Слабость заставила меня утратить всякое самообладание; я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне верный путь. Теперь я твой ученик, поручаю тебе душу мою. Прошу, научи меня
Я не в силах успокоить боль, иссушающую мои чувства. Ее не утолит даже процветающее царство, не имеющее себе равных на земле, и верховная власть, подобная той, которой обладают полубоги на небесах.
Говинда, я не буду сражаться”.
Верховная божественная личность произнес: “Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых.
Поэтому сражайся, о потомок Бхараты. О Партха, как может человек, знающий, что душа неразрушима, вечна, нерождена и неизменна, убить кого-либо или заставить кого-либо убивать?
Зная это, не следует скорбеть о теле.
Если же ты полагаешь, что душа однажды рождается и навсегда умирает, все равно нет причины для скорби, о сильнорукий Арджуна.
Все сотворенное существует вначале в непроявленном состоянии, проявляется в промежуточной стадии и опять уходит в непроявленность после уничтожения Вселенной. Так зачем же печалиться?
Что же касается твоего долга воина, то знай, что нет лучшего для тебя занятия, чем сражаться, служа собственному предназначению. Поэтому не надо колебаться. О сын Кунти, либо ты будешь убит и достигнешь небесного царства, либо ты завоюешь царство земное и будешь наслаждаться им.
Ты имеешь только право исполнять свой долг, но плоды твоих действий не принадлежат тебе. Никогда не считай себя причиной результатов своей деятельности и не пытайся уклоняться от исполнения долга.
Будь уравновешен, Арджуна, исполняй свой долг, не беспокоясь об успехе или неудаче. Такое самообладание называется йогой.
Человек, занятый преданным служением Господу, освобождается даже в этой жизни от кармических последствий, как хороших, так и плохих. Поэтому стремись к йоге, в которой заключено все искусство деятельности. Каждый вынужден действовать в соответствии с качествами материальной природы; поэтому никто не может удержаться от деятельности, даже на мгновение. Исполняй свой долг, ибо это лучше, чем не работать. Без работы невозможно поддерживать свое материальное тело. Осознавший себя человек, выполняя свои обязанности, не стремится к какой-либо цели, но нет у него причин и не выполнять их.
Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о плодах своей деятельности, ибо, действуя так, он достигает Всевышнего.
Поэтому, о Арджуна, посвятив Мне все свои действия, полностью осознавая меня, не желая выгоды, без притязаний на собственничество и стряхнув апатию, сражайся.
Даже умные люди не знают, что есть действие и что – бездействие. Теперь Я объясню тебе, что есть действие, и, зная это, ты освободишься от всех несчастий. Все хитросплетения деятельности очень сложны для понимания.
Тот из людей разумен, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии; его положение отстранено, хотя он и занят разнообразной деятельностью. Отказавшись от всякой привязанности к результатам своей деятельности, всегда удовлетворенный и независимый, он не совершает действий, приносящих плоды, хотя и занят всевозможными делами.
Тот, кто довольствуется прибылью, которая приходит сама собой, кто свободен от двойственности, свободен от зависти, кто сохраняет твердость как в успехе, так и в неудаче, тот никогда не запутывается в сетях кармы, хотя и совершает различные действия.
Итак, встань и приготовься сражаться и завоевать славу. Победи своих врагов и вволю наслаждайся процветающим царством. По Моему замыслу все они уже погибли; ты же, Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении.
Если ты не способен следовать этому, тогда посвяти себя получению знаний. Однако лучшие знания – медитация, а лучше медитации – отречение от плодов своего труда, ибо через такое отречение можно достичь спокойствия разума”. Так внимал я беседе двух великих душ Кришны и Арджуны. И столь удивительно то, что я услышал, что волосы у меня встают дыбом».
Этот отрывок – часть Махабхараты, величайшего эпоса народов Индии. Махабхарата содержит более 100 000 двустиший, что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи, вместе взятых.
