 . Праведный Иосиф, по требованию небес-
ного вестника, вместе с младенцем Иисусом и его матерью бежал в
Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого младенца
от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти
Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную
землю 6 .
После искушения Иисуса Христа в пустыне, приступили к нему
Ангелы и служили ему 7 . Искуситель говорит Иисусу: «Бог запове-
дает Ангелам своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не
преткнешься о камень ногою твоею» 8 . Слова эта заимствованы из
девятидесятого псалма Давидова (11, 12 ст.) и доказывают веру иу-
деев в бытие Ангелов-хранителей. Спаситель подтверждает истину
существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей пос-
тоянно созерцают лицо Его небесного отца 9 . На последнем суде
добрые Ангелы отделят праведных от грешников 10 и свергнут греш-
ников в вечный огонь 11 .
Лук. I, 11-20.
Там же, ст. 21, 22.
Лук. I, 26-38.
Лук. II, 9-12.
Мф. II, 2, 7, 9, 10.
Мф. II, 13-23.
Мф. IV, 11.
Мф. IV, 6.
Мф. XVIII, 10.
Мф. XIII, 49.
Cт. 50.
14
Во время душевной борьбы Иисуса Христа в Гефсиманском саду
пред Его страданиями укреплял Его Ангел, сошедший с неба1 . Пос-
ле Его воскресения, Ангелы являлись святым женам, которые при-
шли ко гробу Спасителя за тем, чтобы помазать Его тело. По сви-
детельству книги деяний Апостольских, Ангелы явились Апостолам
непосредственно по вознесении Христа на небо2 . Ангел Господень
отворил двери темницы, в которой заключены были Апостолы, и
вывел их оттуда3 . В той же книге Святой Стефан учит нас, что закон
дан иудеям при служении Ангелов4 .
Святой Апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается
из нее Ангелом5 , который потом проходит с ним одну улицу и скры-
вается. Когда Святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда
находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это
быль сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его Ангел.
Апостол Павел также признавал существование Ангелов и дейст-
вительность их явлений6 . Когда этот Апостол рассказывал собрав-
шемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был
на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, ко-
торые вопили против Павла: «Если дух, или Ангел говорил ему, вам
не должно противиться Богу» 7 . Святой Евангелист Лука говорит,
что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился
македонянин (вероятно, Ангел-хранитель Македонии) и просил его
прийти в Македонию для проповедания Евангелия8 .
Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о седьми Анге-
лах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквями.
Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епис-
копы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь
имеет и своего Ангела-хранителя. В Апокалипсисе вообще пред-
ставляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой
Иоанн Богослов напр. говорит: «и видел я четырех Ангелов, стоя-
щих на четырех углах земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на
море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от
востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он
громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле
и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам,
доколе не положим печати на челах рабов Бога Нашего».
Коли предсказания греческих и других оракулов справедливо
признаются делами злого духа, то с равным правом можно сказать,
Лук. XXII, 43.
Деян. I, 10-11.
Деян. V, 19.
Деян. VII, 53.
Деян. XII, 7-9.
1 Кор. VI, 3.
Деян. XXIII, 9.
Деян. XVI, 9.
что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал
знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил
послан был Богом к Даниилу1 сообщить ему о судьбах четырех ве-
ликих монархий, о седьмидесяти седьминах и об окончании плена
вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил
ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких
местах своей книги2 . То же говорит и Св. Иоанн Богослов в своем
Апокалипсисе; именно, он говорит, что к нему послан был Богом
Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам3 . В другом мес-
те4 Апокалипсиса Святой Иоанн Богослов упоминает также об Ан-
геле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный
Иерусалим. Святой Апостол Павел говорит в своем послании к Ев-
реям5 : «Если Ангелами возвещенное слово было твердо…» и пр.
∆∆∆
Дан. VIII, 16; IX, 21.
Зах. I, 9, 13, 14, 19; II, 3, 4; IV, 1, 4, 5; V, 5.
Апок. I, 1.
X, 8, 9; XI, 1, 2, 3 и д.
Евр. II, 2.
ГЛАВА III
Об Ангелах-хранителях
С
лово Божие как Ветхого, так и Нового Завета и равно как отцы
Церкви и церковная история ясно учат нас, что не только каж-
дый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый
народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих Ангелов-
хранителей, — и представляют факты явлений и действий этих Ан-
гелов.
Так, Евангелист Матфей передает нам, что Иисус Христос, убеж-
дая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и
слабым, сказал Апостолам: блюдите, да не презрите единаго от
малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят
лице Отца Моего Небеснаго1 . Апостол Павел говорит: не вси ли суть
служебнии дуси; во служение посылаеми, за хотящих наследовать
спасение?2 . В обоих местах очевидно утверждается бытие Ангелов-
хранителей. Книга Деяний Апостолов передает нам такое событие.
