Иерархия потребностей по А. Маслоу
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы XX столетия, Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, и полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий в виде строгой иерархической структуры (рис. 5.4). Этим он хотел показать, что сначала требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека потребности нижних уровней, и только после начинают действовать потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека.
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Рис. 5.4. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Руководитель должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности.
Однако вряд ли правомерно рассматривать модель Маслоу как теоретическую основу мотивации, так как многие ее положения не получили практического подтверждения. Руководители не имеют возможности обеспечить условия для самоактуализации всем сотрудникам организации. Проведенные исследования не позволяют утверждать, что потребности человека действительно могут быть ранжированы строго иерархически. Кроме того, не доказана обязательность последовательного пути от удовлетворения потребностей более низкого Уровня к более высокому. В то же время нашел подтверждение тот факт, что пока нужды более низких уровней (физиологические и безопасности) не удовлетворены, у сотрудников не возникает настоятельных потребностей более высокого порядка.
Теория «достижения ‑ власть» Д. МакКлелланда
Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория Дэвида МакКлелланда, основанная на том, что людям присущи потребности власти, успеха и причастности (см. рис. 5.5). Автор считал, что для современного человека особенно важны именно эти потребности высшего порядка, приобретаемые под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены.
Потребность достижения отражает важность для человека достижения поставленных целей. Ориентированные на достижения сотрудники работают более упорно, если уверены в том, что будут персонально вознаграждены за свои усилия, если риск неудачи относительно невелик, а также если они получат конкретный положительный отзыв об эффективности проделанной работы. Если человек достиг многого в начале карьеры, то эта потребность у него будет очень сильна. В противном случае другие мотивы займут ее место в иерархии потребностей.
Люди с высоким уровнем мотивации к достижениям заинтересованы в создании условий для достижения цели. В частности, они считают, что успех должен быть результатом только их личных усилий. В основном такие люди хотят сами нести ответственность за результат. При этом они ориентируются на сложные, но выполнимые задачи и ставят перед собой цели, достижимые и реальные с точки зрения своих возможностей. Для людей с выраженной потребностью достижения необходима немедленная обратная связь от осуществленных ими действий и принятых решений. Таким сотрудникам необходима постоянная информация о том, как хорошо они работают. Они стараются избегать ситуаций, когда есть какие-либо сомнения в достижении цели.
Другой стороной мотивации достижения является мотивация предотвращения провала. Для некоторых доминирующим мотивом является стремление к достижению цели, а для других ‑ избежание провала. Когда мотив избежания провала доминирует, человек стремится не к тому, чтобы сформировать условия, при которых он может добиться успеха, а к тому, чтобы отказаться от выполнения поставленной задачи. Например, устанавливая личные цели, беря на себя какие-либо обязательства, он априорно старается их занизить.
На основе проведенных исследований МакКлелланд пришел к выводу, что потребность достижения может быть отнесена к характеристике не только отдельного человека, но и общества в целом. Те общества, где высока потребность достижения, характеризуются стабильно развивающейся экономикой. И наоборот, в обществах с низкой потребностью достижения экономика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.
Потребность власти ‑ это стремление людей иметь влияние на окружающих, воздействовать на развитие ситуации, создать и поддерживать свою репутацию. Обеспечить удовлетворение данной потребности можно несколькими способами. Во-первых, человек может принимать жесткие меры по отношению к окружающим, предполагающие давление или агрессию. При этом он, оказывая в отдельных случаях помощь и поддержку, стремится контролировать действия других людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. Во-вторых, человек, желающий властвовать, может своими поступками вызывать сильные эмоции и чувства у других людей. В-третьих, потребность власти может выражаться в стремлении сохранить и упрочить репутацию.
У мужчин и женщин мотив власти проявляется одинаково. Проведенные исследования показали, что женщины с высоким уровнем мотивации власти ведут себя схоже с мужчинами.
Потребность власти подразделяется на стремление к личной власти ради власти как таковой и стремление к социально ориентированной власти.
Те, кто нацелен на власть ради власти, считает жизнь борьбой, признает принцип «человек человеку ‑ волк» и стремится победить своих конкурентов любой ценой. Такие люди несдержанны и не контролируют себя. Интересы организации для них часто отходят на второй план, они концентрируют внимание на своей руководящей позиции и силе в организации.
Социально ориентированная власть предполагает, что люди стремятся к власти, чтобы добиться решения общих для всех задач. Эти люди верят в то, что власть следует использовать во благо окружающим. Они стараются использовать власть обдуманно, так как знают, что выигрыш одного означает проигрыш для другого. Они сдержанны и приятны в общении. Для этих людей потребность власти не является стремлением к самоутверждению ради удовлетворения своих амбиций, а рассматривается как стремление к выполнению ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач.
Потребность принадлежности к группе характеризует стремление некоторых людей к установлению социальных связей с другими людьми. Люди с высокой потребностью принадлежности предпочитают выполнять такую работу и занимать в организации такие позиции, которые позволяют им активно взаимодействовать с другими людьми.
У менеджеров с сильной потребностью принадлежности к группе могут возникнуть проблемы при организации деятельности сотрудников. Повышенное внимание к установлению и поддержанию позитивных отношений внутри коллектива в процессе работы эффективно там, где сотрудничество является одной из предпосылок высоких результатов. В противном случае, например в случае рутинного трудового процесса, такой руководитель столкнется с трудностями при постановке перед сотрудниками более сложных задач, в управлении ходом работ и в контроле их эффективности.