Срединный Путь в системе ценностей
Согласно исследованиям психологов, система ценностей человека формируется в первые двадцать лет его жизни.
Система ценностей - это специфическая для каждого человека группа программ, определяющих на подсознательном уровне схему и стиль его мышления. Эта часть модели мира позволяет нам вырабатывать свое личное, субъективное отношение к происходящим с нами событиям, то есть определяет нашу реакцию на них.
Система ценностей помогает нам с определенностью различать, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что нормально и что ненормально, что важно и что не важно, или что приемлемо и что неприемлемо.
Правильно развитая система ценностей исключительно важна для построения гармоничной модели мира человека, поскольку именно система ценностей определяет цели и задачи, которые ставит перед собой человек, и способы, которыми он добивается поставленных целей, то, какие навыки и знания он хочет приобретать, а какими пренебрегает, то, каким образом он строит свои отношения с окружающими людьми.
Ярко выраженное полярное мышление в сочетании с четкой, раз и навсегда определенной и неизменной системой ценностей определяет жесткую модель мира, характерную для человека, привыкшего добиваться своего вне зависимости от обстоятельств и от мнения других. В случае, когда обстоятельства складываются благоприятно, и когда в социальной среде поощряется система ценностей обладателя жесткой модели мира, такая модель мира дает свои преимущества. Ее основным недостатком является слабо развитая способность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.
С ярким примером жесткой модели мира мы встречаемся в фильме Юрия Мамина "Фонтан", когда приехавший в Москву к дочери уважаемый в своем ауле житель иссушенной зноем среднеазиатской пустыни, обнаружив утечку воды из трубы, в разгар зимы отключает воду и отопление многоэтажного жилого дома, и, забаррикадировавшись в подвале, категорически отказывается включить воду до тех пор, пока течь не починят.
С жесткими и бескомпромиссными системами ценностей или отдельными пунктами системы ценностей мы в своей жизни встречаемся сплошь и рядом. Особенно ярко с травмирующими последствиями подобной непримиримости приходится сталкиваться молодым людям, еще не имеющим достаточного жизненного опыта, на основе которого они могли бы внести определенные коррективы в свою систему жизненных ценностей.
Недавно в телепередаче, в рубрике "человек в маске" на сцену вышел бывший заключенный, назовем его Сергей, рассказавший печальную и трагическую историю своей жизни.
Когда Сергею было пятнадцать лет, его отец умер на работе от сердечного приступа. Мальчик, безумно любивший отца, очень сильно переживал, и мать отправила его в молодежный туристический лагерь, чтобы он смог хоть чуть-чуть развеяться и оправиться от потрясения.
Домой Сергей вернулся без предупреждения, собираясь сделать матери сюрприз. К своему ужасу и негодованию он обнаружил ее в постели с мужчиной.
Пылая праведным гневом по поводу подобного предательства памяти отца, Сергей достал винтовку и застрелил обоих.
Затем был суд, приговоривший его к девяти с половиной годам тюремного заключения, три года в детской колонии и шесть с половиной лет во взрослых лагерях. Тетка, навещавшая Сергея в тюрьме, рассказала мальчику, что его отец не был образцовым мужем и обращался с матерью жестоко и сурово. Оказалось, что мать Сергея давно встретила другого мужчину, и она собиралась развестись с мужем, но от сына это до поры до времени скрывали, чтобы не травмировать его.
Даже длительное тюремное заключение не смогло примирить Сергея с терзающими его угрызениями совести, и, скорее всего, тяжелое чувство вины отравит ему всю оставшуюся жизнь.
В данном случае мы видим, как следование собственным, далеко не плохим и отнюдь не порочным убеждениям лишило жизни двоих и исковеркало судьбу третьего человека.
Убеждения людей бывают самыми разными, и, обычно, сам человек, особенно находясь в социуме, разделяющем его систему убеждений, не замечает, насколько странными и зачастую нелепыми бывают его убеждения, но на стороннего наблюдателя они могут производить впечатление чего-то не слишком адекватного.
Мне довелось довольно долгое время прожить в Испании, и, особенно в первое время, многие убеждения испанцев удивляли и веселили меня. Так, например, я выяснила, что огромный процент жителей Испании среднего и старшего возраста относился к Соединенным Штатам Америки с нескрываемой ненавистью и отвращением, и эти негативные чувства со свойственным испанцам жарким южным темпераментом проявлялись почему-то в основном в отношении к джинсам и гамбургерам. Когда речь заходила о США, мужчины с нескрываемой гордостью декларировали, что они никогда в жизни не носили джинсы и ни за что на свете не наденут на себя это уродливое и тошнотворное творение американцев, а то, что они говорили по поводу продающихся в "Макдональдсе" гамбургеров лучше не повторять. Однако молодое поколение, выросшее среди гамбургеров и джинсовой одежды, не разделяет этих убеждений, что нередко служит очередным основанием для непримиримого противостояния отцов и детей.
Поскольку наша система ценностей имеет самое непосредственное отношение к нашим взглядам на происходящие в жизни события, и от нее во многом зависит наша способность адаптировать свое поведение к жизненным ситуациям, с которыми мы сталкиваемся, она в значительной мере определяет нашу способность быть счастливым и наслаждаться жизнью.
Срединный путь в системе ценностей выражается в сознательном введении в модель мира новых жизненных ценностей таким образом, чтобы придать системе ценностей гибкость и гармоничность. В гармоничной модели мира редко встречаются крайние проявления приверженности какой-то конкретной ярко выраженной жизненной ценности, поскольку в ней всегда присутствуют противоположные полюса каждой жизненной ценности, и выбор стратегии поведения обуславливается интуитивно определяемым равновесием, центр которого смещается в ту или иную сторону в зависимости от ситуации.