Тема 1.3. Психофизиология эмоций и памяти
Эмоции – язык бессознательного. Классификация эмоций. Эмоциональное состояние и эмоциональное выражение (переживание). Теории эмоций. Память. Мгновенная память. Кратковременная (оперативная) память и ее механизмы. Долговременная память. Морфологические и химические гипотезы памяти. Консолидация. Энграмма памяти и ее свойства.
Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.
По критерию длительности эмоциональных явлений выделяют, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние) и эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние в большей степени отражает общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками, эмоциональное реагирование — это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер. Наиболее существенными характеристиками эмоций являются их знак и интенсивность. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются определенной интенсивностью
Возникновение и протекание эмоций тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, причем решающую роль играет лимбическая система. Лимбическая система — комплекс функционально связанных между собой филогенетически древних глубинных структур головного мозга, участвующих в регуляции вегетативно-висцеральных функций и поведенческих реакций организма.
Теории эмоций.
Биологическая теория Дарвина. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции.
Теория Джеймса-Ланге — предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:" мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим".
Таламическая теория Кеннона-Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга - таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий
Биологическая теория П.К. Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории, в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, — негативной окраски, вторая, напротив, позитивной.
Информационная теория эмоций вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция — это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы: Э = f (П, (Ин - Ис) ...), где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Память.
Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях. По определению, память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.
Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм — т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.). Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм.
В нейрофизиологии выделяют следующие элементарные механизмы научения: привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный, осознанный характер. Элементарные формы научения есть даже у беспозвоночных. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции. Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.
Существует разделение памяти на генотипическую и фенотипическую. Первая — генотипическая, или филогенетическая, связана с безусловными рефлексами и инстинктами. Вторая — фенотипическая — обеспечивает обработку и хранение информации, приобретаемой в ходе онтогенеза на основе различных механизмов научения. Образная память связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Словесно-логическая (или семантическая) - это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.
Другим основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида: иконическую, или сенсорную, память (ИП); кратковременную, или оперативную, память (КВП); долговременную, или декларативную, память (ДВП). Длительность хранения в сенсорной, или иконической, памяти составляет 250-400 мс, однако по некоторым данным этот процесс может продолжаться до 4-х сек. Объем ИП при наличии соответствующей инструкции от 12 до 20 элементов. Длительность хранения в кратковременной памяти около 12 сек., при повторении дольше. Объем КВП представлен широко известным числом Миллера 7 ± 2 элемента. Длительность хранения в ДВП неопределенно долгая, объем велик, по некоторым представлениям, неограничен
Во всех вышеперечисленных видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя, по крайней мере, три этапа: формирование энграммы, т.е. следа, оставляемого в мозгу тем или иным событием; сортировка и выделение новой информации; долговременное хранение значимой информации
Системы регуляции памяти. Важным параметром классификации памяти является уровень управления, или регуляции, мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором — в результате осознанной мнестической деятельности. В целом система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические и специфические компоненты. При этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой) — сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью анализаторных систем.
1.4. Литература
Основная:
1. Психофизиология: Учеб. /Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
1. Батуев А.С. Социальное и биологическое в природе человека. – СПб: ГИПСР, 2001.
2. Батуев А.С. Что такое психофизиология. – СПб: ГИПСР, 2001.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПБ: Питер, 2000.
4. Ухтомский А.А. Доминанта души. – Рыбинск, Рыбинское подворье, 1997.
5. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. – Рыбинск, Рыбинское подворье, 2000.
6. Батуев А.С. (ред.) Методы исследований в психофизиологии. СП6, 1994.
7. Беритов И.С. Структура и функции коры больших полушарий. М., Наука, 1969.
8. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., Медицина, 1999.
9. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., Мир, 1988.
10.Бойко Е.И. Время реакции человека. М., Медицина, 1964.
11.Гусельников В.И. Электрофизиология головного мозга: курс лекций. М.,1976.
12.Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.,1992.
13.Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. Из-во МГУ, 1985
14.Милнер П. Физиологическая психология. М.,1973.
15.Поворинский А.Г., Заболотных В.А. Пособие по клинической электроэнцефалографии. Л., 1987.
16.Роуз С. Устройство памяти. М., Мир, 1995.
17.Русинов В. С. (ред.) Биопотенциалы мозга человека. Математический анализ. М.1987.
18.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., Наука, 1992.
19.Соколов Е.Н. Теоретическая психофизиология М., МГУ, 1986.
20.Сумароков А.В., Михайлов А.А. Клиническая электрокардиография. М., 1984.
21.Фресс П.. Пиаже Ж.. Экспериментальная психология. Вып. Ш. М.. 970.
22.Хомская Е.Д. Нейропсихология. Из-во МГУ, 1984.
23.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., Мир, 1990.
24.Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М. Просвещение, 1995.
25.Шеперд Г. «Нейробиология». В 2-х т. М., 1987.
1.7. Блок самопроверки
Предложите решение следующим ситуационным задачам:
§ У вас на консультации клиенты, у которых имеется на руках ЭЭГ с заключениями, в которых:
А) отмечается незрелость ритма (ребенок 12 лет);
Б) выявляются ЭП – комплексы (взрослый человек).
О чем могут свидетельствовать эти признаки. Какие проблемы можно ожидать у этих клиентов? Ваши действия?
§ К вам обратились представители крупной компании с просьбой разработать опросник для проверки персонала на детекторе лжи. Цель – выявить достоверность данных, сообщенных сотрудниками о себе при приеме на работу. Какого характера вопроса вы включите в опросник (будут ли это только вопросы, касающиеся непосредственно информации, предоставленной сотрудниками)?