Аэробные и анаэробные особенности организма бегуний на средние дистанции
Основой функциональной подготовки бегуна на средние дистанции является тренировка выносливости, которая определяется в первую очередь его аэробными и анаэробными возможностями. Понятие "аэробные возможности" отражает интегративную деятельность систем организма, ответственных за поступление, транспорт и утилизацию кислорода. Понятие "анаэробные возможности" отражает деятельность систем организма, отвечающих за энергетическое обеспечение работы и поддержание гомеостаза в условиях выраженной кислородной недостаточности. Эффективность аэробных и анаэробных процессов зависит так же от:
- общих запасов в организме энергетических веществ, служащих субстатами энергетических превращений (жиров, глюкозы, КФ и АТФ);
- степень совершенства компенсаторных механизмов, ответственных за поддержание гомеостаза во внутренней среде;
- активности ферментативных и гормональных систем, ответственных за регуляцию метаболического обмена.
Все факторы энергетического обмена оцениваются по критериям мощности (отражающим изменения скорости освобождения энергии в метаболистических процессах), емкости (в которых отражаются размеры, доступные для использования энергетических веществ, или объем произошедших во время работы метаболических изменений), экономичности (определяющими энергетические затраты на единицу пути), эффективности (определяющим в какой мере энергия, высвобожденная в метаболических процессах, используется для выполнения полезной работы).
Для дифференцированной оценки выносливости по параметрам мощности, емкости и эффективности наиболее важное значение имеют прямые физиологические и биохимические изменения в упражнениях, где возможно достичь максимальных значений этих параметров.
Совершенствование аэробных возможностей бегуний осуществляется за счет средств II (развивающей) и III (экстенсивной) зон. При чем тренировочные средства II зоны, выполняемые при ЧСС до 170 уд/мин, лактате до 4 ммоль/литр и потреблении кислорода до 90% от МПК, способствуют в основном повышению аэробной емкости и эффективности, а средства III зоны при ЧСС до 180 - 190 уд/мин, лактате до 8 ммоль/л и потреблении кислорода до 100% от МПК - аэробной мощности. Для совершенствования гипотетических анаэробных возможностей служат средства III (экстенсивной), IV (интенсивной), V (максимальной) зон. (Кулаков В. 1987).
Продолжительность целенаправленной функциональной подготовки составляет (в зависимости от особенностей жизненного цикла и состояния спортсмена) 8-12 недель. Предусматривается постепенное увеличение беговой нагрузки, сочетание нагрузочных и разгрузочных микроциклов 3:1 и обязательное использование бегового теста в каждом мезоцикле (4 недели).
При преимущественном использовании средств для развития выносливости применяются также средства силовой и технической подготовки.
1.3. Особенности функционирования женского организма в процессе соревновательной и тренировочной деятельности.
Несмотря на то, что спортсменки специализируются в беге на средние дистанции, выполняют в тренировке нагрузки, по объему и характеру близкие к мужским, применение этих нагрузок должно носить строго индивидуальный характер, что определяется биологическими особенностями женского организма.
Функциональные возможности организма спортсменок всегда в чем-то индивидуально различны.
Эти различия проявляются в характере реакции организма на физическую нагрузку и в динамике адаптационных (приспособительных) перестроек. В свою очередь это тесно связано с биологической особенностью женского организма - овариально - менструальным циклом (ОМЦ). Для четкого и рационального планирования тренировочных нагрузок всегда важно знать особенности проявления двигательных возможностей спортсменок на протяжении всех фаз ОМЦ.(Травин 1983)
Исследования Ю. Травина показали, что у 71,4% квалифицированных спортсменок силовые показатели в менструальный период (ПМ) улучшаются по сравнению к собственной фазе (М). У 21,5% обследованных спортсменок результаты тестовых показателей идентичны, и лишь, у 1% наблюдается ухудшение результатов.
В фазе овуляции (О) 42,9% спортсменок улучшают результаты, у 28,5% заметно ухудшение результатов, показатели 28,6% бегуний идентичны показателям в фазе М.
Постовуляторный (ПО) период характерен следующими показателями: у 35,7% спортсменок наблюдается улучшение результатов, у 35,7% резкое снижение, у 28,6% - результат относительно не изменен (О. Белин, С. Чернов 1983).
