Виды фундаментальных эмоций

Удивление – эмоциональная реакция на неожиданные об­стоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, на­правляя внимание на объект, его вызвавший, и может перехо­дить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важнейших потребностей. Чаще протекает в форме эмоциональ­ного стресса. Имеет характер астенической (ослабляющей чело­века) эмоции.

Гнев – отрицательное эмоциональное переживание, часто протекающее в форме аффекта, представляет собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению же­лаемой цели.

Отвращение– отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетиче­скими принципами и установками субъекта.

Тревога. Тревожность можно рассматривать как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе угрозу, опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя – и на самом деле является – беззащитным. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойст­вом за исход дела. Тогда она усиливает чувство ответственно­сти, то есть выступает дополнительным мотивирующим факто­ром, в других случаях может полностью дезорганизовать пове­дение. Поскольку причины тревоги для самого человека часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорциональна высокой по сравнению с реальной опасно­стью.

Страх, также как тревога, – это реакция на опасность, но в случае страха опасность предметна, очевидна и объективна, а в случае тревоги скрыта и субъективна. Поэтому реакция на страх более или менее пропорциональна наличной опасности, а тревога – несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия. Страх – отрицательное эмоцио­нальное переживание, связанное с прогнозом вероятного небла­гополучия. Может иметь как стенический, так и астенический характер. Страх определяется как ожидание и предсказание не­удачи при совершении действия, которое должно быть выпол­нено в данных условиях. Повторные неудачи в сочетании с не­обходимостью вновь и вновь повторять безуспешное действие приводят к страху перед этим действием. Страх может прояв­ляться как состояние боязливости, испуга и доходить до невы­носимого ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, и иногда может достигать такой силы, что человек погибает.

Беспечность – проявление избыточной уверенности в успехе деятельности. Она возникает в ситуации, когда успех еще не достигнут, но субъек­тивно представляется гарантированным.

Отчаяние – эмоциональное проявление уверенности в неуспехе действия, которое необходимо совершить.

Надежда – занимает промежуточное положение между тревожностью и беспечностью, а страх между беспечностью и отчаянием.

Стыд – отрицательное состояние, вызываемое осозна­нием своего несоответствия мнению окружающих и/или собст­венным принципам. Если страх – объективная тревожность, то стыд тревожность социальная, это тревога за свою репутацию.

Радость – положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность.

Удовольствие обычно возникает как результат уже про­исходящего действия, в то время как радость чаще связанна с ожиданием удовольствия при растущей вероятности удовлетво­рения какой-либо потребности.

Счастье. Человек обычно стремиться выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему дости­жимый при данных обстоятельствах максимум счастья в том смысле, как он его понимает. Человек счастлив тогда, когда на­ступает совпадение задуманного и достигнутого. Следова­тельно, путь к счастью – в замыслах, идеях, мечтах.

Чувства

Чувства – более длительные и менее интенсивные психические состояния, которые возникают в результате обобщения эмоций и имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устой­чивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). С.Л Рубинштейн выделил три уровня про­явления чувств человека:

1. Аффективно-эмоциональная чувствительность: элемен­тарные удовольствия и неудовольствия, связанные с удовлетво­рением органических потребностей;

2. Предметные чувства: материальные, интеллектуаль­ные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;

3. Обобщенные мировоззренческие чувства, связанные с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Чувства вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических потребностей, то высшие эмоции – чувства связаны с лично­стными, социально значимыми ценностями.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого индивида есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направлен­ность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с дей­ствительностью. Иерархия чувств определяет мотивационную сферу лич­ности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познава­тельные чувства.

Праксические чувства(от греч. praxis –опыт, практика) – чувства, возникающие в практической деятельности.Еще Аристотель гово­рил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Нравственные чувства–эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам.Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется моралью. Теория этих норм и правил – этикой, а прак­тическая их реализация - нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции – "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Не угрозы и запрет формируют нравственную личность; она форми­руется в гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной ответственности окружающих людей, неизменно исполняю­щих свой социальный долг.

Чувство долга – это осознание и принятие человеком соци­альныхобязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самокон­тролю, критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести–повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести состав­ляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравствен­ные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духов­ным самопостроением.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos –чувствующий)– вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его спо­собности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим эталонам.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства. Искусство –образное отражение сущностных сторон действи­тельности – рассчитано на способность человека понимать символиче­ское отображение идеализированной действительности. Опираясь на во­ображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, стано­вится средством формирования идеальных устремлений человека.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрас­ного и безобразного, но и в переживании комического и трагического. Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожи­данных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской смеш­ного, в иронии –смешное под маской серьезного; возможно и возвышен­ное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровож­дается экспрессивной эмоцией – смехом, непроизвольной реакцией пси­хической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими стра­даниями и разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое чувство трагического. Чувство трагического –возвы­шенно-патетическое чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности, ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства.Радость познания–одно из самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами – любопытством и любознательностью.

Любопытство–направленность сознания на снятие неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих – во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем он более любознателен. Любознательность–устойчивое состояние познавательной направленности личности.

Настроение

Настроение – относительно слабо выраженное, диффуз­ное эмоциональное переживание, не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного времени, не относящееся к конкретному предмету. Определяет общий постоянный эмоциональный фон, либо положительный, либо отрицательный. Настроение отражает особенности субъекта, влияет на восприятие ситуации, самого себя, других людей, а также может улучшать или ухудшать жизнедеятельность людей.

Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окру­жающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и пред­ставления.

Особенности настроения:

· слабая интенсивность

· значительная длительность

· влияние на мысли и действия человека

Наши рекомендации