Сердечно-сосудистая система. У новорожденных и детей младшего возраста сердечный выброс зависит от ЧСС

У новорожденных и детей младшего возраста сердечный выброс зависит от ЧСС, потому что ударный объем практически неизменен из-за низкой растяжимости левого желудочка. Хотя ЧСС в по­кое у детей выше, чем у взрослых (таблица 44-2), активация парасимпатической нервной системы, передозировка анестетиков и гипоксия могут вызы­вать у них выраженную брадикардию и снижение сердечного выброса. Риск брадикардии, сопряжен­ной с артериальной гипотонией, асистолией и ин-траоперационной смертью, особенно велик при экс­тренных и длительных хирургических вмешательст­вах. Симпатическая нервная система и барорецепторные рефлексы незрелые. Содержа­ние катехоламинов в сердечно-сосудистой системе детей младшего возраста невелико, а реакция ее на экзогенные катехоламины слабая. Способность со­судов отвечать на гиповолемию вазоконстрикцией ограничена. Ключевым симптомом гиповолемии у но­ворожденных и детей младшего возраста является артериальная гипотония, не сопровождающаяся тахикардией.

Некоторые типы электрокардиографов не под­ходят для новорожденных, потому что не могут ра­ботать в диапазоне столь высокой ЧСС. Чем мень­ше электроды, тем легче их установить вне опера­ционного поля. У новорожденных с нестабильной

ТАБЛИЦА 44-1 . Особенности новорожденных и де­тей младшего возраста, отличающие их от взрослых
Физиологические особенности Сердечный выброс в значительной степени зависит от ЧСС ЧСС выше АД ниже Частота дыхания выше Растяжимость легких ниже Растяжимость грудной клетки выше ФОЕ ниже Отношение площадь поверхности тела/вес выше Общее содержание воды в организме выше
Анатомические особенности Растяжимость левого желудочка очень низкая Остаточное фетальное кровообращение Затрудненная катетеризация артерий и вен Большая голова и язык Узкие носовые ходы Гортань расположена краниальнее и вентральнее Длинный надгортанник Короткая трахея и шея Выступающие аденоиды и миндалины Сила диафрагмы и межреберных мышц невелика Высокое сопротивление дыхательных путей
Фармакологические особенности Незрелые механизмы биотрансформации в печени Низкая связывающая способность белков Быстрое увеличение соотношения fa/fi при ингаляционной индукции анестезии Быстрая индукция анестезии и пробуждение Повышенная МАК ингаляционных анестетиков Увеличенный объем распределения для водо­растворимых лекарственных препаратов Незрелые нервно-мышечные синапсы

ТАБЛИЦА 44-2.Возрастные изменения частоты дыхания, ЧСС и АД*



Возраст Частота дыхания ЧСС АД
Систолическое Диастолическое
Новорожденные
12 месяцев
3 года
12 лет

" Представлены средние значения, их колебания могут составлять 25-50%

гемодинамикой может представлять большие труд­ности точное измерение АД. При низком АД бывает очень трудно прослушать тоны Короткова. Разме­ры манжетки для измерения АД должны быть точ­но подобраны (рис. 6-10). Новые технологии на ос­нове осциллографии и допплер-эффекта обеспечи­вают достоверное неинвазивное измерение АД. Прекордиальный стетоскоп недорог, позволяет проводить мониторинг ЧСС, оценивать тоны серд­ца и проходимость дыхательных путей.

Система дыхания

Частота дыхания наиболее высока у новорожден­ных, затем она постепенно снижается и в подростко­вом возрасте становится такой же, как у взрослых. Дыхательный объем и объем мертвого пространства в пересчете на килограмм веса не меняются. Форми­рование альвеол заканчивается лишь в старшем детском возрасте, и маленький размер альвеол яв­ляется причиной низкой растяжимости легких. На­против, растяжимость состоящей из хрящей груд­ной клетки новорожденных очень высока. Сочета­ние этих двух факторов является причиной коллапса грудной клетки при вдохе и относительно низкого остаточного объема при выдохе. Низкая ФОЕ имеет важное значение, поскольку она ограни­чивает кислородный резерв во время периодов апноэ (например, при интубации трахеи) и увеличивает риск ателектазов. Механизмы центральной регу­ляции дыхания в зависимости от PaO2 и PaCO2 у новорожденных и детей младшего возраста разви­ты плохо: у них, в отличие от взрослых, гипоксия и гиперкапния вызывают угнетение дыхания. Не­удивительно, что гипоксия в результате неадекват­ной вентиляции является основной причиной периопе-рационных осложнений и летальности у детей. Отсю­да ясно, насколько важна роль интраоперационной пульсоксиметрии и капнографии у детей.

У новорожденных и детей младшего возраста анестезию обычно проводят в условиях принуди­тельной ИВЛ. Многие наркозные аппараты не по­зволяют точно обеспечить низкий дыхательный объем и высокую частоту дыхания, необходимые для новорожденных и детей младшего возраста. Непреднамеренное вдувание высокого дыхатель­ного объема в дыхательные пути маленького ребен­ка приводит к резкому повышению пикового давле­ния в дыхательных путях и тяжелой баротравме легких. При ручной вентиляции лучше использо­вать дыхательный мешок емкостью 1 л — а не 3 л, как у взрослых. Большинство спирометров измеря­ют низкие дыхательные объемы с меньшей точно­стью. Объем дыхательной смеси, теряющийся в длинных шлангах с высокой растяжимостью, мо­жет играть очень важную роль ввиду низкого дыха­тельного объема у детей. Из-за этого у детей ис­пользуют короткие и жесткие дыхательные шлан­ги. Разделение Y-образного переходника перегородкой на инспираторную и экспираторную половины снижает объем мертвого пространства — параметра, определяющего у детей рециркуляцию дыхательной смеси.

Во время самостоятельного дыхания даже не­большое сопротивление в реверсивном дыхатель­ном контуре становится значительным для больно­го новорожденного. Это сопротивление создается направляющими клапанами, дыхательными шлан­гами и абсорбером. Некоторые анестезиологи пред­почитают контуры Мейплсона D или систему Бей-на из-за их низкого сопротивления и малого веса. Тем не менее сопротивление в дыхательном конту­ре можно легко преодолеть с помощью принуди­тельной вентиляции; следовательно, реверсивный контур можно использовать у больных любого воз­раста при возможности принудительной ИВЛ. Мо­ниторинг давления в дыхательных путях позволяет своевременно диагностировать перегиб эндотрахе-альной трубки или интубацию главного бронха.

Капнография позволяет оценить адекватность вентиляции, исключить интубацию пищевода, своевременно выявить злокачественную гипер-термию. Вместе с тем маленький дыхательный объ­ем и высокая частота дыхания затрудняют работу некоторых моделей капнографов. Капнографы прямого потока становятся неточными, если вес па­циента меньше 10 кг. Капнографы бокового потока точнее, но даже при их использовании инспиратор-ная концентрация CO2 может оказаться ложно за­вышенной, а экспираторная, наоборот, ложно зани­женной. Величина ошибки зависит от многих фак­торов, но ее можно свести к минимуму, расположив место забора дыхательной смеси как можно ближе к дистальному концу эндотрахеальной трубки, ис­пользуя короткую линию для транспортировки ды­хательной смеси к анализатору, а также снизив ско­рость аспирации дыхательной смеси до 100-150 мл/мин. Некоторые датчики капнографов прямого потока крупны и тяжелы, так что их применение со­пряжено с риском перегиба эндотрахеальной труб­ки, а также гиперкапнии (в результате увеличения аппаратного мертвого пространства).

Наши рекомендации