Развитие и рост мозгового и лицевого отделов черепа

Слова «развитие» и «рост» в клинической практике часто используются как синонимы, однако под развитием следует понимать процессы, при которых из зародышевого материала возникают качественно различные структуры (ткани, органы) в основном в стадии эмбриогенеза. Рост — увеличение числа и размеров ранее возникших структур. Рост происходит как в периоде развития плода, так и в постнатальном периоде. Раз­граничение понятий «развитие» и «рост» позволяет дифферен­цировать патологические проявления. Например, несращение неба — результат нарушения процессов развития, а уменьшен­ный размер челюсти (микрогнатия) — следствие недостаточ­ного роста. В настоящее время нет достаточной информации о том, как регулировать процессы развития, чтобы избежать возникновения аномалий зубочелюстной системы, но, исполь­зуя давление и натяжение, можно успешно регулировать рост челюстных костей.

Зубочелюстная система выполняет функции дыхания, гло­тания, жевания и речи. Она представляет собой часть организ­ма, динамически изменяющуюся в процессе развития и роста. На ее строении и функциях отражаются развитие психики че­ловека, особенности его характера, поведения в обществе. По мере повышения культурного уровня люди придают все боль­шее значение форме лица, гармоничности его строения. Нару­шения в зубочелюстной области можно предупредить, приме­няя профилактические мероприятия, используя закономерно­сти развития и роста зубочелюстной системы.

В начальных стадиях филогенеза скелет головы представлял собой две независимые части — мозговую и висцеральную, которые постепенно слились в единый морфологический ком­плекс. По окончании основных процессов дифференцировки тканей в головном участке эмбриона сначала формируются органы и структуры черепно-мозговой, а затем висцеральной части головы. У двухнедельного эмбриона человека мозговая часть головы имеет форму небольшого утолщения с подразде­лением на основные участки мозга. Появляются зачатки глаз и среднего уха. Под нависшей передней мозговой частью возни­кает углубление, дном которого является перепонка, состоя­щая снаружи из слоя эктодермальных клеток, изнутри — из эндодермальных. Перепонка отделяет ротовую ямку от полости глотки. На 4-й неделе пластинка прорывается и возникает сообщение с передней глоткой. Место прорыва соответствует участку расположения небных дужек, миндалин и корня языка. Впереди формируются элементы зубочелюстной системы. Лоб­ный и верхнечелюстной участки лица развиваются из зачатка мозговой части головы, нижнечелюстной — из первой жабер­ной дуги.

По средней линии над ротовой ямкой располагается моз­говой выступ. На нем справа и слева образуются подковообраз­ные возвышения, окружающие обонятельные ямки. Часть этих возвышений, находящаяся ближе к средней линии, называется средним носовым отростком, часть, расположенная кнаружи, — боковым. Уровень первоначальной локализации обонятельных ямок соответствует расположению хоан у взрослого человека. Средние и боковые носовые отростки перемещаются вперед и вниз, а ямка остается на прежнем месте. В результате возникают каналы — будущие носовые ходы.

В участках, ограничивающих ротовую ямку сбоку, происхо­дит усиленное размножение мезенхимных клеток и возникают верхнечелюстные отростки. Перемещаясь вперед, вниз и к средней линии, они соединяются между собой и с небными отростками и в течение б-й недели создают основу для пост­роения губы, межчелюстной кости, верхней челюсти и носа (рис. 2.1). Вокруг нижней части ротовой ямки на вентрально-латеральной стенке глотки возникает ряд выступов — жаберные дуги; между ними имеются борозды — жаберные щели. Наи­более крупные первые выступы, увеличиваясь, перемещаются вперед и вниз; срастаясь по средней линии, они образуют мандибулярную дугу. Из нее в дальнейшем формируются ниж­няя челюсть, частично язык и прилежащие структуры.

Генетическое единство костей верхней и средней частей лица обусловливает общность их развития. Они формируются вокруг хрящевых закладок — примордиального хрящевого основания черепа и примордиальной носовой капсулы, поэтому относятся к группе покровных костей. Кости, составляющие основу пе­редней части мозгового отдела и средней части лица, образу­ются непосредственно из мезенхимы. Границы каждой плоской кости предопределяются надкостницей. В месте соприкоснове­ния отдельных костей надкостница участвует в построении шовных соединений.

Нижняя челюсть в отличие от верхней формируется энхон-Дральным путем по типу трубчатых костей (рис. 2.2). Основу ее


Развитие и рост мозгового и лицевого отделов черепа - student2.ru

Рис. 2.1. Стадии развития неб­ных отростков и носовой пере­городки в эмбриональном пе­риоде (схема).

1 — небные отростки; 2 — носовая перегородка; 3 — язык

построения составляет хрящ. Часть этого хряща в дисталь-ном участке является матри­цей для построения элемен­тов среднего уха.

В конце II месяца бере­менности происходит зак­ладка органов челюстно-лицевой области, а в конце III месяца в хрящевых за­чатках скелета появляются первые участки окостенения. Этот сложный в формогене-тическом отношении пери­од связан с развитием неба

и носовой перегородки, формированием языка, зачатков зу­бов, желез и других структур. Наибольшая активность форми­рования каждого органа проявляется в определенной стадии. Если в этом периоде развития длительное время действует какой-либо патологический фактор, то возникает системное наруше­ние (например, адентия). Если действие кратковременно, то поражается орган или структура, находящаяся в стадии мета­болического доминирования (например, частичная адентия).

Различия в генетической закладке и регуляции процессов построения костной основы среднего и нижнего участков лица свидетельствуют об определенной автономности развития вер­хней и нижней челюстей и предопределяют особенности их роста в дальнейшем.

Исходя из стадийности и автономности развития и роста органов, следует считать, что действие одного и того же па­тологического фактора может вызвать в дальнейшем нарушения формирования верхней и нижней челюстей различной степени. Если повреждение возникло в стадии развития, то орган не достигнет нормального состояния.

По окончании эмбрионального периода начинается актив­ная стадия развития расположенных ниже органов. В головном участке начинается усиленный рост заложенных структур и органов.

Развитие и рост мозгового и лицевого отделов черепа - student2.ru

ис. 2.2. Отдельные зоны нижней челюсти плода. х120.

Наши рекомендации