Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ


Заимствованные из Св. Писания и из преданий Церкви

При бесчисленном множестве рассказов о явлениях духов, лож-

ных, порожденных невежеством, суеверием и предрассудками и та-

ким образом своею собственною ложью подрывающих веру в самые

действительные явления духовных существ, а этим и самую веру в

существование мира духовного с одной стороны, и при так распро-

страненном в настоящее время неверии в действительность этих яв-

лений и этого мира с другой, знакомство с такими фактами этих

явлений, действительность которых стояла бы выше всякого сомне-

ния и которые следовательно неопровержимо доказывали бы бытие

мира духовного, — есть очевидно дело настоятельной нужды и

весьма важно для истины этого бытия. С целью этого знакомства

мы представляем собрание утверждающих эту истину сведений о

явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ, заимствованных из

Св. Писания и из преданий Церкви, с замечаниями в пользу несом-

ненной истинности этих сведений.



ГЛАВА I

Явления добрых Ангелов, представляемые Св. Писанием

Ветхого Завета

ниги Ветхого Завета передают нам много фактов явления

Ê

херувимы1 ; Ангелы являлись Аврааму и предвозвестили ему

рождение сына2 ; являлись Лоту и предсказали ему погибель Со-

дома и других нечестивых городов3 ; Ангел говорил с Агарью в пус-

тыне4 ; Иаков на пути в Месопотамию видел во сне Ангелов, восхо-

дивших и нисходивших по таинственной лестнице5 ; Ангел же от-

крыл Иакову тайну, как достигнуть того, чтобы овцы рождались

пестрые6 , — и боролся с ним на обратном пути его из Месопота-

мии7 . — Все эти были добрые, благотворные Ангелы света. Равным

образом и тот Ангел, который говорил с Моисеем на Хориве из

горящего тернового куста8 и вручил ему на горе Синае скрижали

закона и которому обыкновенно усвояется имя Божие, потому что

он действовал по поручению и уполномочию Божию9 ; Ангел,

который днем в виде темного, а ночью в виде светлого облака вел




евреев по пустыне; Ангел, говоривший с Валаамом и грозивший

умертвить у него ослицу10 ,— все эти, без сомнения, были также доб-

рые Ангелы.

То же нужно сказать и о том Ангеле, который с обнаженным ме-

чом в руке являлся Иисусу Навину в равнине Иерихонской11 , назвав

себя при этом архистратигом небесных сил12 . Справедливо пола-

гают, что это был тот самый Архангел Михаил, который, по свиде-

тельству Апостола Иуды13 , спорил с сатаной о теле Моисеевом. Ан-

гел являлся жене Маноя и потом самому Маною и возвестил ему

рождение Самсона14 . Ангел возвестил Гедеону, что он освободит из-



Быт. III, 24.

Быт. XVIII, 1-10.

Быт. XIX.

Быт. XXI, 17.

Быт. XXVIII, 12.

Быт. XXI, 10, 12.

Быт. XXXII.

Исх. III, 6-7.

Исх. III, 2.



Числ. XXII, 23.



Иис. Нав. V, 13-15.

Иис. Нав. V, 13-15.

Иуд. 1-9.

Суд. XIII, 5.



раильтян от рабства моавитян 1 . Архангел Гавриил являлся Дании-

лу в Вавилоне 2 . Рафаил сопровождал молодого Товию в Мидию 3 .

Пророк Захария в своей книге упоминает о явлении ему Ангела 4 . В

книгах Ветхого Завета самый престол Саваофа изображается в таких

чертах: Господь восседает на Херувимах 5 , пред Его престолом пред-

стоят седмь высших духов 6 , всегда готовых исполнять Его волю 7 ;

четыре Херувима вечно воспевают Ему хвалу и с молитвой повер-

гаются ниц пред Его Высочайшей Святостью.

∆ ∆ ∆



Суд. VI, 12.

Дан. VIII, 15-17; IX, 21.

Тов. V, 4-5; XII, 15.

Захар. 1, 9, 10, 11.

Пс. LXXIX, 2.

Апок. I, 4.

