Физиологический аспект. Сердце - это насос организма, поэтому чрезмерная ментальная или физическая активность
Сердце - это насос организма, поэтому чрезмерная ментальная или физическая активность вызывает напряжение в этом центре и может привести к сердечным заболеваниям. Использование тела лишь как инструмента для достижения атлетических форм истощает сердечный центр. Активное участие в спортивных соревнованиях способствует только развитию эго, на самом деле человек ничего не получает от этого.
Мудрецы древности разработали определенные упражнения для решения проблем с позвоночником, возникших из-за неправильного образа жизни. Эти упражнения возвращают физическому телу его естественное состояние и таким образом подготавливают к поиску познания Духа. Это привело к развитию школ хатха йоги, а затем и к современной форме "йоги". К сожалению, современная хатха йога потеряна для духовности. Люди часами сидят в различных асанах (позициях). Стоя на голове (или одеваясь в белые/оранжевые одежды, будучи вегетарианцем или еще что-то подобное) мы не познаем Бога. Слово Йога на санскрите означает "союз", союз нашей Кундалини со Всепроникающей Божественной энергией. Бог познается, когда Кундалини поднимается, основываясь на истинном образе жизни, правильных делах и мыслях.
Если мы обращаемся с нашим телом как с механическим инструментом, тогда оно становится таковым. Излишняя правосторонняя активность в таком занятии, как хатха йога, может сделать человека сухим, холодным и неспособным любить. Более того, в крайних случаях может быть нанесен вред Духу из-за пренебрежения им, и человек может получить заболевания сердца, так как Дух уходит. Физические страдания часто путают с очищением. Мы пришли к заблуждению, что если что-то причиняет нам боль, значит это хорошо для нас, тогда как в приятном мы видим зло. Из-за этого левое сердце - месторасположение Духа - становится холодным. И самоотречение, и самобичевание - против Духа.
Проблемы чакры
Левая сторона: | Чрезмерная физическая и умственная активность, явные плохие взаимоотношения (особенно матери и детей), внимание на внешних вещах, занятия хатха йогой, наркотики, отсутствие духовного поиска, отсутствие веры в Бога, деятельность против Бога. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правая сторона: | Проблемы отца или отцовства, эмоциональная агрессия, высокомерие и невнимательность к окружающим, неправомочное доминирование. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центральная сторона: | Фанатизм, материализм, черствость, больное воображение, спиритуализм, черная магия и экстрасенсорика, лжегуру и ложные знания. |
Чувство небезопасности и страх могут привести к учащенному сердцебиению и проблемам дыхания. Чрезмерная активность и планирование нас иссушают и также могут привести к проблемам в этом центре. Также необходимо избегать сильного увлечения аскетическими практиками или физическими упражнениями, которые концентрируются на теле, а не на Духе. Рак груди и другие женские заболевания возникают из-за подавления или плохого обращения с женщиной. В крайних случаях страх и отсутствие безопасности в центральном сердце может привести к неврозам и аллергиям.
Вишуди чакра |
Божества: | Шри Кришна и Шри Радха (центр), Шри Вишнумайя (левая), Шри Ешода (правая) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физиологический аспект: | Шейное сплетение (щитовидная железа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контролирует: | Шею, руки, рот, язык, зубы, нос, лицо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качества: | Божественная дипломатия, коллективное сознание, состояние игривого свидетеля и непривязанность, чувство юмора, самоуважение, сладость речи, мыслей, поведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество лепестков: | Шестнадцать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
День: | Суббота | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планета: | Сатурн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камень: | Сапфир | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элемент: | Эфир | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цвет: | Синий/Серый | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Символы: | Колесо времени | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проекции на теле: | Указательные пальцы рук и ног |
Качества Вишуди чакры
Чакра Вишудди представляет собой период эволюции человечества, когда возникла потребность в гармонии и коллективном сосуществовании. Она символизирует сплоченный характер человечества, а также способность человека подняться над мелочными различиями и стремление познать единство Духа.
Одно из качеств, которое нам необходимо развить для духовного восхождения - это быть непривязанными к проблемам, с которыми мы сталкиваемся каждый день, пытаясь выжить в современном мире. Чистая Вишудди чакра дает нам состояние непривязанности, которое позволяет нам наблюдать "драму" происходящего со стороны. В результате мы не вовлекаемся в дурные происшествия, потому что для нас это просто "события", мимо которых мы идем по жизни. Это совершенно не означает, что мы избегаем ответственности за наши поступки, или что мы не питаем интереса к жизни. Это просто способ обрести внутренний покой, когда мы постоянно сталкиваемся с психологическими перегрузками. Мы становимся свидетелем игры и находимся на некотором расстоянии от наших проблем и мыслей, от чрезмерного планирования и условностей, от наших эмоций.
После получения самореализации Кундалини пробуждает нашу способность быть непривязанным свидетелем, и мы смотрим на все как бы со стороны. Все события и происшествия исходят не от нашего Духа, они принадлежат внешнему миру. Так мы снимаем наслоения с личности и открываем важнейшую незримую суть - Дух. Шри Матаджи говорит: "Мы видим нашу игру, и весь мир становится для нас спектаклем", также и Шекспир отождествлял мир со сценой, а людей - с актерами. Истина в том, что мы сможем решить наши проблемы, когда сможем "увидеть лес за деревьями". В действительности многие люди обнаруживают, что они не могут решить свои проблемы, потому что они слишком вовлечены в них. Поэтому они спрашивают совета у своих друзей (которые могут непривязано оценить ситуацию) или в отчаянии идут в консультационные агентства, которые выступают в роли бесстрастных свидетелей. После получения Самореализации мы развиваем в себе эту способность, и не важно с чем мы сталкиваемся в жизни, мы видим, какую роль играем в этом спектакле и возможные выходы из ситуации с большей ясностью.
