Отправление естественных нужд
От того, как ребенок первых месяцев жизни отправляет свои естественные нужды, зависит его сексуальное здоровье во взрослом возрасте и здоровье его мочеполовой системы. На эти процессы тоже распространяются биологические закономерности, которые необходимо учитывать. Поэтому родители, принимая решение о налаживании высаживания или об использовании одноразовых подгузников, должны понимать, что от правильной организации отправления естественных нужд зависит несколько задач развития будущего человека — установление контроля над сфинктерами, осознание своего тела, а также рост и функционирование мочеполовой системы и прямой кишки. Каждая из этих задач решается на первом году жизни путем организации высаживания в соответствии с физиологическими потребностями и врожденными рефлексами ребенка. Успешное и своевременное решение этих психофизиологических задач обеспечивает базу для сексуального здоровья человека.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами
Основы полового поведения человека закладываются до трех лет и базируются на законах биологии. В этом возрасте ребенок устанавливает контроль над работой мочеиспускательного и анального сфинктеров. От того, насколько он подчинит себе эти мышцы, будет зависеть его способность управлять мочеиспусканием и дефекацией. Кроме того, от способности напрягать и расслаблять сфинктеры будет зависеть сексуальная потенция, способность испытывать оргазм и чувство удовлетворения в результате полового акта.
Высаживанием называется действие матери или опекуна, которое способствует опорожнению мочевого пузыря и прямой кишки грудного ребенка. Высаживание может осуществляться до тех пор, пока ребенок не научится полностью обслуживать себя в этом отношении, т. е. до двух лет.
Все древние народы высаживали своих младенцев — это было нормой жизни. Высаживание грудного ребенка бьыо чрезвычайно важно с точки зрения выживания. Если бы первобытные матери не высаживали своих детенышей, а ходили испачканными в их испражнениях, то они стали бы легкой добычей хищников.
Наиболее гармоничным, с точки зрения биологии, является установление контроля над работой сфинктеров (иными словами, над мочеиспусканием и дефекацией) в первые три месяца жизни.
Находясь в околоплодных водах, неродившийся младенец мочится бессознательно. Для него этот процесс практически такой же, как работа печени или сердца. При прохождении по родовым путям у ребенка возникает спазм сфинктеров, который вызывает у него боль и страх. Первые три месяца после рождения спазм сфинктеров, возникающий перед мочеиспусканием или дефекацией, продолжает вызывать у него те же неприятные чувства, отчего малыш начинает плакать.
Наличие мочеиспускательного рефлекса дает матери возможность контролировать работу сфинктеров новорожденного и высаживать малыша по его сигналу. Благодаря материнскому контролю с первых дней жизни у ребенка формируется собственная способность управлять сфинктерами. Постепенно мочеиспускательный рефлекс угасает, и к трем месяцам ему на смену приходит способность ребенка самостоятельно контролировать свои сфинктеры.
физиологические особенности новорожденного
Осознание своего тела
Новорожденный не знает, что у него есть тело. Он не знает, что у него есть лицо, руки, ноги, голова. Примерно в 1,5—2 месяца ребенок обнаруживает, что у него есть руки, за которыми он начинает наблюдать, и начинает внимательно слушать свое тело. Малыш удивляется и внимательно прислушивается к себе в момент, когда выходят газы или когда он опорожняет кишечник. С этого времени он начинает понимать: «Это происходит у меня!».
Когда младенец осознает, что ощущаемые им процессы происходят в его теле, он получает первую возможность управлять ими. Таким образом, к трем месяцам ребенок уже контролирует работу сфинктеров, не понимая их точного расположения на своем теле, но уже точно зная, что этот процесс происходит у него.
Примерно в четыре месяца малыш, ощупывая свое тело, обнаруживает живот, ноги и свои половые органы. Благодаря этому новому знанию о своем теле ребенок понимает, где именно находятся сфинктеры, которыми он уже умеет управлять.
На этапе осознания половых органов чрезвычайно важно, чтобы малыш нащупал именно свои половые органы, а не одноразовый подгузник, в быту называемый «памперс», или ползунки, поскольку именно это первое впечатление войдет в его сознание на всю жизнь. Если в результате изучения своего тела Как только мама положила ребенка, он сразу же перевернулся на живот и, внимательно слушая свое тело, сделал под себя лужицу. Подобное поведение, свойственное малышу в 3—4 месяца, — это необходимый процесс исследования собственного тела, без которого невозможно развитие ребенка
малыш усвоит тот факт, что у него нет половых органов, а есть «памперс» или штанишки, это не будет способствовать его психическому и
сексуальному здоровью — очень сложно быть адекватным в отношении сексуальности, если у тебя нет половых органов и, фактически, нет пола.
Чтобы убедиться в правильности своих выводов, малыш начинает делать «пи-пи» под себя, перевернувшись на живот. Приэтом он внимательно слушает, что происходит в его теле. Положение на животе позволяет лучше ощущать, что происходит в районе гениталий, и лучше контролировать происходящие там процессы. Реализация этого этапа — этапа привязки функции к телу — определяет психосоматическое здоровье мочеполовой системы в целом.
Наши знания о собственном теле складываются с раннего возраста из наших повседневных наблюдений, а точнее, из возможности осматривать и ощупывать себя. Мы прекрасно знаем свои руки, ноги, живот, грудь, потому что мы можем потрогать и осмотреть эти части тела. Мы меньше знаем о своих шее, лице и спине, потому что можем только ощупать их. Мы ничего не знаем о своих внутренних органах, поскольку не можем ни осмотреть, ни ощупать их.
физиологические особенности новорожденного