3 Цар. XXII, 19, 20; Дан. VII, 10; Евр. I, 14. Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



ГЛАВА II

Явления добрых Ангелов, представляемые книгами

Нового Завета

В

Св. Писании Нового Завета передается также множество слу-

чаев явления добрых Ангелов. Архангел Гавриил является За-

харии, отцу Святого Иоанна Крестителя, и возвещает ему рож-

дение сына, имевшего быть предтечей Мессии 1 . Когда иудеи уви-

дели, что Захария, пробыв в храме долее обыкновенного, вышел из

него немым, то признали за несомненное, что ему было во храме

видение 2 . Тот же самый Архангел Гавриил предвозвестил Пресвя-

той Деве Марии рождение от Нее Сына Божия 3 . Когда Господь Иисус

Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пасты-

рям 4 и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира.

Далее можно признать за несомненное, что звезда, которая являлась

приходившим для поклонения младенцу Иисусу волхвам и привела

их прямым путем к Иерусалиму и оттуда в Вифлеем, была управ-

ляема добрым Ангелом 5 . Праведный Иосиф, по требованию небес-

ного вестника, вместе с младенцем Иисусом и его матерью бежал в

Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого младенца

от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти

Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную

землю 6 .

После искушения Иисуса Христа в пустыне, приступили к нему

Ангелы и служили ему 7 . Искуситель говорит Иисусу: «Бог запове-

дает Ангелам своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не

преткнешься о камень ногою твоею» 8 . Слова эта заимствованы из

девятидесятого псалма Давидова (11, 12 ст.) и доказывают веру иу-

деев в бытие Ангелов-хранителей. Спаситель подтверждает истину

существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей пос-

тоянно созерцают лицо Его небесного отца 9 . На последнем суде

добрые Ангелы отделят праведных от грешников 10 и свергнут греш-

ников в вечный огонь 11 .



Лук. I, 11-20.

Там же, ст. 21, 22.

Лук. I, 26-38.

Лук. II, 9-12.

Мф. II, 2, 7, 9, 10.

Мф. II, 13-23.

Мф. IV, 11.

Мф. IV, 6.

Мф. XVIII, 10.



Мф. XIII, 49.



Cт. 50.

14 Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



Во время душевной борьбы Иисуса Христа в Гефсиманском саду

пред Его страданиями укреплял Его Ангел, сошедший с неба1 . Пос-

ле Его воскресения, Ангелы являлись святым женам, которые при-

шли ко гробу Спасителя за тем, чтобы помазать Его тело. По сви-

детельству книги деяний Апостольских, Ангелы явились Апостолам

непосредственно по вознесении Христа на небо2 . Ангел Господень

отворил двери темницы, в которой заключены были Апостолы, и

вывел их оттуда3 . В той же книге Святой Стефан учит нас, что закон

дан иудеям при служении Ангелов4 .

Святой Апостол Петр, будучи заключен в темницу, освобождается

из нее Ангелом5 , который потом проходит с ним одну улицу и скры-

вается. Когда Святой Петр постучался в двери дома, в котором тогда

находились верные, то никто из них и верить не хотел, чтобы это

быль сам Петр: все подумали, что стучится и говорит его Ангел.

Апостол Павел также признавал существование Ангелов и дейст-

вительность их явлений6 . Когда этот Апостол рассказывал собрав-

шемуся около него народу, как он на пути в Дамаск повергнут был

на землю, фарисеи, присутствовавшие при этом, заметили тем, ко-

торые вопили против Павла: «Если дух, или Ангел говорил ему, вам

не должно противиться Богу» 7 . Святой Евангелист Лука говорит,

что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился

македонянин (вероятно, Ангел-хранитель Македонии) и просил его

прийти в Македонию для проповедания Евангелия8 .

Святой Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит о седьми Анге-

лах, которым вверен надзор над семью малоазийскими церквями.

Известно, что именем Ангелов называются здесь у Иоанна епис-

копы этих церквей. Но, по церковному преданию, каждая церковь

имеет и своего Ангела-хранителя. В Апокалипсисе вообще пред-

ставляется много различных видений и явлений Ангелов. Святой

Иоанн Богослов напр. говорит: «и видел я четырех Ангелов, стоя-

щих на четырех углах земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на

море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от

востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он

громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле

и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам,

доколе не положим печати на челах рабов Бога Нашего».