ОСВОБОЖДЕНИЕ
Шульц утверждал, что при правильных и регулярных тренировках на освоение высшей ступени требуется полтора года. Это, конечно, рекламный ход. Редко кто сможет уложиться в этот срок, если только он, подобно тибетским мистикам, не будет сидеть все эти полтора года в пещере. Да и то...
Срок в полтора года может быть выдержан при нескольких условиях. Самое важное из них – это регулярность занятий. На первом этапе занятия должны проходить не менее трех раз в день. А на последующих – не менее одного раза в день в течение часа. Тут надо понимать, что если во время часового сеанса вы десять минут работали с сознанием, а остальные пятьдесят минут занимались размышлениями, воспоминаниями или фантазированием, значит, реальное время тренировки было только десять минут.
Кроме того, занятия под руководством опытного учителя всегда более эффективны.
*****
Разделение на этапы является условным. Каждый этап должен быть освоен хорошо, однако, та последовательность освоения, которую я предложил в этой книге, является желательной, но не обязательной.
Переход на более глубокие уровни труднее дается людям с преобладанием интеллектуального мышления, склонным к контролированию всех аспектов своей жизни. А также людям со страхом перед будущим, склонным тревожиться по поводу последствий своих действий.
Контроль мешает им войти в состояние неопределенности, тем самым сильно ограничивая управление энергиями. Медитация вскрывает зоны излишнего контролирования.
Когда во время медитации человек не может погрузиться в глубокие уровни транса, откуда возможно управление тонусом сосудов или другими подобными функциями, он сталкивается с законом, который гласит: «Управление объектами и событиями, неподвластными прямому контролю и волевому влиянию, может быть осуществлено только через моменты неопределенности». А момент неопределенности всегда предваряется следованием потоку без сопротивления. Следовать потоку в неопределенности – это скользить по абсолютно гладкому склону без возможности повлиять на направление и скорость и без знания того, куда это нас приведет. «Тому, кто подчинился течению Дао, следуя естественным процессам неба и земли, несложно управлять всем миром».
На всех этапах практики, начиная от самых простых и заканчивая самыми продвинутыми, занимающийся встречается с трудностями в виде всевозможных страхов. Самый главный страх – страх потери контроля. При опросах принимающих ЛСД (сильный галлюциноген) выяснилось, что 80 % из них считают опыт, приобретенный во время сеанса с ЛСД, положительным и лишь 20 % – отрицательным. В дальнейшем выяснилось, что в состав этих 20 % входили люди, которые не смогли довериться процессу, боялись отпустить себя, позволить развернуться надвигающимся энергетическим паттернам. Они сопротивлялись приходу негативных ощущений, не в состоянии были взглянуть в лицо своим страхам и пытались контролировать себя. Тем самым они блокировали течение энергий. Зато те, кто сумел войти в процесс, после прохождения кризиса испытывали чувство необычайной свободы и радости.
Кризис всегда сопровождает рост. Буддисты знают, что переход на новый психический уровень совершается через ощущение хаоса, через сомнения и даже страх смерти. За «великой смертью» следует пробуждение и «великая радость», которая выражается естественным смехом. Весь этот процесс – эквивалент самокатарсиса и перепросмотра. Кризисы и следующие за ними просветления расцениваются как центральный опыт и как подтверждение правильности практики. После прохождения очередного кризиса буддист испытывает озарение, проявляющееся в постижении смысла бытия, эйфорических ощущениях, осознании ответов на неразрешимые вопросы.
Второе по важности препятствие в медитациях – торопливость. Необходима регулярность, но не торопливость. Научитесь торопиться не спеша. Торопливость – одно из проявлений страха потери контроля. Когда вы это почувствуете, сразу пойдет прогресс.
*****
Анекдот про аутотренинг.
Встречаются два друга и обсуждают свои сексуальные возможности.
– Я в последние годы сильно сдал, больше одного раза за ночь уже не могу, – жалуется Джон.