Примечательно, что некоторые люди удивляются, когда после получения реализации они сталкиваются с проблемами, как будто бы мы все стремимся жить в искусственной и стерильной среде. Но это не жизнь. Жизнь - это попытки и вызовы, преодоление невзгод и стремление стать лучше. Жизнь - это борьба за наше духовное восхождение, так, чтобы стать чистым Духом посредством внутреннего очищения; когда мы будем выше искусственных состояний, тогда мы станем Истиной. Наша Йога, наша Самореализация помогают нам одержать верх в этой битве, вооружившись любовью, и даруют нам радость Духа в нашем восхождении, так чтобы мы могли ощутить реальность цели и "пришпорить" себя.
Чакра Вишудди также олицетворяет качества, которые управляют нашими взаимоотношениями с другими членами общества. Наша дипломатия, выражаемая через слова и дела, напрямую зависит от состояния этого центра, это также наше чувство уважения к себе и другим. Если мы не уважаем других людей, тогда мы не сможем установить с ними братские отношения и быть дипломатичными с ними, поэтому Вишудди - очень важная чакра для нашего восхождения к коллективному духовному сознанию. Недостаток уважения к себе (которое выражается чувством вины) прячется глубоко в левой Вишудди, если мы это допускаем, и это очень вредит нашему духовному росту. Большое чувство вины возникает вследствие неправильного воспитания - моралистического или религиозного давления. Это внешнее давление не имеет к нам отношения. Мы должны научиться не попадаться в ловушку чувства вины, не прятаться в этой яме, тем самым откладывая тот день, когда необходимо встретится лицом к лицу с нашими слабостями и что-то предпринять. Дух не может быть виновным, он - Чистый. После получения самореализации мы способны видеть и преодолевать свои слабости, и поэтому раз и навсегда победить чувство вины.
Наше восхождение к коллективному сознанию очень легко проверить по усилению вибрационного осознания. Как только мы становимся частью целого (как микрокосм пробуждается и становится неотъемлемой частью макрокосма), мы начинаем чувствовать состояние нашего тонкого тела, или наших чакр, а также чакры других людей. Сахаджа йога дает нам осязаемый опыт нашего просветления, который мы можем ощутить на кончиках пальцев и по всему телу. Когда мы достигаем коллективного сознания, мы можем работать над тонкими системами других людей, просто определяя состояние их чакр на кончиках своих пальцев и направляя вибрации на поврежденные центры. Это похоже на обретение нового видения мира, нового естественного чувства - вибрационного осознания. Единство человечества - цель, которую искатели пытались достичь в течение многих жизней, и в наше время это стало возможным, не только через миф и умозаключения, а через прямые доказательства.
Хамса-чакра
Хамса чакра представляет собой часть Вишудди и находится между глазами на переносице. Это центр связан с чувством различения и проницательностью, а также управляет отношениями между мужчиной и женщиной. Отношения между мужчинами и женщинами во вселенском масштабе - это братско-сестринские отношения. Когда эти отношения превращаются в брачные, институту брака должно быть выказано полное уважение, так чтобы он стал образцом Дхармы. Супруги должны относиться с полным уважением и почтением друг к другу, и не должно быть путаницы в определениях - мужчина должен быть мужчиной, а женщина - женщиной. Нельзя забывать о цели брака - дарить любовь в обществе, повышать уважение к семейному союзу, обеспечивать путь эволюции человечества через новое рождение.
На этом видео Шри Матаджи рассказывает о хамсе-чакре:
Божества Вишуди чакры
Шри Кришна
Шри Кришна является божеством Вишудди чакры. Он представляет Бога как Свидетеля. С полной непривязанностью он наблюдает за Игрой (Лилой) вселенского спектакля. Его инкарнация выражала человечность на самом высоком уровне, к которому мы можем только стремиться. Он был превосходным дипломатом, и он был так скромен, что не видел ничего плохого в том, чтобы управлять колесницей воина Арджуны. Он - также мастер в нашей Йоге, союзе со всепроникающей энергией Духа, и именно он указывает нам путь к правильным методикам и целям. Вишудди - это также местопребывание Вираты - высшей формы божества во Вселенной, как описано во 2 главе Бхагават Гиты: "И Арджуна увидел в этом свечении Вселенную во всем ее разнообразии...". Клетки нашего тела объединены нитями Кундалини, также и мы должны медитировать на единство, на наше духовное братство со всем человечеством и целой вселенной. Мы не должны отделять себя от целого из чувства превосходства или неполноценности. "Грубая личность" живет в своем ограниченном мире, а мы должны стать вселенскими существами. Мы должны видеть себя в других, а также ощущать Дух другого человека с таким же чувством, как мы вдыхаем аромат цветка, с радостью.
Шри Радха
Радха ("преуспевать", "радовать") - энергия Шри Кришны. Она помогала Ему, демонстрируя наивысшую форму преданности, любви и смирения. Радха понимается как символ человеческой Души, стремящейся к Богу Кришне.
Кстати, согласно классическим источникам, Радха была существенно старше Кришны, они виделись только в детстве Кришны, и никогда не были женаты и не имели никаких романтических отношений. Этот факт часто искажается в современной индуистской литературе.