Височно-нижнечелюстной синдром
Височно-нижнечелюстной сустав, соединяющий верхнюю челюсть с нижней, представляет собой сложную конструкцию, требующую согласованного функционирования пяти мышц и нескольких связок. Когда что-либо мешает нормальной работе этого сустава, может развиться височно-нижнечелюстной синдром (рис. 3.1). У страдающих этим синдромом наблюдаются лицевые боли, щелкающие звуки при открывании и закрывании рта, мигрень, боль и звон в ушах, головокружение и чувствительность зубов. Синдром чаще всего возникает у женщин в возрасте от 20 до 40 лет, хотя есть большой разброс в оценках доли населения, страдающего от этого расстройства (от 28 до 86%, по понятным причинам его трудно диагностировать) [73]. Синдром вызывается многими причинами. Это может быть аномалия прикуса, удар по голове, пристрастие к жевательной резинке, кусание ногтей и склонность выдвигать вперед нижнюю челюсть. Однако наиболее распространенная причина синдрома — стискивание или скрежетание зубами (бруксизм) под воздействием стресса [74]. Лечение часто заключается в ношении акриловой вкладки (ортодонтальной шины) 24 часа в сутки либо только во время сна и/или коррекции прикуса путем избирательного стачивания зубов, установки коронок, мостов или применении методов ортодонтин. Кроме того, лица с височно-нижнечелюстным синдромом обучаются методам снижения стресса (например, биологической обратной связи), которые позволяют расслабить челюсть и свести до минимума скрежетание зубами, особенно в часы перед пробуждением [75].
Рис. 3.1. Диск, разделяющий полость височно-нижнечелюстного сустава, может разболтаться и стать источником дискомфорта. Скрежетание зубами под воздействием стресса также может быть причиной боли и/или нарушения правильного взаимного положения костей, образующих сустав
Данные, содержащиеся в специальной литературе, указывают на то, что многие болезни возникают под действием стресса. Такие нарушения, как височно-нижнечелюстной синдром, гипертония, инсульт, сердечные заболевания, язвы, мигрени, головные боли в результате напряжения мышц, рак, аллергии, астма, сенная лихорадка, ревматоидный артрит, боль в спине и т. п., могут появиться в связи с физиологическими изменениями, которые произошли в результате определенного воздействия на психику.
Возникновение и снятие стресса
В двух газетных статьях обсуждался вопрос о том, как связь между душой и телом может вызвать или облегчить болезнь. Первая статья была посвящена стрессу, под действием которого находятся работники государственных органов, в чьи обязанности входит сообщать должностным лицам о правонарушениях и нецелевом использовании средств. По-видимому, в дальнейшем эти контролеры нередко подвергаются преследованию и бойкоту. Они часто склонны к самоубийству и проявляют другие признаки психических и телесных заболеваний [76].
Вторая статья посвящена исследованию, проведенному психологом Полом Экманом, который обнаружил, что выражение на лице вызывает определенные системные реакции организма. Выражение гнева приводит к увеличению сердечного ритма и температуры кожи. Выражение страха тоже приводит к увеличению сердечного ритма, но температура кожи при этом снижается. Эти изменения происходят даже в тех случаях, когда человек не испытывает названные эмоции, а лишь отображает их на лице [77]. Не будет ли курс лечения для контролеров когда-нибудь включать занятия по театральному искусству? Научимся ли мы для укрепления здоровья изображать определенные эмоции на лице?
Если признать, что диапазон физиологических изменений, которые могут произойти под действием стресса, весьма широк, то не будет вызывать удивления тот факт, что стресс нередко бывает причиной плохого здоровья. Кроме того, хорошо известно, что плохое здоровье само по себе вызывает стресс, а это приводит к дальнейшему ухудшению состояния. На основании всего сказанного можно сделать вывод, что борьба со стрессом — одно из средств профилактики болезней, и она может стать важным дополнением к терапии, когда методы борьбы со стрессом получат должное развитие. Сейчас мы начинаем понимать те огромные возможности, которые открывают перед нами исследования взаимосвязи психики и тела. Эти знания только начинают приносить плоды. Однако есть ряд моментов, которые вы можете использовать уже сейчас для повышения качества своей жизни. Их изложению посвящена следующая часть этой книги.
Посттравматическое стрессовое расстройство
Данное расстройство возникает у людей, испытавших чрезвычайно сильное психологическое и/или физическое потрясение, которое воспринимается ими как особо мучительное. В Диагностико-статистическом руководстве (Diagnostic Statistical Manual) [78] Американской психиатрической ассоциации (American Psychiatric Association) перечислены его следующие особенности.