Друг отвечает:
– Со мной тоже такое происходило. Но теперь я применяю аутотренинг. После секса погружаюсь в транс и даю себе установку, что через пятнадцать минут проснусь и смогу сделать это снова. Выхожу из транса, занимаюсь сексом второй раз. После этого снова ввожу себя в транс и даю установку, что через пятнадцать минут проснусь бодрым и сильным и снова буду заниматься сексом. Просыпаюсь и третий раз удовлетворяю свою женщину. Таким образом, три раза за ночь для меня не проблема. Могу и тебя научить аутотренингу.
Пройдя курс обучения у своего друга, Джон, наконец, решается применить аутотренинг на практике. После первого оргазма с женой погружается в транс и дает себе установку, что после пробуждения сможет это повторить. Просыпается, занимается сексом, снова вводит себя в транс и настраивается снова. Просыпается, занимается сексом третий раз и удовлетворенный засыпает. Утром звонит будильник. Но после такой бурной ночи пробуждение дается весьма тяжело, и Джон немного опаздывает на работу. Начальник грозится его уволить, на что Джон говорит:
– Я пятнадцать лет служил вам без единого замечания. Неужели вы хотите уволить меня за то, что я впервые за пятнадцать лет опоздал на какие-то десять минут?
– Какие-то десять минут? Ничего себе! А где же вы были вчера и позавчера?
*****
Впервые я познакомился с аутогенной тренировкой Шульца, когда мне было пятнадцать лет, был просто поражен ею и обязательно хотел освоить высшую ступень, с помощью которой собирался входить в измененные состояния сознания и жить в иных реальностях, созданных с помощью моей воли. В то время я был влюблен в девочку из четвертого подъезда и мечтал о том, как буду целоваться с ней на морском песчаном пляже. Такая была подростковая эротическая фантазия. Конечно же, это должно было происходить в виртуальном мире, ибо, когда я приближался к моей девочке в настоящей жизни, ноги становились ватными, а язык переставал меня слушаться. Страх был сильнее моей воли. Этот страх заставлял меня демонстративно ее не замечать и делать равнодушный вид, хотя желал я совершенно другого.
Таков закон: неспособность к реальной жизни заставляет бросать силы на изучение мира внутреннего. Но отношения между сознанием и реальностью задуманы очень хитро. Самостоятельное погружение в глубокие медитативные уровни возможно только через разрядку программирующих матриц, в том числе и тех, что вызывают стыд и страх перед женщинами. К тому времени, когда человек приближается к возможности создавать внутренние миры, те проблемы, которые толкнули его на начать совершенствоваться, уже перестают быть для него проблемами.
Человек постепенно освобождается от форм поведения, которые стали его рефлексами, от страхов. Он перестает быть биороботом. «Много лет назад я, как обычно, медитировал в Индии. Когда я наблюдал, как приходят и уходят мои мысли, я заметил знакомую мысль, которая звучала точно, как голос моей матери. Мысль говорила: “Весь этот путь – постоянный тяжелый бой”. Обычно я бы автоматически слился с этой мыслью и пережил разочарование и тщетность ее слов. Однако в этот раз я смог наблюдать ее и не отождествиться с ней. Впервые я почувствовал свободу от этой мысли и пережил открытое пространство, оставшееся после слияния с ней». (С. Волински).
«Энергия становилась все более сильной, и я думал, что схожу с ума. Я ждал, когда что-то покажется из-под моего обычного сознания. Пришло: “Извините, что я есть”. Я рассматривал это, наблюдал это и следил за тем, как оно стихает (исчезает). Я оказался совершенно в другом состоянии. Действительно, я бессознательно в своей жизни вел себя, говоря: «Извините, что я есть». Это было моим шаблоном поведения в жизни. Я увидел это как объект и смог отпустить его на свободу. По-видимому, нельзя отпустить что-то на свободу, пока не узнаешь, что это» (С. Волински).
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