Ориентировочной основы действия

СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Значение изучения темы:

Оральный или головной отдел живых организмов стал в процессе эволюционного развития участком, в котором сформировались наиболее тонкие и эффективные аппараты оценки параметров внешней среды, воз­действия на нее и взаимодействия с ней. И.П.Павлов использовал термин "оральный анализатор" для обозначения ротового анализатора, подчерки­вая этим не только его цетрально-периферическое единство, но и исклю­чительную роль в организации пищеварительной деятельности, в форми­ровании пищевого поведения и получения информации о качественном составе объектов, попадающих в полость рта.

Многочисленные функции органов полости рта и челюстно-лице-вой области в физиологии и медицине необходимо рассматривать с уче­том их участия в формировании пищевого комка, речи, сенсорной и защитной функции.

Сенсорные аспекты происходят с участием двигательной деяте­льности. Деятельность слюнных желез, адекватная двигательной, невоз­можна без сенсорной коррекции. Таким образом, особенностью органов полости рта является единство сенсорного, моторного и секреторного факторов, характеризующих их функционирование.

Среди вопросов, которые должны рассматриваться по физиологии системы пищеварения, встречаются и те, которые ориентируют на устано­вление естественной способности частей организма взаимодействовать между собой и на формирование функциональной системы питания, обеспе­чивающей оптимальный для метаболизма уровень питательных веществ в организме.

Современные представления о деятельности системы пищеварения в значительной степени определяются интеграцией с различными специаль­ностями - иммунологией, эндокринологией, патофизиологией, микробиоло­гией и др. От успеха этой интеграции зависит общий уровень врачебного мышления, своевременность и правильность лечения многих заболеваний.

1.2 Цели изучения темы:

На основе знания системы пищеварения, структуры вкусового анализатора, секреторной функции слюнных желез и умения оценить состав и свойства секрета слюнных желез, механизмы механической обработки пищи в полости рта научиться обосновывать тактику влияния на функциональные проявления при их отклонении от нормы, а также выполнять оценку состояния секреторной функции слюнных желез и

механической обработки пищи в полости рта.

Это умение складывается из следующих конкретных умений:

- уметь описать строение вкусового анализатора;

- интерпретировать морфологические особенности слюнных желез, обеспечивающие их функции;

- знать методы оценки секреторной и двигательной функции в полости рта, уметь интерпретировать результаты, полученные при оценке состояния этих функций;

- уметь описать действие механизмов регуляции секреторной и двигательной функции при пищеварении в полости рта.

Структура содержания темы.

Тема включает следующие концептуальные положения:

- содержание питательных веществ в крови и во внутренней среде организма поддерживается на определенном уровне функциональной системой питания;

- процесс пищеварения начинается с попадания пищи в полость рта - это начальный этап переработки пищевых продуктов на этапах пищеварительного конвейера;

- вкусовая чувствительность определяется не только характером и параметрами действующих раздражителей, но и особенностями центро­бежных влияний, обусловленных функциональным состоянием организма;

- функциональная система, обеспечивающая формирование пище­вого комка, как интеграция периферических и центральных образований.

План изучения темы.

Перечень лекций, практических занятий, лабораторных работ, посвященных изучению данной темы.

Тема лекции: "Физиология пищеварительной системы. Характе­ристика процессов пищеварения в ротовой полости. Регуляция процесса саливации".

Тема практического занятия: "Пищеварение в полости рта". Лабораторная работа № 1 "Определение вкусовой чувствительности". Лабораторная работа № 2 "Определение вкусовых полей". Лабораторная работа № 3 "Влияние некоторых факторов на количество выделяемой слюны".

Лабораторная работа № 4 "Мастикациография".

Напутствие студенту:

Работа с пособием данного типа - это решение задач, последова­тельно ведущих к конечной цели. Механическое заучивание при этом не требуется. Из введения Вы узнали, для чего будущему врачу нужно изучать данную тему (раздел) и чему конкретно нужно научиться.

Приступайте к выполнению заданий.

II. ЗАДАНИЕ НА УСВОЕНИЕ

ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ

(Формирование исходного уровня знаний и умений)

Задание II. 1. Цель самоподготовки - вырабатывать умение теоре­тически обосновывать и применять знание механизмов регуляции секре­торной функции слюнных желез, проявления защитных и гидролити­ческих свойств слюны, механизмов регуляции двигательной функции при пищеварении в полости рта для решения ситуационных задач-моделей.

