Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание
В предыдущих главах мы выяснили, что процесс пищеварения начинается сразу при попадании пищи в рот, и практически полностью происходит в двенадцатиперстной кишке. Это очень четко изложено Чаракой во второй главе Виманастханы, где он описывает ответ Атреи Пунарвасу на вопрос Агнивеши о переваривании четырех видов пищи. Атрея говорит, что пища переваривается в эпигастрии, области, находящейся между пупком и сосками. Утвердив это, он продолжает:
амашайагатах пакам ахарах прапйа кевалам
паквах сарвашайам пакшчад дхаманибхих прападьятэ
(Ч.С.3.2.18.)
Как только смоченная слюной пища изо рта по пищеводу попадает в желудок, начинается процесс основного пищеварения. Когда же она проникает во второй отдел - место, где происходит наиболее интенсивная часть пищеварительного процесса - двенадцатиперстную кишку, которая является, с позиции Чараки, частью желудка, происходит ее полное переваривание[82]. Выкристаллизовавшаяся при этом питательная эссенция разносится по всему телу посредствомсосудов, по которым движутся Прана, Тридоша, лимфа, кровь и т.д.
В желудке пищеварение начинается, в двенадцатиперстной кишке оно достигает своего пика, а в кишечнике на последнем его этапе в основном происходит только всасывание воды и идут остаточные, второстепенные пищеварительные процессы, заканчивающиеся эвакуацией каловых масс.
На первой стадии пищеварения во рту и в желудке пища смешивается с Бодхака и Кледака Капха. Когда же эта смоченная слизью и вспененная в желудке пища попадает в двенадцатиперстную кишку, Пачака Агни вступает с ней во взаимодействие, полностью пропитывая собой. Вата доша пронизывает пищевой комок не только в пищеварительном тракте, но и в ротовой полости. Таким образом, к огню желудка попадает пища, смешанная со всеми тремя доша. Только такая пища может перевариться Джатхарагни и быть разделенной на питательную часть – первичный хилус и на нечистоты - мочу и кал, в которых, помимо непереваренных пищевых остатков, содержатся отработанные или избыточные Вата, Питта и Капха.
Когда в кишечнике происходит смешивание пищи с доша, ее вкусовые характеристики меняются. Под действием Тридоша проявляются три вторичных вкуса - сладкий, кислый и острый. Это качество перевариваемой пищи называется послевкусом, или комбинацией вкуса и доша (зависимость между вкусом и послевкусом можно посмотреть по таблице 6). Для того, чтобы пища могла нормально перевариться, она должна приобрести послевкус, или стать наполненной Тридоша.
Во время приема пищи в ее составе в течение некоторого промежутка времени может доминировать один из шести вкусов, и тогда та доша, которая связана с данным вкусом, будет увеличиваться. Чарака пишет (Ч.С.3.1.7.): "При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с которой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (первоэлементами) и успокаивает при регулярном употреблении ту, с которой имеет более-менее противоположное строение и свойства".
Когда хилус - пищевая эссенция, отделенная от непереваренных остатков, по поднимающим каналам попадает в сердце, за счет Агни, расщепляющего хилус на первоэлементы, продолжается ее дальнейшее переваривание. Чарака и Сушрута в один голос утверждают, что существует только одна разновидность зрелого хилуса. Термины "Ахара Раса", используемый Чаракой, или "Аннапана Раса", используемый Сушрутой, относятся исключительно к первичному хилусу[83]. Исходя из этого, Пошака хилус - это только что сформированный в желудке и находящийся в кишечнике хилус (свежий хилус), а Пошья хилус - это полностью созревший хилус, находящийся в сердце.
В результате переваривания свежий хилус разделяется на три составляющие - побочные продукты этого процесса, чистую эссенцию хилуса и конечный хилус. Конечный хилус смешивается с полностью созревшим, и с током Вьяна Ваю по каналам разносится по всему организму. Чистая эссенция хилуса направляется в печень и селезенку - места основной локализации крови. Здесь она под действием Ранджака Агни трансформируется в кровь (Ч.С.6.15.28; С.С.1.14.5.). За счет воздействия Ранджака Агни хилус, превращающийся в кровь, приобретает красную окраску. Сушрута, описывая качества субдоша Питта доша, заостряет внимание на этом свойстве Ранджака Агни (С.С.1.21.12.): "Функцией того Агни, который находится в печени и в селезенке является пигментация хилуса, поэтому он и называется Ранджака Агни".
Процесс изменения цвета хилуса с белого на красный не происходит мгновенно, он постепенен и идет ступенчато. Харита пишет, что он осуществляется в шестидневный срок, причем изменения цвета происходят каждый день. Сначала он белый, потом серый, зеленый, желтый, лотосный (розовато-красный), светло-красный, а на шестой день становится насыщенно-красным цветом крови.
Превращение крови
После обработки хилуса Раса Агни, он превращается в следующую ткань, кровь. Ее трансформация происходит за счет изменения состояния ее Огненной составляющей. Этот процесс происходит в печени, месте основной локализации крови и ее огня. Точно так же, как и в случае с хилусом, при превращении крови образуется три вида продуктов - чистая эссенция крови, конечная кровь и побочные продукты этого процесса. Кровь классифицируется на свежеобразованную и полностью сформированную. Свежеобразованая в печени-селезенке кровь называется Пошака, а циркулирующая по всему организму "старая" кровь называется Пошья. При нарушении трансформации крови в кровеносные сосуды попадает не до конца созревшая кровь.
Конечная кровь пополняет запасы крови в организме. Чистая эссенция крови проникает через венулы и артериолы в мышцы и находится в них в течение пяти дней и тридцать шесть минут (полторы данды). Результатом ее превращения, длящегося в течение всего этого отрезка времени, является соединение за счет жара Агни чистой эссенции крови с Воздухом и уже существующей в организме мышечной ткани. Агни и Воздух обладают достаточной энергией для проведения этой трансформации. Таким образом, за счет этих двух первоэлементов жидкая кровь переходит в желеобразную мышечную ткань, причем "сгустителем" выступает первоэлемент Земля хилуса.