Виды фундаментальных эмоций
Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей. Чаще протекает в форме эмоционального стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.
Гнев – отрицательное эмоциональное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели.
Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.
Тревога. Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя – и на самом деле является – беззащитным. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела. Тогда она усиливает чувство ответственности, то есть выступает дополнительным мотивирующим фактором, в других случаях может полностью дезорганизовать поведение. Поскольку причины тревоги для самого человека часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорциональна высокой по сравнению с реальной опасностью.
Страх, также как тревога, – это реакция на опасность, но в случае страха опасность предметна, очевидна и объективна, а в случае тревоги скрыта и субъективна. Поэтому реакция на страх более или менее пропорциональна наличной опасности, а тревога – несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия. Страх – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Страх определяется как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с необходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Страх может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до невыносимого ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, и иногда может достигать такой силы, что человек погибает.
Беспечность – проявление избыточной уверенности в успехе деятельности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъективно представляется гарантированным.
Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.
Надежда – занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх между беспечностью и отчаянием.
Стыд – отрицательное состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам. Если страх – объективная тревожность, то стыд тревожность социальная, это тревога за свою репутацию.
Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удовольствие обычно возникает как результат уже происходящего действия, в то время как радость чаще связанна с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетворения какой-либо потребности.
Счастье. Человек обычно стремиться выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему достижимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том смысле, как он его понимает. Человек счастлив тогда, когда наступает совпадение задуманного и достигнутого. Следовательно, путь к счастью – в замыслах, идеях, мечтах.
Чувства
Чувства – более длительные и менее интенсивные психические состояния, которые возникают в результате обобщения эмоций и имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). С.Л Рубинштейн выделил три уровня проявления чувств человека:
1. Аффективно-эмоциональная чувствительность: элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;
2. Предметные чувства: материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;
3. Обобщенные мировоззренческие чувства, связанные с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Чувства вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.
Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.
Чувства человека иерархически организованы – у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу личности.
Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.
Праксические чувства(от греч. praxis –опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности.Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.
Нравственные чувства–эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а практическая их реализация - нравственностью.
Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.
Не угрозы и запрет формируют нравственную личность; она формируется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняющих свой социальный долг.
Чувство долга – это осознание и принятие человеком социальныхобязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести–повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos –чувствующий)– восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам.
Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство –образное отражение сущностных сторон действительности – рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смешного, в иронии –смешное под маской серьезного; возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими страданиями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического –возвышенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства.Радость познания–одно из самых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.
Любопытство–направленность сознания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность–устойчивое состояние познавательной направленности личности.
Настроение
Настроение – относительно слабо выраженное, диффузное эмоциональное переживание, не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного времени, не относящееся к конкретному предмету. Определяет общий постоянный эмоциональный фон, либо положительный, либо отрицательный. Настроение отражает особенности субъекта, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей, а также может улучшать или ухудшать жизнедеятельность людей.
Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окружающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и представления.
Особенности настроения:
· слабая интенсивность
· значительная длительность
· влияние на мысли и действия человека