1. Угроза для жизни, серьезная травма, присутствие в качестве очевидца на месте трагических событий, вызывающих ощущение сильного страха и беспомощности.
2. Навязчивые картины прошлого, повторяющиеся воспоминания и эмоции, сны, кошмары, иллюзии, галлюцинации, связанные с травматическими событиями, память о которых нередко вытеснена из сознания.
Исследования в области прикладной и альтернативной медицины, проводимые в настоящее время
В 1993 году в рамках Национального института здравоохранения (National Institutes of Health) Конгресс учредил Управление по альтернативной медицине (Office of Alternative Medicine), цель которого - изучение нетрадиционных методов лечения болезней. Основанием для финансирования подобного проекта послужило огромное количество обращений жителей Америки за альтернативным лечением. Правительство решило субсидировать испытания этих методов лечения, чтобы выяснить, какие же из них действительно полезны, а какие являются пустой тратой денег или, что еще хуже, вредны и опасны. В 1997 году приблизительно 42% жителей Америки потратили на такое лечение около 27 миллионов долларов. Чтобы найти новые способы лечения, правительство распорядилось о создании Национального центра прикладной и альтернативной медицины (National Center for Complimentary and Alternative Medicine - NCCAM} и позволило его сотрудникам вести этот проект. 28 марта 2000 года при поддержке Комитета по трудоустройству, HHS и других агентств президент NCCAM Стивен Штраус сделал заявление. Он обратил внимание на:
• эффективность релаксации/визуализации и использование ромашкового чая при лечении расстройств кишечника у детей;
• полезность самогипноза, акупунктуры и остеопатии для детей с церебральным параличом;
• благотворное влияние хатха-йоги на когнитивные процессы и поведение у пожилых людей и людей с неврологическими расстройствами;
• снижение повышенного давления и других неблагоприятных для сердечной деятельности факторов путем медитации;
• комбинацию релаксации, гипноза и направленной визуализации при радиологических процедурах для снижения вредоносного воздействия лекарств, вводимых внутривенно, и увеличения безопасности пациента;
• улучшение состояния и иммунитета в результате трансцендентной медитации у членов группы поддержки больных раком груди;
• благотворное воздействие биологической обратной связи и йоги при лечении астмы;
• эффективность оздоровительной китайской гимнастики тай-цзы по сравнению с западными видами спортивных упражнений для профилактики хилости в старческом возрасте.
ПТСР появилось впервые как диагноз в выпущенном в 1980 году Американской психиатрической ассоциацией Руководстве по диагностике и статистике (Diagnostic and Statistical Manual — DSM), исправленном в 1987 и выпущенном заново в 1994 году. В Международной классификации болезней (International Classification of Disease — ICD), разработанной Всемирной Организацией Здравоохранения, диагноз ПТСР появился в 1992 году [79]. В 2000 году Международная рабочая группа по депрессиям и тревожности (International Consensus Group of Depression and Anxiety) определила ПТСР следующим образом [80]:
ПТСР — хроническое или периодически повторяющееся явление, связанное с увеличением риска развития таких вторичных тяжелых расстройств, как депрессия. Ингибиторы, провоцирующие повторное поглощение серотонина, являются наиболее рациональным медикаментозным лечением ПТСР, а эффективная терапия должна продолжаться не менее 12 месяцев. Наиболее подходящим видом терапии считается терапия, объясняющая причины стресса, с сопутствующим лечением.
Позаботьтесь о своем окружении
Знаете ли вы людей, у которых наблюдается одно или несколько расстройств, рассматриваемых в настоящей главе? Может быть, кто-либо из ваших родственников страдает от головных болей, возникающих в результате напряжения мышц, ваш сосед по комнате страдает от аллергии, а для кого-то характерен височно-нижнечелюстной синдром. Укажите имя этого человека и расстройство, которым он страдает. Имя_______________________________
Расстройство____________________________
Этот человек должен обратиться за помощью к врачу (например, к терапевту или стоматологу}, но, поскольку мы знаем, что стресс может усугубить это состояние, полезно рассказать ему также о методах борьбы со стрессом. Перечислите способы ослабления стрессовой составляющей данного состояния.