Задание II. 2. Соотнесите требования к исходному уровню знаний-умений, необходимых для решения задач темы, с Вашими знаниями-уме­ниями. Для этого решите представленные в этом разделе задачи и проверьте себя по эталонам ответов в приложении.

Если возникнут трудности теоретического характера, проработайте имеющийся информационный блок по этой теме и вновь проверьте себя на задачах № 1-19.

Если затруднения останутся, конкретно сформулируйте их для обсуждения с преподавателем.

Перечень знаний-умений, которыми студент должен владеть на
занятии:

- знать физиологическую сущность процессов пищеварения, струк­туру системы пищеварения, ее функции;

- знать о функциях полости рта как начального отдела системы, знать структуру вкусового анализатора;

- уметь дать характеристику основных слюнных желез, состава слюны;

- уметь оценить адекватность функции слюнных желез характеру раздражителя;

- уметь схематически изобразить рефлекторные дуги, обуславливающие действие нервной системы на слюноотделение и двигательные проявления.

Информационный блок по теме.

Задачи с эталонами ответов для проверки исходного уровня знаний.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК ПО ТЕМЕ:

"СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОРГАНИЗМЕ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА"

Постоянно протекающие в организме процессы ассимиляции и диссимиляции требуют регулярного поступления в организм питательных веществ. Для обеспечения процесса ассимиляции, усвоения пищевых веществ, используемых в качестве энергетического и пластического материала в животных организмах в филогенезе, сформировалась система органов пищеварения, выполняющая функции физической и химической переработки пищевых веществ.

В настоящее время пищеварение рассматривают как совокупность процессов, которые предшествуют обмену веществ - метаболизму. Они включают физическую и химическую обработку пищи до образования веществ, которые могут всасываться в кровь, транспортироваться кровью и усваиваться клетками тканей. Ведущая роль в процессах пищеварения принадлежит химическим процессам - гидролитическому расщеплению пищевых веществ под влиянием ферментов. В зависимости от источника гидролитических ферментов различают 3 типа пищеварения.

Симбионтное пищеварение - в механизмах расщепления пищевых продуктов значительную роль играют ферменты, продуцируемые симбионтными организмами (бактерии, простейшие).

Аутолитическое пищеварение - в расщеплении пищи принимают участие ферменты пищевых веществ.

Собственное пищеварение - ферментные системы вырабатываются в организме, ассимилирующем пищевые вещества.

По локализации процессов пищеварения выделяют следующие виды пищеварения:

1. Внутриклеточное пищеварение - гидролиз питательных веществ, попавших внутрь клетки путем фагоцитоза или пиноцитоза (у человека сохраняется в виде переваривания небольшой части олигопептидов в энтероцитах тонкого кишечника).

2. Внеклеточное пищеварение:

а) дистантное (полостное) - образуемые ферментные системы
выделяются в полость пищевой трубки в составе секретов;

б) контактное (пристеночное, мембранное) - пищеварение осуществляется ферментами, фиксированными на клеточных мембранах, на
границе вне- и внутриклеточной среды.

Осуществление всей совокупности процессов пищеварения направ­лено на поддержание постоянного уровня питательных веществ в орга­низме. Константа их уровня обеспечивается по принципу саморегуляции благодаря формированию системы питания.

Поддержание постоянного уровня питательных веществ в организ­ме достигается эндогенным и экзогенным путями. Эндогенные механизмы направлены на использование депо питательных веществ в организме.

Экзогенные механизмы включают формирование поведения, на­правленного на поиск пищи, потребление,' осуществление механической и, химической переработки пищевых веществ, всасывание продуктов гидролитического расщепления.

Экзогенные механизмы, поддерживающие достаточный для жизне­деятельности уровень питательных веществ, обусловлены существова­нием в организме системы пищеварения, в которой по структурной

организации и особенностям функциональных проявлений выделяют эффекторную (исполнительную) и рёгуляторную (управляющую) части.

Эффекторная часть пищеварительной системы включает все эле­менты, осуществляющие физическую и химическую переработку пище­вых веществ до мономеров и обеспечивающие поступление питательных веществ в кровь.

Регуляторная часть - это элементы, осуществляющие регуляцию деятельности каждого отдела системы пищеварения и всей пищеварите­льной системы в целом.