Коли предсказания греческих и других оракулов справедливо

признаются делами злого духа, то с равным правом можно сказать,



Лук. XXII, 43.

Деян. I, 10-11.

Деян. V, 19.

Деян. VII, 53.

Деян. XII, 7-9.

1 Кор. VI, 3.

Деян. XXIII, 9.

Деян. XVI, 9.



что истинным пророкам и Богопросвещенным мужам Бог давал

знать будущее посредством добрых Ангелов. Так, Архангел Гавриил

послан был Богом к Даниилу1 сообщить ему о судьбах четырех ве-

ликих монархий, о седьмидесяти седьминах и об окончании плена

вавилонского. Пророк Захария ясно говорит, что Ангел сообщил

ему все то, что он говорит, и повторяет это замечание в нескольких

местах своей книги2 . То же говорит и Св. Иоанн Богослов в своем

Апокалипсисе; именно, он говорит, что к нему послан был Богом

Ангел и открыл ему все то, что он сообщил церквам3 . В другом мес-

те4 Апокалипсиса Святой Иоанн Богослов упоминает также об Ан-

геле, который говорил с ним и в присутствии его измерял Небесный

Иерусалим. Святой Апостол Павел говорит в своем послании к Ев-

реям5 : «Если Ангелами возвещенное слово было твердо…» и пр.

∆∆∆



Дан. VIII, 16; IX, 21.

Зах. I, 9, 13, 14, 19; II, 3, 4; IV, 1, 4, 5; V, 5.

Апок. I, 1.

X, 8, 9; XI, 1, 2, 3 и д.

Евр. II, 2. Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



ГЛАВА III

Об Ангелах-хранителях

С

лово Божие как Ветхого, так и Нового Завета и равно как отцы

Церкви и церковная история ясно учат нас, что не только каж-

дый верующий, но и каждое человеческое общество, каждый

народ, каждое государство, каждая церковь имеют своих Ангелов-

хранителей, — и представляют факты явлений и действий этих Ан-

гелов.

Так, Евангелист Матфей передает нам, что Иисус Христос, убеж-

дая уважать каждого верующего, сколько бы ни казался он малым и

слабым, сказал Апостолам: блюдите, да не презрите единаго от

малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят

лице Отца Моего Небеснаго1 . Апостол Павел говорит: не вси ли суть

служебнии дуси; во служение посылаеми, за хотящих наследовать

спасение?2 . В обоих местах очевидно утверждается бытие Ангелов-

хранителей. Книга Деяний Апостолов передает нам такое событие.

Когда Апостол Петр, освобожденный из темницы Ангелом, пришел

к тому дому Марии, матери Евангелиста Марка, идеже бяху мнози

собрани и молящеся, и стал стучаться в дверь, то все бывшие в доме

верные подумали, что стучится не сам Петр, а его Ангел 3 . Это собы-

тие очевидно указывает на существование в первенствующей церк-

ви веры в Ангелов-хранителей частных лиц. Православная церковь

в лице своих отцов и учителей всегда верила и учила, что к каждому

верующему приставлен особый Ангел-хранитель. Уже в книге Ермы

Пастырь сказано: «Два духа находятся при человеке: один дух доб-

рый, другой дух злой» 4 .

Св. Василий Великий говорит: «с каждым из верных есть Ангел,

который, как детоводитель и пастырь, управляет его жизнью, против

сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не

презрите единаго от малых сих, яко Ангели их выну видят лице

Отца Моего Небеснаго» 5 . Эта истина часто высказывается Васи-

лием Великим, Ефремом Сириным, Григорием Нисским, Григорием

Богословом, Иоанном Златоустом и другими отцами и учителями

Церкви.

В писаниях Ветхого Завета истина эта представляется, правда, не

в такой степени ясности и определенности, как в Новом Завете, но

тем не менее представляется довольно ясно. Так, в книгах Ветхого



Мф. XVIII, 10.

Евр. I, 14.

Деян. XII, 12-16.