Динамика проявления скоростных возможностей выглядит так: у 50% испытуемых результат в период ПМ улучшается, у 50% результат относительно не изменен.
Фаза О характеризуется значительным приростом результатов у 78,6% спортсменок, ухудшение заметно лишь у 7,1% испытуемых и у 14,3% результат остается на прежнем уровне. В период ПО следует отметить снижение скоростных возможностей у 42,9% обследуемых, у 14,3% бегуний улучшаются результаты, у остальных спортсменок уровень результатов неизменен.
Характеризуя динамику специальной выносливости, следует отметить значительное улучшение результатов в период ПМ - 52,7%, ухудшение отмечалось у 28,5% спортсменок. В фазе О показатели специальной выносливости у 51,1% бегуний ухудшались, в то же время 42,8% спортсменок имеют отрицательную прибавку значений тестовых показателей. У 7,1% характерных изменений не происходит. В период ПО следует отметить улучшение показателей специальной выносливости у 64,3%, ухудшают же результаты 21,4% обследованных бегуний. У 14,3% период ПО не сказывается на результатах тестирования. (Исследования Ю. Травина, С. Чернова, О. Белина 1983)
Изучение рядом ученых динамики проявления физических качеств у бегуний на средние дистанции по фазам ОМЦ позволило выявить, что показатели, характеризующие уровень быстроты, силовых возможностей и специальной возможности, имеют индивидуальные колебания, соответствующие фазам цикла.
Однако, несмотря на разный уровень достижений, кривая изменения качеств по фазам ОМЦ имеет общую тенденцию для определенных групп бегуний и зависит от уровня квалификации.
Среди спортсменок, специализирующихся в беге на 800 м О. Белина выделяет четыре группы:
У первой группы показатели уровня физических качеств заметно улучшаются в ПО период и фазе М.
У второй - уровень физических качеств относительно неизменен во всех фазах ОМЦ.
У третьей - отмечено резкое ухудшение показателей в фазе О при относительной стабилизации их во всех других фазах.
У четвертой - отмечено заметное понижение уровня показателей в фазе М.
Таким образом, зная индивидуальные особенности проявления физических качеств на протяжении ОМЦ, тренер может вносить корректировки в режим нагрузок.
Выбор направленности тренировочных занятий обуславливается доминирующим проявлением того или иного физического качества, предрасположенностью организма спортсменки к выполнению нагрузки определенной направленности.
Особое внимание С. Чернов обращает режиму тренировочных нагрузок у бегуний в фазе М, так как в это время в организме происходят не только заметные функциональные сдвиги, но наблюдается и длительная психологическая неуравновешенность спортсменок. Часто это выражается в повышенной возбудимости, вялости, раздражительности, апатии, а порой и нежеланием тренироваться.
Характеризуя особенность тренировочного процесса в данный период для спортсменок первой группы, можно говорить об использовании значительных по объему и интенсивности нагрузок без ущерба для здоровья бегуньи.
Вторая и третья группы бегуний могут проводить тренировки без существенных коррективов. Однако следует ограничить работу скоростно - силового характера (пробегание отрезков максимальной скоростью, прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями).
У спортсменок четвертой группы бегуний независимо от квалификации ограничения в тренировочном процессе сводится к следующему:
а) работа скоростно - силового характера большей частью исключается в первый и второй дни фазы;
б) объем и интенсивность тренировочной нагрузки снижается на 20 - 25%;
в) основу тренировочных нагрузок составляет бег в аэробном режиме и общеразвивающие упражнения.
При планировании тренировочного процесса тренерам необходимо получить информацию об индивидуальных особенностях проявления динамики физических качеств своих воспитанниц с помощью относительно несложного педагогического тестирования. Контроль за динамикой скоростных возможностей осуществляется по результатам в беге на 100 м, силовых возможностей - по лучшему из трех попыток 1 5 -кратном прыжке с/м, за уровнем специальной выносливости - по тесту бегу 3 по 400 метров с полутораминутным интервалом для отдыха.(Белина, Чернов 1983)
Педагогическое тестирование целесообразно проводить на каждом этапе подготовки бегуний в течении всего годичного цикла.
Строгий учет особенностей проявлений физических качеств на протяжении ОМЦ окажет положительное влияние на адаптацию организма к повышению тренировочных нагрузок и на рост спортивных результатов.