Функции системы пищеварения направлены на обеспечение, необходимого для протекания энергетического и пластического обменов, уровня питательных веществ. К ним относят следующие функции.

1. Двигательная, или моторная - осуществляется вследствие сократительной активности мускулатуры пищеварительной системы; она начинается в полости рта с жевания и глотания, что обеспечивает меха­ническую обработку пищи, смешивание с секретами желез, участвующих в пищеварении. Двигательная функция проявляется в депонировании пищевых объемов, продвижении пищи по всему желудочно-кишечному тракту (ЖКТ), выведении непереваренных остатков.

2. Секреторная функция заключается в образовании специфиче­ских секретов секреторными клетками системы пищеварения:

Эти клетки образуют компактные органы слюнные железы, поджелудочную железу, печень - или располагаются диффузно среди других клеток слизистой ротовой полости, желудка, кишечника.

В основе образования секретов желез системы пищеварения лежат следующие механизмы:

а) исходные компоненты для образования секрета поступают путем
диффузии или активного транспорта из кровеносных капилляров;

б) большая часть митохондрий, секреторной клетки локализована
вблизи базальной мембраны, обращенной к капилляру, образующаяся
энергия АТФ используется для синтетических процессов;

в) со стороны базальной мембраны секреторная клетка получает
регулирующие сигналы от нервных волокон и биологически активных
соединений, приносимых кровью;

г) действие регулирующих сигналов внутри клетки опосредуется
через ионы свободного Са++, концентрация которого увеличивается в
связи с. повышением проницаемости мембраны;

д) образованный секрет локализуется в клетках в виде гранул,
которые затем выделяются через апикальную мембрану;

е) образование, выделение секрета, соответствие характеру поступающей пиши постоянно находятся под регулирующими воздействиями

рефлекторных механизмов, гормонов и биологически активных соедине­ний, в том числе образующихся в ЖКТ ингредиентов поступающей пищи и самих секретов.

3. Инкреторная функция обусловлена наличием в ЖКТ эндокрин­ных клеток, которые располагаются в эпителиальном слое слизистой оболочки и в поджелудочной железе. Вся совокупность эндокринных кле­ток ЖКТ относится к диффузной эндокринной системе (ДЭС).

Суммарное количество образующих гормоны клеток, локализован­ных среди тканей головного мозга и внутренних органов, не уступает их количеству в железах внутренней секреции. Эти клетки объединяют в ДЭС, которая в свою очередь входит в единую APUD-систему (от англ. Аmine Precursor Uptake Decarboxylasy - захват и декарбоксилирование предшественников аминов).

Под энтериновой системой понимают систему клеток, рассеянных слизистой оболочке ЖКТ и вырабатывающих биологически активные вещества - гастроинтестинальные гормоны (ГИГ).

По химическому строению гормоны энтериновой системы относят­ся к пептидам. В ЖКТ гормоны влияют на секрецию ионов и воды, регу­лируют биосинтез и выделение пищеварительных ферментов. Ряд гор нов воздействует на трофические процессы и моторную активность различных образований ЖКТ. Они участвуют в регуляции всасывания, контролируют потребность в пище, воздействуют на аппетит.

Гастроинтестинальные гормоны могут оказывать местное, паракринное влияние путем диффузии от места образования к соседним клеткам-мишеням самого ЖКТ, а также кровеносных сосудов. Однако всасываясь в кровь, они в течение нескольких Минут циркулируют и мог; поступать к относительно отдаленным клеткам или органам Ж К! Влияние ГИГ на клетки опосредуется путем взаимодействия их . соответствующими рецепторами мембран, после чего меняется состоят : внутриклеточных посредников (цАМФ, кальция и др.).

Рецепторы к указанным пептидам имеются и на нейронных структурах органов пищеварения, что указывает на их участие в рефлекторной регуляции. С кровью ГИГ могут поступать и к другим системах организма (гуморальная регуляция). Участвуя в регуляции функций ЦНС эндокринных желез, влияя на обмен веществ, гормоны ЖКТ представлю собой гормональные регуляторы функций всего организма.

Более того, ряд гормонов энтериновой системы обнаружен в ЦНС Здесь, а также в структурах сердечно-сосудистой системы имеются рецеп­торы к ГИГ. В нейронных цепях они играют роль "вспомогательных медиаторов", модулирующих действие основных гормонов.