1.________
2._
3._
4._
5._
ПТСР имеет гораздо большее распространение, чем можно себе представить. По докладам эпидемиологов, большинство людей испытали в своей жизни травматические переживания, и у 25% из них появляется ПТСР [81]. Некоторые ученые уверены в том, что ПТСР распространено так же, как и любое другое психическое заболевание, однако лечение требуется далеко не всем [82]. Наличие подобных заболеваний в семье увеличивает подверженность отдельных людей. Предрасположенность к сердечным приступам и/или депрессиям также увеличивает вероятность возникновения ПТСР [83]. Более того, если вы ожидаете травматическое событие, вы таким образом увеличиваете вероятность приобретения ПТСР [84]. Это было доказано в результате изучения 106 британских солдат Миротворческих Сил в бывшей Югославии [85]. В условиях ожидания травматических событий эти солдаты проходили оперативный тренинг по управлению стрессом. В результате им удалось снизить показатели уровня ПТСР. Исследователи заключили, что «высокая вероятность психиатрических расстройств не связана напрямую с перенесенным военным конфликтом».
Те, кто успешно справился с посттравматическим стрессом, обычно поддерживают нормальные отношения с членами семьи и друзьями, они не зацикливаются на пережитой травме, доверяют людям, религиозны, оптимистичны и обладают чувством юмора [86]. Следующие разделы этой книги подтвердят нашу точку зрения, касающуюся того, что все это позволяет эффективно бороться со стрессом.
Стресс и другие расстройства
Установлено, что стресс отрицательно сказывается и на других составляющих здоровья. Например, он может вызвать выкидыш у беременных женщин. Согласно одному исследованию, 70% женщин, имевших выкидыш, испытали по крайней
мере одну стрессовую ситуацию за 4-5 месяцев до выкидыша, в то время как соответствующая доля женщин, не имевших выкидыша, составляет 52% [87]. В значительной степени это характерно для женщин более старшего возраста или вынашивающих первого ребенка [88]. Стресс также вызывает преждевременные роды [89].
Даже спортивные травмы могут быть вызваны стрессом [90]. Некоторое время назад было установлено, что травмы чаще случаются у спортсменов, недавно испытавших воздействие стресс-факторов и не сумевших мобилизовать свои душевные силы и опыт на преодоление стресса. Модель получения травмы в результате стресса впервые была описана Андерсоном и Уильямсом [91]. Согласно этой модели, во время спортивных мероприятий, которые сами по себе являются источником стресса, ранее пережитые спортсменом стрессовые ситуации, а также особенности личности и способность преодолевать трудности определяют реакцию спортсмена на стресс. При высоком уровне стресса и низкой способности преодолевать трудности возникает мышечное напряжение, и с участия в мероприятии внимание спортсмена переключается на стресс. Андерсон и Уильяме высказали гипотезу, что повышенное напряжение мышц, сужение поля зрения и снижение стойкости к воздействию отвлекающих факторов — основные причины спортивных травм. Эту гипотезу также подтверждают работы Смита, Смола и Птацека, которые определили, что спортсмены, имеющие низкий рейтинг с точки зрения способности устанавливать дружеские связи и психологических навыков преодоления трудностей, получают больше травм [92, 93]. Логично предположить, что стресс также играет определенную роль в дорожно-транспортных происшествиях, поскольку вызывает сужение поля зрения и снижение стойкости к воздействию отвлекающих факторов.
Стресс также вызывает простуду, замедляет процесс выздоровления и приводит к посттравматическим расстройствам.
Выводы
• Психосоматическая болезнь затрагивает психику и тело. Это настоящая болезнь, а не просто состояние духа.
• Психосоматическая болезнь психогенного происхождения — это физическая болезнь, вызванная эмоциональным стрессом. Болезнь не вызывается проникновением болезнетворных микроорганизмов; это сознание меняет физиологию таким образом, что происходит нарушение нормального функционирования организма.
• Психосоматическая болезнь соматогенного происхождения возникает тогда, когда психика снижает устойчивость организма к болезнетворным микробам или естественному дегенеративному процессу.
• Стресс сопутствует таким болезням, как гипертония, инсульт, ишемическая болезнь сердца, язвы, мигрень, головные боли в результате напряжения мышц, рак, аллергии, астма, сенная лихорадка, ревматоидный артрит, боль в спине и височно-нижнечелюстной синдром.
• Поскольку стресс повышает артериальное давление и содержание холестерина в сыворотке крови, неудивительно, что в результате научных исследований установлена его связь с гипертонией, инсультом и ишемической болезнью сердца.
• Стресс снижает эффективность работы иммунной системы путем уменьшения числа Т-лимфоцитов. В результате становятся более вероятными аллергические реакции, приступы астмы и даже рак.
• Стресс усиливает мышечное напряжение и иммобилизацию мышц. Эти явления считают причиной головных болей в результате напряжения мышц, болей в спине, шее и плечах.