Когда Апостол Петр, освобожденный из темницы Ангелом, пришел
к тому дому Марии, матери Евангелиста Марка, идеже бяху мнози
собрани и молящеся, и стал стучаться в дверь, то все бывшие в доме
верные подумали, что стучится не сам Петр, а его Ангел 3 . Это собы-
тие очевидно указывает на существование в первенствующей церк-
ви веры в Ангелов-хранителей частных лиц. Православная церковь
в лице своих отцов и учителей всегда верила и учила, что к каждому
верующему приставлен особый Ангел-хранитель. Уже в книге Ермы
Пастырь сказано: «Два духа находятся при человеке: один дух доб-
рый, другой дух злой» 4 .
Св. Василий Великий говорит: «с каждым из верных есть Ангел,
который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против
сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не
презрите единаго от малых сих, яко Ангели их выну видят лице
Отца Моего Небеснаго» 5 . Эта истина часто высказывается Васи-
лием Великим, Ефремом Сириным, Григорием Нисским, Григорием
Богословом, Иоанном Златоустом и другими отцами и учителями
Церкви.
В писаниях Ветхого Завета истина эта представляется, правда, не
в такой степени ясности и определенности, как в Новом Завете, но
тем не менее представляется довольно ясно. Так, в книгах Ветхого
Мф. XVIII, 10.
Евр. I, 14.
Деян. XII, 12-16.
Herm. Pastor M. 6, Patr. Apost. Pag. 361, Hefele.
В 3 кн. о Св. Духе Св. Вас., част. 3, стр. 130-132.
17
Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть
действий, свойственных Ангелам-хранителям. Таковы напр. сле-
дующие события: Ангел был видимым спутником Товии в Раги,
избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные сове-
ты, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастью
благочестивого семейства, устроил исцеление Товита 1 . В книгах
Царств говорится, что Пророк Илия в своем дивном служении неод-
нократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Анге-
ла 2 . Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему,
говорит ему между прочим: Господь Бог... послет Ангела Своего
пред тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду3 . Есть
места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию зани-
мавшихся толкованием Писаний Ветхого Завета Отцов Церкви, зак-
лючают учение об Ангелах-хранителях. Таковы, главным образом,
следующие места: ополчится Ангел Господень (с подлинника еврей-
ского: ополчатся Ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавит
их 4 , и другое следующее место: не приидет к тебе зло и рана не
приблизится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе,
сохранити тя во всех путех твоих5 . Достаточно ясные указания
представляет Свящ. Писание и в пользу той мысли, что и каждое че-
ловеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих
особых Ангелов-хранителей. Так, Пророк Даниил говорит о молит-
венном предстательстве пред Богом двух Ангелов-народоблюсти-
телей, Ангела-народоблюстителя, или князя Персидского Царства и
Ангела-народоблюстителя народа Израильского. Первый Ангел мо-
лил Бога об удержании народа Израильского под владычеством Пер-
сидского Царства, другой, напротив, молился об освобождении это-
го народа от ига персидского. Даниил говорит также, что именно с
этими двумя Ангелами обращался с молитвою к Богу Ангел-князь
Эллинского Царства 6 . Если же не только народ Израильский, но
также и народы Персидский и Эллинский имели своих особых Ан-
гелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и
каждый другой народ имеет своего Ангела-хранителя. — Еванге-
лист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слова Господа о
седьми Ангелах седьми церквей Малоазийских 7 . Правда, как мы
сказали уже, под именем Ангелов здесь должно разуметь и епис-
копов этих церквей, но в то же время, по учению Отцов Церкви,
здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь
имеет своего Ангела-хранителя. «Я уверен, говорит напр. Григорий
Тов. V, 4-17; VI, 2-18; IX, 1-6, XI, 2-14.
3 Царст. XIX.
Быт. 24 гл., ст. 7.
Псал. 33, ст. 8.
Пс. XC, 10-11.
Дан. X, 20.
Ап. I, 20.
18
Богослов, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь,
как научает меня Иоанн в откровении» 1 .
Эта истина всегда ясно признавалась православною церковью.
Святой Василий Великий писал к пресвитерам Никопольским: «вас
печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворяетесь в
крове Бога Небесного и с вами Ангел-хранитель церкви» 2 . Григорий
Богослов, прощаясь с кафедрою Константинопольскою, восклицал:
«простите Ангелы, назиратели сея церкви» 3 .
Итак, существование и явления Ангелов в Св. Писании и в церкви
представляются несомненными свидетельствами.
∆ ∆ ∆
Слов. 42, Твор. св. Отцов в русск. перев., том 4, стр. 33.
Письм. 230, Твор. св. Отц. Васил., ч. I, cтр. 177.
Слов. 42, том 4, стр. 50.
ГЛАВA IV