Кроме того, в ЖКТ образуются и другие биологически активные

соединения, такие как кинины, простагландины, которые принимают участие в регуляции процессов пищеварения. Они регулируют кровоток, моторику, секреторные процессы.

4. Экскреторная функция заключается в выделении из организма солей тяжелых металлов, лекарственных веществ, продуктов обмена -мочевины, аммиака, желчных пигментов.

5. Защитные механизмы ЖКТ.

Защитные рефлекторные реакции пищеварительного тракта.

Отрыжка - непроизвольное выделение в полость рта газов из желудка или пищевода, иногда с незначительным содержимым желудка. Отрыжка газами происходит при попадании с пищей в желудок воздуха, потреблении газированных напитков, такая отрыжка не имеет запаха и вкуса. В случаях задержки пищи в желудке происходит образование аммиака, сероводорода, отрыжка при этом имеет неприятный запах. При повышенной кислотности в желудке отрыжка пищей имеет кислый вкус, при забросе в желудок желчи - горький, а при длительном пребывании пищи в желудке и гнилостном ее распаде - гнилостный.

Рвота — сложно координированный двигательный акт, начинающийся сокращением мускулатуры тонкого кишечника. В результате сокращений часть содержимого кишечника выбрасывается в желудок. После кишечной фазы происходит сокращение мускулатуры желудка, раскрывается вход в желудок, сокращаются мышцы брюшной стенки и диафрагма, вследствие чего содержимое желудка выбрасывается через пищевод в полость рта. Рвота возникает рефлекторно в результате раздражений рецепторов, распо­ложенных в корне языка, глотке, слизистой оболочке желудка, кишечника, в матке, брюшине, вестибулярном аппарате, при раздражении обонятельных и вкусовых рецепторов. Рвоту вызывают также некоторые вещества, кото­рые действуют через кровь непосредственно на нервный центр рвоты, расположенный в продолговатом мозге на дне IV желудочка.

Тошнота - тягостное ощущение в эпигастральной области, которое формируется в ЦНС при значительном повышении возбудимости нейро­нов ретикулярной формации, что вызвано раздражением рецепторов ЖКТ, токсинами или метаболитами, а также влиянием разных отделов ЦНС Различают мозговую, рефлекторную, токсическую и обменную тошноту.

ЖКТ - важный иммунный орган, а воздействие антигенов делает его ключевым фактором в развитии защитных реакций против патогенных микроорганизмов и многих неорганических веществ, в том числе потен­циальных канцерогенов. Предупреждают влияние этих факторов неспецифические и специфические защитные механизмы.

Неспецифические механизмы защиты:

1. Влияние соляной кислоты. В кислой среде большинство бактерий

гибнет, а количество жизнеспособных бактерий поддерживается ниже уровня, при котором может возникнуть инфекционное заболевание.

2. Нормальная двигательная и секреторная активность тонкой кишки. Из просвета кишечника бактерии удаляются благодаря перисталь­тическим движениям. Слизь, располагающаяся на внутренней поверхнос­ти кишечника, содержит антитела и другие антибактериальные вещества.

3. Влияние нормальной микрофлоры тонкой и толстой кишки, которая противодействует проникновению патологических микроорганиз­мов и конкурирует с ними за питательные вещества.

4. Механическая сепарация пищевых веществ при участии антрального сфинктера желудка.

5. Первичная иммунная нейтрализация антигенов в пристеночном слое в процессе гидролиза и на апикальной мембране энтероцитов.

Специфические иммунные механизмы защиты.

У человека контакт с антигеном происходит в основном на поверх­ности слизистых оболочек, именно поэтому их внешние секреты образуют иммунологический "щит", который участвует в защитных реакциях; титр специфических антител в выделениях слизистой лучше коррелирует с резистентностью организма к инфекциям, чем с уровнем сывороточных антител. Установлено также, что реакции антител в сыворотке крови и в слизистой оболочке протекают независимо друг от друга, это же относит­ся к клеточным иммунным реакциям. Эти данные стали решающими при создании концепции единой иммунной защитной системы всех слизистых оболочек, в большей степени пищеварительного тракта. Такая система получила название иммунная (секреторная) система слизистых оболочек.

6. Всасывание осуществляется слизистой оболочкой желудка и особенно кишечника.

Наши рекомендации