ГЛАВА 4 Изменение восприятия
Маленький мальчик спросил своего старшего брата, откуда берутся дети. Старший брат ответил ему, что детей приносит аист. В поисках подтверждения этого поразительного открытия маленький мальчик задал тот же вопрос своему отцу. Отец также сказал ему, что детей приносит аист. Не желая быть невежливым, но все еще не совсем удовлетворенный, мальчик обратился к всезнающему мудрецу — своему дедушке и задал ему тот же вопрос: «Откуда же берутся дети?*. Дедушка, следуя общей линии, ответил, что детей приносит аист. Придя на следующий день в школу, мальчик обсудил услышанное дома с учителем и одноклассниками и пришел к выводу, что в его семье, по крайней мере, на протяжении трех поколений, не было нормальных сексуальных отношений.
Дома мальчика явно вводили в заблуждение. Поэтому, чтобы у вас не сложилось ошибочных представлений о методах борьбы со стрессом, в части I этой книги мы рассказали вам о природе стресса, привели примеры стресс-факторов, описали, как реагирует на них организм, назвали болезни и расстройства, возникающие под действием стресса. Теперь вам будет легче воспринимать борьбу со стрессом как комплекс мер, а не просто действия, выполняемые в соответствии с указаниями какого-нибудь гуру. Не существует простых решений задачи борьбы со стрессом. В этой главе предлагается модель, описывающая стресс и его связь с болезнью, причем действия по борьбе со стрессом рассматриваются в рамках модели как вмешательство. Вмешательство осуществляется для того, чтобы предотвратить негативные последствия, которые могут вызвать стресс-факторы: психологический дискомфорт, чувство беспокойства, недомогание и болезнь. Вскоре вы увидите, что комплексный контроль над стрессом имеет смысл, логически обоснован и может быть осуществим и что в ваших силах справиться со своим стрессом.
Первая часть этой книги обеспечила нас информацией о природе стресса, примерах стрессоров, способе, которым тело реагирует на стрессоры, и недомоганиях и болезнях, связанных со стрессом. Вы уже поняли, что умение справляться со стрессом — это скорее комплекс мероприятий, нежели следование указаниям какого-либо узкого специалиста. Нет готового ответа на вопрос: как справиться со стрессом. Однако существует система управления стрессом, которую вы можете использовать, чтобы контролировать стресс и уровень напряжения организма. Эта глава представляет модель стресса, его связи с болезнью и техники управления стрессом. Вмешательства позволяют блокировать стрессор и препятствуют его выражению в негативных последствиях, таких как психологический дискомфорт, тревога, недомогание и болезни. Вы скоро убедитесь в том, что со стрессом можно справиться, его можно взять под контроль, и в том, что вы можете управлять своим собственным стрессом.
Модель стресса
Вы начинаете испытывать стресс, попадая в жизненную ситуацию, которая (постепенно или внезапно) выводит вас из состояния равновесия. Некий фактор мягко или энергично лишает вас устойчивости, и вам нужно исправить возникший дисбаланс. Данное дестабилизирующее воздействие может представлять собой изменение температуры, угрозу, исходящую от другого человека, смерть любимого человека или какое-либо иное изменение в вашей жизни, к которому вы должны адаптироваться.
Однако все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой и, как мы увидим позднее, ею можно управлять.
Для многих людей смерть любимого человека — ужасное событие, и они зацикливаются на этой потере. Другие также могут рассматривать смерть любимого как нечто трагическое, но при этом думать о прекрасном времени, пережитом вместе с тем, кого уже нет. Поэтому жизненная ситуация, к которой вы должны адаптироваться, представляет собой необходимый, но не единственный компонент стресса. Важно, чтобы вы воспринимали эту жизненную ситуацию как стрессовую.
Перед нами — ситуация, воспринятая нами как стрессовая (внушающая беспокойство). Это представлено на рис. 4.1. За восприятием следует эмоциональная реакция на причинившее страдание событие жизни. Восприятие жизненной ситуации как стрессовой может вызвать страх, гнев, чувство опасности или ощущение, что вы стали объектом внезапной атаки, состояние потрясения, фрустрации и беспомощности.
