Роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций

В процессе онтогенеза возрастает активное отношение ребенка к внешним факторам, усиливается роль высших отделов ЦНС в обеспечении адап- тивных реакций на внешнесредовые факторы. Особую роль в возрастной пе- риодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качест- венные изменения адаптивных механизмов, связанных с созреванием различ- ных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, обу- словливающих деятельность всех физиологических систем, формирование психических процессов и поведение ребенка. Такой подход сближает физиологические и психологические позиции в проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой периодизации развития ребенка. Л.С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Продолжая эту линию, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин особую роль в возрастной периодизации придавали ведущей деятельности, определяющей возникновение психологических новообразований. Важно иметь в виду, что особенности психического, так же как и особенности физиологического развития, определяются как внутренними факторами (морфофункциональными), так и внешними условиями, влияющими на инди- видуальное развитие ребенка. Физиологическими и психологическими исследованиями показано, что чувствительность к внешним воздействиям носит избирательный характер на разных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах наибольшей чувствительности к воздействию факто- ров среды. Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма способствует созданию благоприятных адекватных данному периоду условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, поскольку высокая чувствительность определенных функциональных систем должна быть, с одной стороны, использована для эффективного целенаправленного воздействия, способствующего их прогрессивному развитию, и, с другой сто- роны, неадекватность внешнесредовых факторов может привести к наруше- нию развития организма. Особенности взаимодействия организма и среды отражены также в понятии критические периоды развития. Принято считать, что критическим является только ранний постнатальный период, характеризующийся интенсивным морфофункциональным созреванием, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в дальнейшем не формируется. То же относится к речевой функции (известный пример детей – волков). Вместе с тем все дальнейшее индивидуальное развитие организма – процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфо-функционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (био- логическими) факторами развития, так и с внешними (социальными) факто- рами. В отличие от сенситивных периодов, характеризующихся повышенно чувствительностью отдельных функций, эти периоды отличаются существен- ными качественными преобразованиями, одновременно происходящими в разных физиологических системах и мозговых структурах, определяющих формирование психических процессов. Морфофункциональные перестройки основных физиологических систем на этих этапах развития обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, увеличение энерготрат, высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что позволяет отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воз- действий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь особо пагубные последствия. Рассматривая вопросы возрастной периодизации, необходимо иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят от этнических, климатических, социальных и других факторов. Кроме того, «актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с различиями темпов созревания организма и условий его развития. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста необходимо обращать внимание на оценку индивидуальных вариантов развития. Только сочетание возрастного и инди- видуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка может обеспечить разработку адекватных гигиенических и педагогических мер, способствующих нормальному здоровью и прогрессивному развитию организма и личности ребенка.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы .

Что изучает возрастная физиология?

2. Для каких наук возрастная физиология является теоретиче- ской основой? 3. Какие задачи призваны решать физиология и психофизиология?

4. Что такое онтогенез и филогенез?

5. Что включает в себя возрастная периодизация?

6. Какую роль играют высшие отделы ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы?

7. Что такое сенситивные и критические периоды развития?

ЛЕКЦИЯ 2 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

П л а н л е к ц и и.

1. Рост и развитие. Возрастная норма

2. Возрастная периодизация онтогенеза человека

3. Факторы, влияющие на рост и развитие

4. Биологический возраст и показатели зрелости

5. Акселерация или секулярный тренд

6. Строение опорно-двигательного аппарата

7. Возрастные особенности скелета детей

8. Общие сведения о мышцах

.9. Роль мышечных движений в развитии организма

10. Кости черепа и возрастные особенности черепа

11. Рост позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника

12. Развитие грудной клетки

Наши рекомендации