II. Внеутробный I (от рождения до смерти)
! 1. Новорожденный (0-10.дней)
2.Грудной j (10дней-1 год)
: 3. Раннее детство (1-3 года)
.•■•;,.
Критерии
Оплодотворение, образование зиготы
Питание за счет слизистой матки, формирование плаценты
Питание через плаценту и из околоплодных вод
Развертывание во времени генетической программы развития и деградации с учетом факторов внешней среды
Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозивом
Молочное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния
Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью
Основные морфо-функциональные изменения
Армирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма
Критические периоды:
7-12 день-период имплантации;
3-6 неделя - образование зачатков органов;
8 недель - начало функционирования сердца
Критические месяцы:
3 мес. - формирование плаценты и костно-мозгового
кроветворения, образуются зачатки коры головного
мозга;
6 мес. - все органы в основном сформированы;
конец 9 мес. - плод занимает постоянное положение
Дальнейший рост и развитие организма
Адаптация к новым условиям существования сопровождается физиологической потерей веса (восстанавливается к концу периода), физиологической желтухой,'заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положение при кормлении
Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание первых молочных зубов. Развивается деятельность всех органов чувств. Формируются положительные эмоции. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Высокая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям
Интенсивно развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость организма к болезнетворным воз-
Возрастной период | Критерии | Основные морфо-функциональные изменений |
действиям внешней среды остается пониженной. Дети чувствительны к нарушению режима дня и питания | ||
4. Первое детство (4-7 лет) < | Интенсивное развитие и высокая пластичность коры головного мозга | Замедление темпов роста, а в 6-7 лет - усиление ростовых процессов. Повышение координации движений. Начало смены молочных зубов на постоянные. Высокая пластичность анализаторных систем, обеспечивающая возможность обучения, эстетического воспитания. Особая прочность динамических стереотипов (физиологических механизмов привычек). Дальнейшее развитие речи и становление абстрактного мышления. Основой всех функций служит игра. Легко возникают травмы вследствие большой любознательности и отсутствия собственного опыта |
5. Второе детство (девочки 8-11 лет, мальчики 8-12 лет) | Адаптация организма к школьному обучению. Развитие абстрактного мышления | Заканчивается смена молочных зубов на постоянные. Проявляются половые особенности в развитии. Развитие девочек более интенсивно, чем мальчиков. У девочек формируется грудной топ дыхания, у мальчиков - брюшной. Повышение силы и уравновешенности нервных процессов под тренирующим воздействием учебной нагрузки. Высокий уровень развития положительных и отрицательных условных рефлексов. Развитие внутренней речи и абстрактно-логического мышления. Эмоциональные, умственные и физические перегрузки приводят к снижению надежности организма, развитию неврозов и других нарушений здоровья |
6. Подростковый период (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) | Половое созревание, развитие вторичных половых признаков | В начале периода - интенсивный рост. Выраженные эндокринные сдвиги и изменения в деятельности нервной системы, связанные с половым созреванием, усиление деятельности половых желез, вегетативные расстройства, повышение возбудимости ЦНС, повышение активности подкорковых структур, ослабление тонуса коры головного мозга, ухудшение образования условных рефлексов, особенно торможения, преобладание конкретного мышления по сравнению с абстрактным; лаконичность, замедленность речи, обеднение словарного запаса. Несоответствие между предъявляемыми требованиями и физиологическими возможностями приводит к утомлению |
7. Юношеский (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет) | Завершение развития организма и всех его систем | Замедление роста. Завершение полового развития. Гармоничное развитие коры и подкорковых отделов. Возрастание роли абстрактного мышления |
ШШт-^
ствуют о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к кото- Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то рой использована нагрузка. По величине сдвига и длительности его сохранения время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним ми-можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. уменьшении уровня ром. В этот период интенсивно формируются речь и сознание ребенка. При этом здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболез- повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к ни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако напряженной работе физиологических систем организма. В результате перенапря-после применения «сахарной нагрузки» концентрация глюкозы в крови повыша- жения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, про-ется в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здо- явиться различные психические заболевания.
ровых людей. Разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие Второй критический период совпадает «.началом школьного обучения и при-
оценить состояние практически всех вегетативных систем, нейроэндокринньи ходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизДь ребенка входят новые люди: учителя,
механизмов, а также нервно-психическое состояние. школьные друзья. Меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, па-
Таким образом, понятие нормы должно быть комплексным и учитывать кон- дает двигательная активность и пр. Учителя и родители должны особенно бережно
кретные условия жизни, наследственность, норму покоя и реагирования. относиться к ребенку. Необходимо учитывать, что на второй период приходит
наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение дет>,
rcTCDnr,curMTUDUr.rTL правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных
Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным Третий критический период (10-15 лет)связан с половым созреванием, пере-этйпом индивидуального развития, или критическим периодом. В целом крити- стройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормо-ческие периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию нального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому воз-как позитивных, так и негативных факторов. Эти периоды существенно влияют можно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний, на последующие этапы развития организма и на весь жизненный цикл человека. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для
Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней ере- обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск воз-
ды - сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими никновения различных заболеваний. Поэтому изучение этих периодов имеет боль-
периодами. Выявление сенситивных периодов является непременным условием со-шое значение для педагогики и медицины: можно выявить сроки оптимального
здания благоприятных адекватных условий для эффективного обучения и сохране- Достижения результатов при формировании двигательных навыков и интеллекту-
ния здоровья детей. альных способностей детей.