Рис. 4.1. Восприятие жизненной ситуации
Эти чувства приводят к физиологическому возбуждению. Как уже говорилось в главе 2, стрессовая реактивность включает повышение уровня холестерина в сыворотке крови, учащения дыхательных и сердечных ритмов, повышения мышечного напряжения, артериального давления и уровня глюкозы в крови вместе со снижением эффективности иммунной системы, пищеварения, силы сердечной мышцы и гистаминной эффективности. Если физиологическое возбуждение хроническое или длительное, оно может вылиться в недомогание или болезнь. Вместе с тем стресс может привести и к другим последствиям: низкой работоспособности, межличностным конфликтам или другим негативным эффектам. На этом построение модели стресса завершено. Сама модель представлена на рис. 4.2.
Чтобы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса. Предположим, что вы работаете в автомобильной индустрии и относительно хорошо устроены. Ваша работа доставляет вам удовольствие. Вы работаете на одном и том же месте уже восемь лет,
чувствуете себя достаточно комфортно, находитесь в хороших отношениях с сотрудниками, знаете время перерывов на кофе, разработали лучшие маршруты для поездок на работу и с работы и знаете, с кем следует быть особенно деликатным. К несчастью, ситуация в экономике изменяется в худшую сторону. Получать кредиты становится труднее, растут процентные ставки.
Рис. 4.2. Модель стресса
Люди перестают покупать машины, и ваша компания решает уволить несколько сотен работников. В конверте с зарплатой — уведомление об увольнении. Таким образом, перед вами возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться.
Вы считаете эту ситуацию концом света! Как вы будете платить за квартиру, на что покупать еду и оплачивать медицинские счета? Как вы будете проводить время? Что люди подумают о вас? Сможете ли вы получить другую работу? С чего начать ее поиски? Вопросы, заботы, проблемы. Таким образом, вы сейчас перешли ко второму этапу модели: восприняли увольнение как стрессовую ситуацию. Признайте, однако, что не все воспримут это же событие как внушающее серьезное беспокойство. Некоторые из ваших коллег могут сказать:
1. Увольнение не самое лучшее, что могло произойти со мной, но на самом деле я нуждаюсь в отдыхе. В последнее время я работал слишком много.
2. Я использую представившуюся возможность для того, чтобы проводить больше времени с моими детьми.
3. Я воспользуюсь этой ситуацией, чтобы навестить своих друзей. Я всегда хотел иметь время, чтобы сделать это.
Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между нею и своим восприятием ситуации. Они изменили свою когнитивную оценку увольнения. Они не восприняли событие как глобальную катастрофу, и поэтому оно не стало катастрофой для них.
Вы, однако, восприняли увольнение как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение, Вы испытываете страх перед будущим, сомневаетесь в своей состоятельности. Вы обозлены на начальника за то, что попали в число уволенных. Вы расстроены сложившейся ситуацией и не знаете, что делать дальше. Эти чувства выражаются в физиологическом возбуждении. У вас увеличивается содержание жира в крови, усиливается потоотделение, вы по-другому дышите, напрягаете свои мышцы, выделяете больше соляной кислоты, у вас сни-
жается количество лимфоцитов в крови, призванных противодействовать носителям инфекции
Если вы не сумеете каким-либо образом преодолеть эти нарастающие последствия стресса, если ситуация и ваша реакция на нее останутся неизменными, у вас высок риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни.
Рис. 4.3. Представьте себе, что модель стресса - это карта дороги, которая проходит через несколько городов. Как и на любой другой дороге, на этом пути вы можете
поставить барьеры
Установление барьера
В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний и других негативных последствий. В этом случае вы можете вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров в различных точках модели теории стресса (рис. 4.3). Эта модель состоит из последовательных фаз, где каждая зависит от полного развития предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной степени повлияет на процесс. Например, перед вами — жизненная ситуация, требующая адаптации. Между этой ситуацией и следующей фазой — восприятием ее как стрессовой — можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения (седативных препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов), запрещенных средств (наркотиков) или проявленного упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие.
Относительно последнего — вы можете сосредоточиться на положительной стороне ситуации (всегда есть что-то позитивное в любой ситуации, потому что она могла сложиться еще хуже). Барьер может быть установлен между фазой восприятия и эмоциональной фазой.
Различные методы релаксации также препятствуют переходу эмоциональных реакций в устойчивое физиологическое возбуждение. Когда возникает физиологическое возбуждение, барьер между ним и ухудшающимся самочувствием должен заключаться в некоторой форме физической активности, которая использует созданные стрессом продукты (например, повышенный уровень адреналина в крови). Помните, что на этой точке физиологического возбуждения ваше тело подготовило себя к ответу на вопрос: «Бороться или сдаваться?». Физические упражнения (например, бег трусцой) мобилизуют ваш организм на защиту своего потенциала и предотвратят ухудшение здоровья в результате физиологического возбуждения.