Herm. Pastor M. 6, Patr. Apost. Pag. 361, Hefele.

В 3 кн. о Св. Духе Св. Вас., част. 3, стр. 130-132.

17 Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



Завета передается много таких событий, в которых нельзя не видеть

действий, свойственных Ангелам-хранителям. Таковы напр. сле-

дующие события: Ангел был видимым спутником Товии в Раги,

избавил его от опасности при Тигре, давал ему благотворные сове-

ты, располагал все ко благу и, что всего более послужило к счастью

благочестивого семейства, устроил исцеление Товита 1 . В книгах

Царств говорится, что Пророк Илия в своем дивном служении неод-

нократно получал и пособие, и наставления, и руководство от Анге-

ла 2 . Авраам, посылая раба своего для снискания жены сыну своему,

говорит ему между прочим: Господь Бог... послет Ангела Своего

пред тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду3 . Есть

места в Ветхом Завете, которые по единогласному пониманию зани-

мавшихся толкованием Писаний Ветхого Завета Отцов Церкви, зак-

лючают учение об Ангелах-хранителях. Таковы, главным образом,

следующие места: ополчится Ангел Господень (с подлинника еврей-

ского: ополчатся Ангелы Господни) окрест боящихся Его и избавит

их 4 , и другое следующее место: не приидет к тебе зло и рана не

приблизится телеси твоему. Яко Ангелом своим заповесть о тебе,

сохранити тя во всех путех твоих5 . Достаточно ясные указания

представляет Свящ. Писание и в пользу той мысли, что и каждое че-

ловеческое общество, каждый народ и каждая церковь имеют своих

особых Ангелов-хранителей. Так, Пророк Даниил говорит о молит-

венном предстательстве пред Богом двух Ангелов-народоблюсти-

телей, Ангела-народоблюстителя, или князя Персидского Царства и

Ангела-народоблюстителя народа Израильского. Первый Ангел мо-

лил Бога об удержании народа Израильского под владычеством Пер-

сидского Царства, другой, напротив, молился об освобождении это-

го народа от ига персидского. Даниил говорит также, что именно с

этими двумя Ангелами обращался с молитвою к Богу Ангел-князь

Эллинского Царства 6 . Если же не только народ Израильский, но

также и народы Персидский и Эллинский имели своих особых Ан-

гелов-покровителей, то отсюда можно с правом заключить, что и

каждый другой народ имеет своего Ангела-хранителя. — Еванге-

лист Иоанн в первой главе Апокалипсиса передает слова Господа о

седьми Ангелах седьми церквей Малоазийских 7 . Правда, как мы

сказали уже, под именем Ангелов здесь должно разуметь и епис-

копов этих церквей, но в то же время, по учению Отцов Церкви,

здесь должно видеть и выражение той истины, что каждая церковь

имеет своего Ангела-хранителя. «Я уверен, говорит напр. Григорий



Тов. V, 4-17; VI, 2-18; IX, 1-6, XI, 2-14.

3 Царст. XIX.

Быт. 24 гл., ст. 7.

Псал. 33, ст. 8.

Пс. XC, 10-11.

Дан. X, 20.

Ап. I, 20.

18 Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



Богослов, что особенный Ангел покровительствует каждую церковь,

как научает меня Иоанн в откровении» 1 .

Эта истина всегда ясно признавалась православною церковью.

Святой Василий Великий писал к пресвитерам Никопольским: «вас

печалит, что извергнуты вы из ограды стен: но вы водворяетесь в

крове Бога Небесного и с вами Ангел-хранитель церкви» 2 . Григорий

Богослов, прощаясь с кафедрою Константинопольскою, восклицал:

«простите Ангелы, назиратели сея церкви» 3 .

Итак, существование и явления Ангелов в Св. Писании и в церкви

представляются несомненными свидетельствами.

∆ ∆ ∆



Слов. 42, Твор. св. Отцов в русск. перев., том 4, стр. 33.

Письм. 230, Твор. св. Отц. Васил., ч. I, cтр. 177.

Слов. 42, том 4, стр. 50. Сведения о явлениях Ангелов, злых духов и отшедших душ - student2.ru



ГЛАВA IV

Наши рекомендации