Факторы среды, оптимально воздействующие на определенном этапе развития Учет критических периодов способствует успешному применению целена-организма, в другие периоды могут быть нейтральными или отрицательными. От- правленных педагогических воздействий, оптимизирует процессы обучения и вос-мечается различная относительная значимость наследственных и средовых факто- питания-ров в те или иные периоды роста и развития организма человека. Так, наследственные факторы играют большую роль с периода новорожденности до препубертат- ип НЕПРЕРЫВНОСТЬ
ного, в период полового созревания их роль снижается, затем вновь повышается. у, ысрдпипМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ
Для пубертатного периода характерно влияние факторов внешней среды.
Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — эко- Процесс онтогенеза происходит в результате роста и развития организма челове-
сенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза. Наиболее под ка, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют
вержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды, собой непрерывный, поступательный процесс, протекающий в течение всей жиз-
Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особен- ни. Понятие о росте и развитии организмов — одно из фундаментальных поня-
ности к токсичным веществам. тий в биологии.
В критические периоды равновесие развивающихся систем нарушено, т. е. Под термином рост понимают количественные изменения длины, объема и
старые механизмы регуляции уже исчерпали себя, а новые еще не достигли опре- Массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества со-
деленного уровня зрелости. Степень чувствительности при этом меняется: снача- ставляющих их органических молекул. В одних органах и тканях, таких как кости,
ла она увеличивается, достигая максимума, затем снижается. Легкие, рост осуществляется за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы,
В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Нервная ткань) — за счет увеличения размеров самих клеток. Такое определение
2 Возрастная анатомия
процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могуоериоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го-быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показаца; 8-Ю лет; 14-20 лет.
тель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увели Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз-
чение размеров костей. Количественной характеристикой роста служат даннытстные периоды детский организм чрезвычайно остро реагирует на воздействие
размеров человеческого тела и его частей. неблагоприятных внешних факторов, которые могут замедлить процессы роста и
Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложвызвать нарушения в состоянии здоровья,
нении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуля- Неравномерное увеличение отдельных органов и частей тела ведет к суще-
ции. Специализация клеток для более совершенного выполнения функций обесственным изменениям пропорций организма. Новорожденный ребенок имеет от-
печивает наилучшее приспособление организма к условиям существования. Кри носительно большую голову, длинное туловище и короткие конечности. По мере
териями развития считается появление в хрящевой части скелета костной тканироста длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина верхних конечнос-
прорезывание молочных и постоянных зубов и т. д. гей — 4 раза, туловища — 3 раза. :;,.'.;.
Рост и развитие — две составляющие единого процесса. Они взаимосвязаны В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Рост и развитие — процессьорганы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно ненепрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые каобходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального чественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие вразвития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ-процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественныщионировать только у новорожденного-ребенка. Половые органы усиленно растут особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связанов период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан-с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличивается мышечная масса и из-чивает свое развитие.
меняются свойства мышечной ткани; улучшается проведение нервных импульсов Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания.нервных
по нервным волокнам от головного мозга к мышцам и в обратном направлениицентров, регулирующих работу различных систем, и социальные условия среды,
увеличивается количество межклеточных связей в подкорковых структурах и коре Закон гетерохронии лежит в- основе учения системогенеза*, которое было
головного мозга. разработано П. К. Анохиным и его учениками. Суть этого учения заключается в
В свою очередь качественное совершенствование двигательных функций ре-том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функционалъ-
бенка способствует количественному морфофункциональному созреванию моз-кую систему, закладываются и созревают избирательно и ускоренно. Так, цент-
говых структур, так как вследствие увеличения двигательной активности ребенкары дыхания и кровообращения начинают функционировать раньше, чем центры
более интенсивно формируются новые связи в подкорковых и корковых образо-речи. Из всех нервов руки прежде всего развиваются те, которые обеспечивают
ваниях головного мозга. сокращение мышц, участвующих в осуществлении хватательного рефлекса. Из
всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис
ходит акт сосания.
1.4. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯФункциональные системы обеспечивают организму ребенка оптимальное вза-
Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис_ИМ0Деиствие с внешней средой.
„,„, - Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань-
тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гете- г у vj "■ / « г, « г
ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это
В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. ФазыСВОеобРазная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но-
интенсивного роста сменяются фазами замедления. Для одних периодов характер™™ Уже наделен важнейшей Для его жизни Функцией сосания, обеспе-
рен общий рост ребенка, для других — увеличение отдельных частей тела. ивающеи ему питание.
Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе-
Выделяют три периода интенсивного роста: перация (лат. acceleration — ускорение), или в замедленном - ретардация (лат.
1. от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a Muccaretardation — замедление).
тела утраивается; Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп-
2. с б до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться наПовая.
7-8 см; ' __________
3. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. * Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе.
Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет.
Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.
У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселераты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.
Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток информации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей.
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:
" широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков;
■ урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
■ увеличение уровня радиации на Земле;
■ улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.
Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для
дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использованием индивидуальных программ или в специализированных классах.